РП ДОП Мир шахмат

1

Пояснительная записка
1.1.Статус документа
Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной
направленности «Мир шахмат» создана на основе следующих документов:
• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Устав МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»;
• Годовой календарный учебный график;
• Локальные акты по реализации дополнительного образования в ОО;
• Учебный план дополнительного образования МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»
1.2. Аннотация рабочей программы дополнительного образования
Программа «Мир шахмат» направлена на умственное развитие личности учащегося, его
творческой самореализации. Программа призвана помочь ребенку стать ответственным и
знающим гражданином, способным сознательно беречь и укреплять свое интеллектуальное
здоровье.

1.3.Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) рабочей программы
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим
школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально
организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий,
создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги
в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры,
шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания,
разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на
отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода
игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки,
стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым
моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за
передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы,
выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Цели и задачи рабочей программы
Цель курса «Мир шахмат»:
1. равномерное развитие логического и физического интеллекта детей.
2. формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие
посредством занятий шахматами и физической культурой.
Задачи преподавания шахмат в школе:
2

Общие:
- гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности, укрепление
здоровья;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение
обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в
школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и
досуга.
Образовательные:
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития
шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,
особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных
подвижных игр;
- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами
записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования
действий во время партии;
- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование
шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и
оздоровления;
- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей,
индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о
шахматах в частности;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,
эмоциональных и двигательных проявлений;
- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение
функциональных возможностей их организма;
- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта
интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и
физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими
упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям.

1.4.Общая характеристика деятельности
Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
•

принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
3

•

принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка
своим темпом;

•

принцип целостного представления о мире - при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

•

принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный
выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

•

принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах
организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и
личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого
интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий,
развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении
цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Настоящая
программа
включает
в
себя
два
основных
раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»;
«Практико-соревновательная деятельность».
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены
исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные
аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об
организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач,
шахматных
праздников.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов
и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики
ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.

1.7.Место курса в учебном плане
Программа разработана для учащихся 9 – 16 лет и рассчитана на изучение
материала в течение 136 часов (2 года).

2. Планируемые результаты изучения курса дополнительного
образования
Содержание курса
«Мир шахмат» направлено на воспитание творческих,
компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в
личной,
общественной
и
профессиональной
деятельности.
В центре образовательного процесса теперь стоит личность ребёнка, для которой
одинаково важное значение имеют как знания, умения и навыки, полученные в процессе
обучения, так и способность и готовность успешно решать жизненные задачи, плодотворно
работать в группе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса и рынка труда.
В этой связи содержание программы «Мир шахмат» при её соответствии
целевым установкам системы начального общего образования имеет следующие ценностные
ориентиры:

4

– воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к её истории;
– формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём разнообразии
культур, национальностей, религий;
– обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению к
людям;
– развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в
ней нуждается;
– воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра,
признание права каждого на собственное мнение и способность принять самостоятельное
решение
с
учётом
позиции
всех
участников
процесса)
и
их
труду;
– развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося,
самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства ответственности, желания
и
умения
учиться,
стремления
к
самообразованию
и
самовоспитанию;
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к
себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критично
относиться
к
своим
поступкам
и
умения
адекватно
их
оценивать;
– воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей;
– информирование о необходимости заботиться о собственном здоровье и
укреплять его, уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу
жизни, здоровью, безопасности личности.
Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение учащимися
системы ценностей.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил
межличностных отношений.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных
явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна
из задач образования.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя
страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны.
Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре,
её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и
частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения — понимание важности общения как значимой составляющей жизни
общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных,
предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО и ООО.
Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные
качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного
материала.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
5

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного
здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень
сформированности
универсальных
учебных
действий:
познавательных,
коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную
цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в
зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы
творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и
операций, включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить
нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
6

- умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные,
физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия,
вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт
обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного
предмета.
– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на
развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о
физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня,
утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и
соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм
волевого управления поведением.
В результате освоения программы «Мир шахмат» учащиеся должны знать /применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой
вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований,
шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими,
духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист - спортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных
деятелей России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности
К концу первого учебного года учащиеся должны:
• уметь объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые и черные, ход, взятие,
стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, паи,
ничья;
• знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и
взятие каждой фигуры;
• иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы
партнера;
• ориентироваться на шахматной доске;
• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушения правил шахматного кодекса;
7

