Пояснительная записка Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 9 класса как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: - математической грамотности; - способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему; - способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); - способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; - понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; - демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; - проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность); - способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Планируемые результаты Планируемые личностные результаты - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных ученых в развитие мировой науки; - ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; - умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; - критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач. Планируемые метапредметные результаты - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; - умение устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; - умение иллюстрировать изученные свойства и понятия фигур, опровергать неверные утверждения; - компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; - первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; - умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; - умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решения в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации; - умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; - умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки; - понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. ТЕМАТИКА математика» КУРСА «Функциональная грамотность. Реальная Про земельные участки, про преимущества газового отопления перед электрическим обогревом помещения. Про устройство террас-грядок на горном склоне и урожайность сельскохозяйственных культур. Задачи про стоимость мобильной связи, про выбор оптимального тарифа в зависимости от минут и гигабайт. Задачи про теплицу. Про установку печи в бане, дровяная печь в эксплуатации обойдется дешевле электрической. Задачи про автомобильные шины. Задачи про формат листов А4 Задачи по план-схеме двухкомнатной квартиры, нахождение и сравнение площадей разных комнат. Задачи про ОСАГО, страховые случаи дорожных ситуаций и автолюбителей. Про схемы метро, вычисление длины кольцевой линии и отдельных веток метро от одной станции до другой; расчет наиболее дешевой поездки по различным видам проездных карт. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения Формы организации учебных занятий При организации занятий будут применяться традиционные формы: лекции, семинары, самостоятельные и исследовательские работы, работа в группах, домашние самостоятельные работы. Но на первое место выйдут такие организационные формы, как дискуссия, выступления с докладами: с отчетными докладами по результатам написания рефератов или выполнения индивидуального домашнего задания, а так же с докладами, дополняющими выступления учителя или ученика. Проектная работа . Основные виды учебной деятельности Виды деятельности со словесной (знаковой) основой: Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Работа с научно-популярной литературой; Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Написание рефератов и докладов. Вывод и доказательство формул. Анализ формул. Решение текстовых количественных и качественных задач. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: Анализ графиков, таблиц, схем. Анализ проблемных ситуаций. Изготовление плоских чертежей объемных фигур Виды деятельности с практической (опытной) основой: Работа с раздаточным материалом. Измерение величин. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. Моделирование и конструирование. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Количество Сроки урок Тема часов Что такое практико- 1ч 1н 1 ориентированные задачи, их особенности. Виды практикоориентированных заданий. Практические обучающихся навыки Учиться применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. понимать роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения. Задачи про земельные участки, про 2ч преимущества газового отопления перед электрическим обогревом помещения. 2-3 н 2 Овладевают умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами. 4-5 н 3 Задачи про устройство террас-грядок 2ч на горном склоне и урожайность сельскохозяйственных культур. 6-7 н 5 Задачи про стоимость мобильной 2ч связи, про выбор оптимального тарифа в зависимости от минут и гигабайт. Задачи про теплицу. 1ч Овладевают умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами. Овладевают умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами. 9н 6 Задача про установку печи в бане, 1ч дровяная печь в эксплуатации обойдется дешевле электрической. Задачи про автомобильные шины. 1ч 10 н Задачи про формат листов А4 1ч 11 н 4 8н 7 8 9 10 11 12 13 Задачи по план-схеме 2ч двухкомнатной квартиры, нахождение и сравнение площадей разных комнат. Задачи про ОСАГО, страховые 1ч случаи дорожных ситуаций и автолюбителей. 12-13 н Задача про схемы метро, вычисление 1ч длины кольцевой линии и отдельных веток метро от одной станции до другой; расчет наиболее дешевой поездки по различным видам проездных карт. 15 н Задачи практико-ориентированного 3ч содержания: на движение, на совместную работу. 16-18 н Геометрические задачи на 3ч построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Геометрические задачи на 18-21 14 н Овладевают умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами. Овладевают умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами. Овладевают умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами. Овладевают умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами. Овладевают умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами. Овладевают умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами. Овладевают умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами. Овладевают умениями решать геометрические задачи различных видов, различными способами. построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Статистические явления, 2ч представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы 22-23 н Овладевают умениями использовать данные таблиц. диаграмм при решении задач. Решение задач на вероятность 3ч событий в реальной жизни. 24-26 н 16 Вычисление расстояний на 2ч местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. 27-28 н Овладевают умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами. Овладевают умениями применять формулы в повседневной жизни. 17 Квадратные уравнения, 3ч аналитические и неаналитические методы решения 28-31 н 18 Практикум по решению задач всех 3ч типов курса 32-34 н 14 15 Овладевают умением решать квадратные уравнения различными способами. Закрепляют умения решать задачи разных видов. Материально-техническое обеспечение, интернет-ресурсы 1. Компьютер, ноутбуки. 2 Тесты и тренинги на uztest.ru; 3. Открытый банк заданий по математике http://mathgia.ru/or/gia12/Main.html 4. Генератор вариантов 2022 http://alexlarin.net/ 5. Видеоуроки по математике Кирилла и Мефодия. 6. Задания сайта Pisa