1 Пояснительная записка Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность предоставляется Федеральными государственными образовательными стандартами. 1. Нормативные документы План внеурочной деятельности МКОУ «Усть-Салдинская СОШ» на 2023-2024 учебный год сформирован в соответствии с нормативными документами: • • • • • • • • • • • • • • • • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями (от 18.07.2022 № 569); Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями (от 18.07.2022 № 568); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»; Письмо Минпросвещения № ТВ-1290/03 от 05.07.2022 «О направлении методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности»; Федеральная образовательная программа начального общего образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372); Федеральная образовательная программа основного общего образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370); Федеральная образовательная программа среднего общего образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Положение об организации внеурочной деятельности в МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»; Устав МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»; Основная образовательная программа начального общего образования; Основная образовательная программа основного общего образования; Основная образовательная программа среднего общего образования; Годовой календарный учебный график Учебные планы НОО, ООО, СОО на 2024 – 2025 уч.г. Согласно ФГОС в учебных планах отводится не более 10 часов на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального, основного или среднего общего образования. 2 2. Особенности организации внеурочной деятельности при реализации основных образовательных программ Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения. Цель внеурочной деятельности общего образования: создать условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения культурных традиций, а также воспитание и социализация духовно-нравственной личности. Внеурочная деятельность организуется в 1-4 классах из расчета 33 учебных недели в год в 1, 9, 11 классах, 34 учебных недели в год в остальных классах, включая каникулярное время. Занятия начинаются по графику работы ОО. Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как экскурсии, кружки, секции, конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования, исследования, общественно-полезные практики, группа продленного дня. Внеурочная деятельность позволяет удовлетворить детям свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умения осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программ; является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая их. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как кружки и секции, ВПК. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не включается в расчёт допустимой (максимальной) обязательной нагрузки учащихся. Внеурочная деятельность осуществляется непосредственно в образовательном учреждении. Основное преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации заключается в создании условий для полноценного пребывания ребенка в образовательной организации в течение дня, содержательном единстве учебной, воспитательной и развивающей деятельности в рамках основной образовательной программы образовательной организации. При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации предполагается, что в этой работе принимают участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной школы, учителяпредметники, преподаватель-организатор ОБЖ). По проведению внеурочной деятельности организовано сетевое сотрудничество с сельским домом культуры и сельской библиотекой, занятия проводят руководитель кружков и заведующий библиотекой. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет классный руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором. 3. Содержательное наполнение внеурочной деятельности План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении общего 3 образования с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются через реализацию выбранной модели: Модель Исполнители Содержательное наполнение Оптимизационная модель: - создание единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении; - содержательное и организационное единство деятельности всех структурных подразделений образовательного учреждения; широкое взаимодействие со всеми агентами воспитания и социализации; минимизация финансовых расходов на организацию внеурочной деятельности. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в её реализации принимают участие все педагогические работники данной ОО. При этом координирующую роль выполняет классный руководитель занятия обучающихся по формированию функциональной грамотности; - занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими творческую, спортивную деятельность; профориентационные занятия обучающихся Внеурочная деятельность организуется по 6 направлениям развития личности Направление ВД Основное содержание занятий Часть, рекомендуемая для всех обучающихся ИнформационноОсновная цель: развитие ценностного отношения обучающихся просветительские к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной занятия истории, богатой природе и великой культуре. патриотической, Основная задача: формирование соответствующей внутренней нравственной и позиции личности школьника, необходимой ему для экологической конструктивного и ответственного поведения в обществе. направленности Основные темы связаны с важнейшими аспектами жизни «Разговоры о важном» человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, 4 Занятия формированию функциональной грамотности по Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности. Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников. Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной деятельности. Основные организационные формы: профминимум: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, профессиональные пробы, экскурсии, посещение ярмарок профессий Вариативная часть Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие способности обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего. Основные организационные формы: - занятия по углубленному изучению учебных предметов, - занятия проектно-исследовательской деятельностью, - занятия, связанные с освоением регионального компонента образования, - дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении образовательной программы Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Основные задачи: - раскрытие творческих способностей, - физическое развитие обучающихся, - оздоровление школьников Основные организационные формы: занятия в школьном спортивном клубе, творческих объединениях, кружках Основная цель: развитие важных для жизни умений – заботиться о других и организовывать свою деятельность. Основная задача: обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы Основные организационные формы: педагогическое сопровождение деятельности Центра детских инициатив 5 сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений Учебный план внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО Обязательная часть учебного плана внеурочной деятельности наполнена согласно ФГОС НОО. В нее входят: • Курс «Разговоры о важном» реализуется классными руководителями каждый понедельник первым уроком во всех классах ступени. • Курс по профориентации «Тропинка в профессию» реализуется педагогомпсихологом каждый четверг (в день профминимума для старших классов) во всех классах ступени. • Курс по читательской грамотности «Красиво пишем, правильно говорим» для обучающихся 1 - 2 классов, курс «Страна Читалия» для обучающихся 3 - 4 классов, которые имеют проблемы с построением устной и письменной речи проводит учитель-логопед. • Учебный план внеурочной деятельности начального общего образования (недельный) Количество часов в неделю Всего I II III IV Обязательная часть Разговоры о важном Профориентация. профессию Тропинка Красиво пишем, правильно говорим Читательская грамотность. Страна «Читалия» в 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 2 1 1 2 Вариативная часть Школьный спортивный клуб «Путь 1 1 чемпиона» 1 1 Орлята России 1 1 4 1 1 4 РДДМ «Движение первых» 1 1 1 1 4 Творческая мастерская 1 1 1 1 4 Школьный хор 1 1 1 1 4 Школьный театр 1 1 1 1 4 Итого 9 9 9 9 36 6 Вариативная часть внеурочной деятельности наполнена курсами: • Школьный спортивный клуб «Путь чемпиона» - при подготовке к спортивным соревнованиям, при организации динамических пауз в течение учебного дня. • Орлята России, РДДМ «Движение первых» - при подготовке к проведению акций, творческих и патриотических мероприятий. • «Творческая мастерская», «Школьный хор», «Школьный театр» при подготовке к выставкам, конкурсам, фестивалям. Учебный план внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО Обязательная часть учебного плана внеурочной деятельности наполнена согласно ФГОС ООО. В нее входят: • Курс «Разговоры о важном» реализуется классными руководителями каждый понедельник первым уроком во всех классах ступени. • Курсы по профориентации «Я-ТЫ-ОН-ОНА-вместе целая страна», «Россия – мои горизонты» реализуется ответственным за организацию профминимумма и советником по воспитанию каждый четверг во всех классах ступени. • Курсы по функциональной грамотности «Реальная математика» для обучающихся 5 9 классов помогают развивать метапредметные УУД. Учебный план внеурочной деятельности основного общего образования (недельный) Количество часов в неделю V Разговоры о важном 1 Моя Россия – новые горизонты Я-ТЫ-ОН-ОНА-вместе 1 целая страна Функциональная грамотность: учимся для 1 жизни VI VII Обязательная часть Всего VIII IX 1 1 1 1 5 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 5 Вариативная часть Школьный спортивный 1 клуб «Путь чемпиона» РДДМ «Движение 1 первых» 1 Школьный хор 1 1 1 1 5 1 1 1 1 5 1 1 1 1 5 1 1 5 Школьный театр 1 1 1 ЮИД Волонтерский ПРО#ДОБРО 1 1 1 1 1 1 1 9 8 8 8 итого отряд 7 3 4 7 42 Вариативная часть учебного плана внеурочной деятельности наполнена курсами: • • • • • Школьный спортивный клуб «Путь чемпиона» - при подготовке к спортивным соревнованиям, при организации динамических пауз в течение учебного дня. РДДМ «Движение первых» - при подготовке к проведению акций, творческих и патриотических мероприятий. «Школьный хор», «Школьный «Театр улыбок» при подготовке к выставкам, конкурсам, фестивалям; ЮИД; Волонтерский отряд ПРО#ДОБРО Учебный план внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС СОО Обязательная часть учебного плана внеурочной деятельности наполнена согласно ФГОС СОО. В нее входят: • Курс «Разговоры о важном» реализуется классными руководителями каждый понедельник первым уроком во всех классах ступени. • Курс по профориентации «Россия – мои горизонты» реализуется ответственным за организацию профминимумма каждый четверг во всех классах ступени. Учебный план внеурочной деятельности среднего общего образования (недельный) Количество часов в неделю X Обязательная часть Разговоры о важном Моя Россия – новые горизонты Всего XI 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 4 4 Вариативная часть Школьный спортивный клуб «Путь чемпиона» РДДМ «Движение первых» Итого 8 Вариативная часть учебного плана внеурочной деятельности наполнена курсами: • Школьный спортивный клуб «Путь чемпиона» - при подготовке к спортивным соревнованиям, при организации динамических пауз в течение учебного дня. • РДДМ «Движение первых» - при подготовке к проведению акций, творческих и патриотических мероприятий. 8 4. Планируемые результаты внеурочной деятельности План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией и направлен, как и рабочие программы курсов внеурочной деятельности, на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ. • • Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний. Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. • Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, ранняя профилизация. Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио, в 9 и 11 классах – индивидуальный проект. 5. Материально-техническое обеспечение Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем, музыкальной техникой, библиотекой, спортивной площадкой; имеется столовая, в которой будет организовано питание. Школа располагает кабинетами, оборудованным компьютерной техникой, подключенным к локальной сети Интернет. Кабинеты начальных классов, некоторые предметные кабинеты основной школы оснащены интерактивными досками и прочим необходимым оборудованием. 9