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

правильно располагать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в
один ход;
знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
знать цену каждой шахматной фигуры;
усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей,
ферзем и королем;
владеть способом взятие на проходе;
записывать шахматную партию;
уметь играть целую шахматную партию с партнером от начала до конца с записью
своих ходов и ходов партнера.
уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и
создавать свои угрозы;
защищать свои фигуры от нападения и угроз;
решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в
партиях: двойной удар, связку, ловлю фигур, сквозной удар, мат на последней
горизонтали, открытый и двойной шахи;
ставить мат одинокому королю ладьей и королем;
разыгрывать шахматную партию с партнером от начала и до конца, правильно выводя
фигуры в дебюте;
реализовать большое материальное преимущество.

К концу второго учебного года учащиеся должны:
• владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение»,
«уничтожение защиты», «спёртый мат»;
• понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале
партии;
• знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
• уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое
материальное преимущество;
• принимать участие в шахматных соревнованиях.
• владеть основными шахматными позициями,
• владеть основными элементами шахматной тактики и технике расчета вариантов в
практической игре,
• находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три
хода,
• знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте, открытые дебюты и
их теоретические варианты,
• уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках,
• разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать
теоретические позиции,
• уметь реализовывать материальное преимущество,
• принимать участие в шахматных соревнованиях.

8

3.Основное содержание курса «Мир шахмат»
1 год обучения (1 полугодие)
Теоретические основы и правила шахматной игры (23 ч.)
Сведения из истории шахмат.
История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе.
Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные
шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и
понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры,
нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая
рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур,
основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии.
Практико-соревновательная деятельность (3 ч.)
Соревнования.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, соревнования.
1 год обучения (2 полугодие)
Теоретические основы и правила шахматной игры (30 ч.)
Сведения из истории шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе. Чемпионы мира по шахматам.
Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и
понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры,
нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая
рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур,
основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы
дебюта.
Практико-соревновательная деятельность (12 ч.)
Конкурсы решения позиций.
Соревнования.
Шахматный праздник.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,
соревнования, шахматные праздники.

9

2 год обучения (1 полугодие)
Теоретические основы и правила шахматной игры (14 ч.)
Сведения из истории шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и
воспитательное значение шахмат. История зарождения соревнований по шахматам, системы
проведения шахматных соревнований.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и
понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры,
нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая
рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур,
основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы
дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при
равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы
пешечных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность (12 ч.)
Конкурсы решения позиций.
Соревнования.
Шахматный праздник
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,
соревнования, шахматные праздники.
2 год обучения (2 полугодие)
Теоретические основы и правила шахматной игры (30 ч.)
Сведения из истории шахмат.
История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и
понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры,
нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и
короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила
фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись
шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в
начале партии, атака на равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа
шахматной партии, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность (12 ч.)
Конкурсы решения позиций.
Соревнования.
Шахматный праздник.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,
соревнования, шахматные праздники.
10

4.Тематический план
Первый год обучения (1 полугодие)
Содержание
раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности
учащихся
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Из истории
Основные содержательные
Имеют представление об истории
шахмат
линии
возникновения шахмат и появления их на Руси.
Сведения о возникновении
шахмат и появлении их на Руси,
первое знакомство с
чемпионами мира по шахматам
и ведущим шахматистом мира.
Базовые понятия Основные содержательные
Знают основные шахматные термины: белое и
шахматной игры линии
черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
Изучение основ шахматной
центр, начальное положение, белые и черные,
игры: шахматная доска,
ход, взятие, взятие на проходе, длинная и
шахматные фигуры, начальная
короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Знают
позиция фигур, шахматная
правила хода и взятие каждой фигуры.
нотация, ценность фигур,
Умеют правильно располагать шахматную
нападение, взятие, шах и
доску и расставлять фигуры перед игрой,
защита от шаха, мат, пат,
записывать шахматную позицию и партию,
рокировка, взятие на проходе,
рокировать и объявлять шах , ставить мат,
превращение пешки, матование решать элементарные задачи на мат в один ход,
одинокого короля различными
играть каждой фигурой в отдельности и в
фигурами, начало шахматной
совокупности с другими фигурами без
партии, материальное
нарушения правил шахматного кодекса,
преимущество, правила
разыгрывать партию с партнером.
шахматного этикета, дебютные Соблюдают правила поведения за шахматной
ошибки.
доской.
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность
Соревнования
Основные содержательные
Умеют правильно располагать шахматную
линии
доску и расставлять фигуры на ней, играть
Участие детей в шахматном
партию от начала до конца с записью,
турнире
пользоваться шахматными часами.

Тематическое планирование первый год обучения (26 часов)
№

Тема урока

Содержание занятия

1.

Шахматы – мои друзья.
История возникновения
шахмат.

2.

Шахматная доска.
Горизонталь.
Вертикаль.
Диагональ.

3.

Шахматная нотация.
Шахматные фигуры и
начальная позиция.

Знакомство детей с правилами техники безопасности на
занятиях по шахматам. Введение и раскрытие понятия
«шахматная игра», рассказ об истории возникновения данного
понятия и шахматной игры в целом
Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска»,
белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и
центральными полями, правильным расположением шахматной
доски в начале партии
Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь»
Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль»
Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ»
Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных
фигур
Расстановка шахматных фигур в начальной позиции

11

4.

Ладья.

5.

Слон.

6.

Ферзь.

7.

Конь.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Пешка.
Превращение пешки.
Король.
Ценность фигур.
Нападение.
Взятие. Взятие на проходе.
Шах и защита от шаха.
Мат.
Пат – ничья.
Рокировка.
Основные принципы игры в
начале партии.
Мат двумя ладьями
одинокому королю.
Мат ферзем и ладьей
одинокому королю.
Мат ферзем и королем
одинокому королю.
Материальное
преимущество.
Нарушение основных
принципов игры в начале
партии.
Партии – миниатюры.
Запись шахматной партии.
Шахматный этикет.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.

17.
18.
19.
20.
21.

22.
23.
24.
25.
26.

Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её местом
в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске:
ход и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный
ход»
Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом
в начальной позиции, объяснение способов передвижения слона
по доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий
«белопольный» и «чернопольный» слон
Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в
начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход
и взятие
Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в
начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход
и взятие
Правила хода и взятия пешкой
Правила превращение пешки
Правила хода и взятия королём
Сравнительная сила фигур
Атакующие возможности фигур
Особое взятие пешкой: взятие на проходе
Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха
Постановка мата всеми фигурами
Варианты ничьей
Правила рокировки, длинная и короткая рокировки
Общие принципы игры в начале шахматной партии
Техника матования одинокого короля двумя ладьями
Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй
Техника матования одинокого короля ферзём и королём
Определение материального преимущества, реализация
материального преимущества
Ошибочные ходы в начале партии и их последствия
Анализ коротких партий
Способ ведения записи партии во время соревнований
Правила поведения шахматиста во время партии
Участие в шахматном турнире
Участие в шахматном турнире
Участие в шахматном турнире

Первый год обучения (2 полугодие)
Содержание
раздела
Из истории
шахмат

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности
учащихся
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Основные содержательные Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам
линии
в развитие шахматной культуры.
Сведения о каждом из 16
чемпионов мира по шахматам,
их вкладе в развитие шахмат,
знакомство
с
ведущими

12

Базовые понятия
шахматной игры

Конкурсы
решения позиций

Соревнования

Шахматный
праздник

чемпионами мира.
Основные содержательные
линии
Основы шахматной игры(
повторение материала первого
года обучения: защита в
шахматах,
матование
одинокого короля различными
фигурами).
Шахматная
комбинация:
выигрыш материала.
Основы
дебюта:
развитие
фигур, дебютные ловушки,
коротки партии.
Основы эндшпиля: реализация
большого
материального
преимущества.

Знают способы защиты в шахматной партии,
элементарные
шахматные
комбинации,
имеют представление о дебютных ловушках и
о том, как в них не попадаться.
Умеют видеть нападение и защищать свои
фигуры от нападения партнера, матовать
одинокого короля двумя ладьями, ферзем и
ладьей, королем и ферзем, королем о ладьей,
могут находить элементарные шахматные
комбинации: двойной удар, связку, ловлю
фигуры, мат на последней горизонтали,
сквозной удар, открытый и двойной шахи,
знают, как правильно выводить фигуры в
начале партии и выигрывать партию с
большим материальным преимуществом.
Соблюдают правила поведения за шахматной
доской.
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность
Основные содержательные
Расставляют
позицию
для
решения
линии
упражнений,
решают
шахматные
Конкурс решения позиций на упражнения.
тактические приемы «связка», Анализируют свои ответы и ответы своих
«двойной удар», «нападение», сверстников. С помощью тестового задания
«защита», «сквозной удар», оценивают собственное выполнение.
«ловля фигуры», «открытый
шах», «двойной шах», «мат по
последней горизонтали»
Основные содержательные
Умеют играть партию от начала до конца с
линии
записью и различным контролем времени.
Участие детей в шахматном
турнире
Основные содержательные
Осваивают правила игры. Активно участвуют
линии
в играх и эстафетах. Общаются и
Участие в школьном
взаимодействуют
со
сверстниками.
шахматном празднике
Проявляют
доброжелательность,
взаимопонимание,
смелость,
волю,
решительность, активность и инициативу при
решении вариативных задач, возникающих в
процессе игр. Регулируют эмоции в процессе
игровой деятельности, умеют управлять ими.
Соблюдают правила техники безопасности во
время участие в празднике.

Тематическое планирование первый год обучения (42 часа)
№

Тема урока

Содержание урока

1.

Из истории шахмат. Чемпионы
мира по шахматам и выдающиеся
шахматисты мира.

2.

Защита в шахматной партии: уход
из-под нападения, уничтожение
атакующей фигуры, защита
фигуры.

Беседа о важности соблюдения правил техники
безопасности на занятиях по шахматам. Из истории
шахмат: знакомство с именами шахматистов – чемпионов
мира, ведущих шахматистов
Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и
такими действиями против угроз партнёра, как уход из под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита
фигуры

13

3.
45.
6.

Защита в шахматной партии:
перекрытие, контрнападение.
Конкурс решения позиций: как бы
вы сыграли?
Тактический прием «двойной
удар».

7.

Тактический прием «связка».

89.
10.

Конкурс решения позиций: как бы
вы сыграли?
Тактический прием «ловля
фигуры».
Тактический прием «сквозной
удар».
Мат на последней горизонтали.
Конкурс решения позиций: как бы
вы сыграли?
Тактический прием «открытый
шах».
Тактический прием «двойной
шах»
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Основы игры в дебюте: дебютные
ловушки.

11.
12.
1314.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

23.
24.
2526.

Основы игры в дебюте: атака на
короля.
Основы игры в дебюте: атака на
короля
Основы эндшпиля: реализация
большого материального
преимущества.

2728.

Основы эндшпиля: реализация
большого материального
преимущества.

2932.
3334.
35.
36.
37.
38.
39.
40
41.
42.

Основы анализа шахматной
партии.
Конкурс решения позиций: как бы
вы сыграли?
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Шахматный праздник.

Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной
партии – перекрытием, контрнападением
Отработка на практике тактических приёмов
Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар»,
способами нанесения двойного удара различными
фигурами
Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятиями
«полная» и «неполная» связка, «давление» на связку
Отработка на практике тактических приёмов
Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля
фигуры» и способами его применения
Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной
удар» и способами его применения
Слабость последней горизонтали, «форточка»
Отработка на практике тактических приёмов
Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый
шах» и способами его практического применения
Знакомство с новым тактическим приёмом «двойной
шах» и способами его практического применения
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Раскрытие основных принципов игры в дебюте,
знакомство с понятиями «дебют», «детский мат», «мат
Легаля»
Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на
короля партнёра
Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на
короля партнёра
Знакомство с понятием «реализация преимущества» и
такими способами реализации преимущества, как игра на
мат, размен одноимённых фигур для увеличения
материального перевеса
Знакомство с понятием «реализация преимущества» и
такими способами реализации преимущества, как игра на
мат, размен одноимённых фигур для увеличения
материального перевеса
Просмотр и анализ коротких
шахматных партий
Отработка на практике материала
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Решение заданий, игровая практика

14

Второй год обучения (1 полугодие)
Содержание
раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности
учащихся
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Из истории шахмат Основные содержательные Знают историю возникновения шахматных
линии
соревнований,
правила
поведения
История
возникновения соревнований,
различные
системы
соревнований по шахматам, проведения шахматных соревнований.
системы
проведения
шахматных соревнований
Базовые понятия
Основные содержательные Знают
шахматные
комбинации
и
шахматной игры
линии
тактические
приемы
«завлечение»,
Шахматная
комбинация: «отвлечение»,
«уничтожение
защиты»,
задачи на мат в два хода, основы разыгрывания дебюта: развитие
тактические
приемы фигуры, дебютные ловушки, короткие
«завлечение»,
«отвлечение», партии.
«уничтожение
защиты», Умеют решать позиции на мат в два хода,
«спертый мат».
находить тактические приемы «завлечение»,
Основы разыгрывания дебюта, «отвлечение»,
«уничтожение
защиты»,
атака на короля в дебюте. «спертый мат», атаковать рокировавшегося и
Основы пешечного эндшпиля: нерокировавшегося короля в дебюте,
проведение пешки в ферзи, проводить пешку в ферзи. Соблюдать
правило
квадрата, правила поведения за шахматной доской.
отталкивание
плечом
реализация лишней пешки.
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность
Конкурсы решения Основные содержательные
Расставляют
позицию
для
решения
позиций
линии
упражнений,
решают
шахматные
Конкурсы решения позиций на упражнения.
дебютные ловушки, способы
Анализируют свои ответы и ответы своих
атаки на короля, уничтожение
сверстников.
защиты, тактические приемы
С помощью тестового задания оценивают
«завлечение», «отвлечение»,
собственное выполнение
«спертый мат»
Соревнования
Основные содержательные
Умеют играть партию от начала до конца с
линии
записью и различным контролем времени.
Участие детей в шахматном
турнире
Шахматный
Основные содержательные
Осваивают правила игры.
праздник
линии
Активно участвуют в играх и эстафетах.
Участие в школьном
Общаются
и
взаимодействуют
со
спортивно – шахматном
сверстниками.
празднике
Проявляют
доброжелательность,
взаимопонимание,
смелость,
волю,
решительность, активность и инициативу
при
решении
вариативных
задач,
возникающих в процессе игр.
Регулируют эмоции в процессе игровой
деятельности, умеют управлять ими.
Соблюдают правила техники безопасности
во время участия в празднике.

15

Тематическое планирование второй год обучения (26 часов)
№

Тема урока

Содержание урока

1.

Их истории возникновения
соревнований по шахматам.
Система проведения шахматных
соревнований.

2.

4.

Матование одинокого короля
разными фигурами (повторение)
Тактические комбинации и
приемы «связка», «сквозной удар»,
«двойной удар», «ловля фигуры»
(повторение)
Тактические комбинации и
приемы «двойной шах»,
«открытый шах»
Конкурс решения позиций: как бы
вы сыграли?
Тактический прием «завлечение»

Беседа о важности соблюдения правил техники
безопасности на занятиях по шахматам. Знакомство с
материалом об истории возникновения шахматных
соревнований, изучение различных систем проведения
шахматных соревнований
Повторение материала первого года обучения.
Разыгрывание позиций, решение позиций на мат в два
хода

5.

Тактический прием «отвлечение»

6.

Тактический прием «уничтожение
защитой»

7.

Тактический прием «спертый мат»

8.

Сочетание тактических приемов

9.

Конкурс решения позиций: как бы
вы сыграли?
Борьба за инициативу

3.

10.
11.

Основы дебюта: атака на
нерокировавшегося короля

12.

Основы дебюта: атака на
рокировавшегося короля

13.
14.
15.
16.
17.

Шахматный турнир
Шахматный турнир
Шахматный турнир
Шахматный турнир
Основы пешечного эндшпиля:
проходная пешка, правило
квадрата
Основы пешечного эндшпиля:
крайняя пешка, «отталкивание
плечом»
Основы пешечного эндшпиля:
оппозиции и ключевые слова

18.

19.

Основы пешечного эндшпиля:

Отработка на практике материала
Знакомство с новым тактическим приёмом «завлечение
фигур под тактический удар
Знакомство с новым тактическим приёмом «отвлечение
фигур от защиты»
Знакомство с новым тактическим приёмом «уничтожение
защиты», способом его применения в практической игре;
рассмотрение и анализ типичных позиций на данную
тему
Знакомство с новым понятием «спёртый мат», разбор
классической партии на применение приёма «спёртый
мат»
Просмотр партий на тему «сочетания различных
тактических приёмов»
Отработка на практике материала
Информирование учащихся о том, как начинать
атакующие действия в шахматной партии
Знакомство со способами атаки на короля, который не
успел сделать рокировку: вскрытие центральных линий,
быстрое развитие, мобилизация фигур
Знакомство со способами атаки на короля, который
сделал рокировку: жертва фигуры с целью вскрытия
пешечного прикрытия короля, уничтожение защиты
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Знакомство c элементарными пешечными окончаниями:
пешка против короля, пешка проходит в ферзи без
помощи своего короля, правило квадрата
Знакомство c элементарными пешечными окончаниями:
крайняя пешка, пешка проходит в ферзи при помощи
своего короля, отталкивание плечом
Повторение материала: игра пешки против короля, пешка
проходит в ферзи без помощи своего короля, пешка
проходит в ферзи при помощи своего короля; введение
новых понятий «оппозиция», «ключевые поля»

16

король с пешкой против короля с
пешкой
20.

21.

22.
23.
24.
25.
26.

Основы пешечного эндшпиля:
король против пешек, правило
блуждающего квадрата
Теоретические позиции пешечного
эндшпиля: ферзь против пешки
Конкурс решения позиций: как бы
вы сыграли?
Шахматный турнир
Шахматный турнир
Шахматный турнир
Шахматный турнир

Введение и раскрытие новых понятий:
«взаимоблокируемые пешки», «позиция взаимного
цугцванга», «ключевые поля».
Знакомство с правилом блуждающего квадрата,
раскрытие особенностей разрозненных пешек, их
сильных и слабых сторон
Знакомство с теоретическими позициями пешечного
эндшпиля: король и две пешки против короля,
особенности проведения пешек в ферзи по вертикалям b
иg
Отработка на практике материала
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика

Второй год обучения (2 полугодие)
Содержание
раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности
учащихся
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Из истории шахмат
Основные содержательные Знают о появлении шахмат на Руси, о том,
линии
как зарождалась шахматная культура в
История
возникновения России
шахмат на Руси. Зарождение
шахматной культуры в России
Базовые понятия
Основные содержательные Знают тактические приемы «мельница»,
шахматной игры
линии
«перекрытие», «рентген», основы теории
Тактические
приемы Итальянской партии, защиты двух коней,
«мельница»,
«перекрытие», Русской партии, способы разрушения
«рентген». Основы дебюта: прикрытия короля при равносторонней и
открытие, полуоткрытые и разносторонней рокировках.
закрытые дебюты, слабые Умеют находить тактические приемы
пункты f2/ f7 перевес в «мельница», «перекрытие», «рентген»,
развитии фигур, выбор хода и разыгрывать открытые дебюты по теории,
оценка позиции, перевес в использовать перевес в развитии в дебюте,
пространстве.
Основы атаковать короля при равносторонней и
эндшпиля:
простейшие разносторонней рокировках, разыгрывать
ладейные и легкофигурные простейшие ладейные эндшпили: ладья с
окончания.
пешкой против ладьи ( позиции Филидора
и Лусены), простейшие легкофигурные
окончания.
Соблюдают
правила
поведения
за
шахматной доской.
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность
Конкурсы решения Основные содержательные
Расставляют
позицию для
решения
позиций
линии
упражнений,
решают
шахматные
Конкурсы решения позиций на упражнения.
все пройденные тактические
Анализируют свои ответы и ответы своих
приемы и шахматные
сверстников.
комбинации
С помощью тестового задания оценивают
собственное выполнение
Соревнования
Основные содержательные
Умеют играть партию от начала до конца с
линии
записью и различным контролем времени.
Участие детей в шахматном
турнире

17

Шахматный
праздник

Основные содержательные
линии
Участие в школьном
спортивно – шахматном
празднике

Осваивают правила игры.
Активно участвуют в играх и эстафетах.
Общаются
и
взаимодействуют
со
сверстниками.
Проявляют
доброжелательность,
взаимопонимание,
смелость,
волю,
решительность, активность и инициативу
при
решении
вариативных
задач,
возникающих в процессе игр.
Регулируют эмоции в процессе игровой
деятельности, умеют управлять ими.
Соблюдают правила техники безопасности
во время участия в празднике.

Тематическое планирование второй год обучения (42 часа)
№

Тема урока

Содержание урока

1.

История появления шахмат на
Руси. Зарождение шахматной
культуры в России

2.
3.

Основные принципы игры в
дебюте
Перевес в развитии фигур

4.

Атака на короля

5.

Перевес в пространстве

6.

Оценка позиций

7.

План игры

8.

Выбор хода

9.

Открытые дебюты

1011.
12.
1314.
15.

Полуоткрытые дебюты

Беседа о важности соблюдения правил техники
безопасности на занятиях по шахматам. Знакомство с
материалом об истории появления шахмат на Руси, о том,
как в России начала формироваться шахматная культура
Дополнение знаний об игре в дебюте новыми сведениями:
роль центра, создание численного превосходства
Раскрытие понятия «мобилизация фигур для получения
численного превосходства»
Раскрытие плана атаки на короля при односторонней и
разносторонней рокировках, а также плана атаки на короля,
оставшегося в центре
Способы игры при пространственном перевесе, способы
достижения пространственного перевеса
Рассказ о том, что необходимо делать для того, чтобы
правильно оценить позицию во время шахматной партии
Разбор схемы моделирования плана игры, раскрытие цели
планирования
Алгоритм выбора хода, форсированные и
нефорсированные варианты, профилактика. Учимся думать
за партнёра
Многообразие открытых дебютов. Итальянская партия,
защита двух коней
Многообразие полуоткрытых дебютов. Сицилианская
защита, Французская защита
Многообразие закрытых дебютов. Славянская защита
Королевский гамбит

16.
17.

Тактический прием
«перекрытие»
Тактический прием «рентген»

1819.
2021.
22.

Конкурс решения позиций: как
бы вы сыграли?
Анализ шахматной партии:
выбери ход
Шахматный турнир

Закрытые дебюты
Гамбиты
Тактический прием «мельница»

Знакомство с тактическим приёмом «мельница». Решение
дидактических заданий
Знакомство с тактическим приёмом «перекрытие».
Решение дидактических заданий
Знакомство с тактическим приёмом «рентген». Решение
дидактических заданий
Отработка на практике материала уроков
Разбор и анализ партий чемпионов мира и ведущих
шахматистов мира
Игровая практика

18

23.
24.
25.
26.

Шахматный турнир
Шахматный турнир
Шахматный турнир
Простейшие ладейные
эндшпили: ладья с пешкой и
королем против ладьи и короля

27.

Простейшие ладейные
эндшпили: ладья с пешкой и
королем против ладьи и короля

28.

Простейшие ладейные
эндшпили: ладья с пешкой и
королем против ладьи и короля

29.

Простейшие ладейные
эндшпили: ладья с пешкой и
королем против ладьи и короля

31.

Простейшие ладейные
эндшпили: мат двумя слонами
одинокому королю
Простейшие легкофигурные
окончания: мат конем и слоном
одинокому королю
Конкурс решения позиций: как
бы вы сыграли?
Роль шахмат в жизни человека.
Как стать сильным шахматистом
Шахматный турнир
Шахматный турнир
Шахматный турнир
Шахматный турнир
Шахматный праздник
Резерв

31.

3234.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
4142

Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями;
способами защиты за слабейшую сторону и способами
игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение
приёмов «построение моста», «отталкивание плечом»,
знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены
Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями;
способами защиты за слабейшую сторону и способами
игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение
приёмов «построение моста», «отталкивание плечом»,
знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены
Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями;
способами защиты за слабейшую сторону и способами
игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение
приёмов «построение моста», «отталкивание плечом»,
знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены
Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями;
способами защиты за слабейшую сторону и способами
игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение
приёмов «построение моста», «отталкивание плечом»,
знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены
Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями:
техника матования двумя слонами
Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями:
техника матования слоном и конём
Отработка на практике материала
Советы чемпионов мира юным шахматистам. Зачем
учиться шахматной игре
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Решение заданий, игровая практика

Литература
Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий,
четвертый) год обучения»: учебник.- М.: Просвещение, 2017.

19

20

21

22

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».