РП ДОП Самоделкины

1

1. Пояснительная записка
1.1.Статус документа
Настоящая рабочая программа дополнительного образования создана на основе следующих
документов:
• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (с методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеобразовательных программ);
• Устав МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»;
• Годовой календарный учебный график;
• Положения о рабочей программе дополнительного образования детей МКОУ
«Усть-Салдинская СОШ»;
• Учебный план дополнительного образования МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»
1.2. Аннотация рабочей программы
Декоративное творчество является составной частью художественно направления в
дополнительном образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит
обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами
выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся
складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу
познания, развивает широту интересов и любознательность, что является базовыми
ориентирами федеральных образовательных стандартов.
1.3. Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) рабочей программы
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего
школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако по
учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно
недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет
проведения
кружковой
работы.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных
задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их
художественным оформлением. На основе предложенных для просмотра изделий
происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника-оформителя, художника,
швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли
специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение,
доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают
художественный вкус.
2

Программа «Самоделкины» направлена на развитие творческих способностей – процесс,
который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и
самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению,
уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить
себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития
индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение
детей к продуктивной творческой деятельности.
1.4. Цели и задачи рабочей программы дополнительного образования
Цель программы: раскрытие творческого потенциала обучающегося различными
средствами декоративно – прикладных искусств, обучение младших школьников
элементарным трудовым навыкам, развивая самосознание, побуждая к творчеству и
самостоятельности.
Задачи:
- Научить обучающихся создавать поделки, используя различные техники.
- Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.
- Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно-практический опыт
учащихся.
- Развивать воображение, глазомер, логику, моторику рук, эстетический вкус.
- Развивать приёмы рациональной разметки и экономного расходования материалов.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать уважительное отношение к окружающей среде.
1.5.Общая характеристика деятельности по программе
Программа разработана для детей 7 - 10 лет, то есть учащихся с 1 по 4 класс.
Минимальная наполняемость – 5 человек, максимальная – 15 человек.
1.6.Общая характеристика учебного процесса
Курс «Самоделкины» направлен на занятия объединяющих учащихся, проявляющие
интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и
изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются
художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для
младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности
(работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с пластилином и т.д.) и
направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами
ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных
предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и
теоретических работ.
Педагогические технологии, применяемые при освоении содержания курса:
- проектная деятельность,
- обучение в сотрудничестве,
- исследовательская деятельность.
3

Обязательным требованием является соблюдение следующих принципов:
• системность и последовательность занятий: 2 раза в неделю; обеспечение
преемственности обучения;
• научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития
современных научных знаний;
• доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к
известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и
их развитию;
• наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ,
дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
• деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка
проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
• прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы
итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и
подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение
технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
• принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление
свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение
педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Формы обучения - очная форма.
Особенности организации образовательного процесса - группы учащихся одного возраста,
состав группы постоянный. По форме организации программа является кружковой. Занятия
могут проводится в группах, подгруппах, в парах, индивидуально.
1.7.Место курса в учебном плане
Изучение курса рассчитано на 34 недели, из расчета 2 часа в неделю, включая каникулярное
время. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным приказом
директора на 1 и 2 полугодия.

2. Планируемые результаты изучения курса
Освоение детьми программы кружка «Самоделкины» направлено на достижение
комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
-широкая
мотивационная
основа
художественно-творческой
деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым
способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
-адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности
как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-выраженной познавательной мотивации;
4

-устойчивого интереса к новым способам познания:
-адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
-учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия:
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественнотворческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом
информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и
творческих задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной форме;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте:
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном
учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-понимать возможность существования различных точек зрения и различных
вариантов выполнения поставленной творческой задачи:
-учитывать разные мнения;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
5

-стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
-контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической
формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
-развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое
мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
-расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для
прикладного творчества;
-познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и
областями применения;
-познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных
материалов;
-использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
-познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми
функциями уже известных инструментов;
-создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
-совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со
сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли,
оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
-оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего
жилища;
-достичь оптимального для каждого уровня развития;
-сформировать систему универсальных учебных действий;
-сформировать навыки работы с информацией.

3. Основное содержание курса «Самоделкины»
Курс состоит из 6 модулей:
1. Вводный (изучение видов ДПИ)
2. Бумагопластика. Изучение свойств бумаги. Отработка навыков работы с бумагой.
3. Пластилинография. Изучение свойств и техник работ с пластилином. Создание
плоских и объёмных работ.
4. Бисероплетение. Изучение свойств и видов бисера. Правила работы с бисером.
Создание различных поделок с помощью бисера.
5. Изготовление кукол. Изучение истории появление кукол, из назначения. Виды
кукол. Работы с материалами для изготовления кукол: картон, нитки, пластилин.
6. Объемные игрушки. Виды игрушек. Материалы для изготовления игрушек.
Создание игрушек, используя разные виды материалов: гипс, бумага, вата, бросовый
материал.

6

4.Тематическое планирование при изучении курса
Учебно-тематический план
№

Тема занятий

1
2
3
4
5
6

Вводный
Бумагопластика
Пластилинография
Бисероплетение
Изготовление кукол
Объемные игрушки
Резервные занятия
Итого:

Кол-во часов Кол-во часов Кол-во
всего
теории
часов
практики
2
1
1
12
6
6
8
4
4
12
6
6
12
6
6
18
9
9
4
68
Тематическое планирование

Тема

Общее
количество
часов

В том числе
Теоретически Практические
е часы
часы

Инструктаж по ТБ. Вводная беседа:
основные инструменты и материалы.

2

1

1

Аппликация из геометрических фигур

2

1

1

Моделирование из бумажных полос.
Аппликация «Павлин»

2

1

1

Симметричное вырезание

2

1

1

Искусство оригами. История. Морской флот.

2

1

1

Аппликация «Веселые цветочки»

2

1

1

Коллективная работа «Подводный мир»

2

1

1

Вводное занятие. Плоскостное изображение.
«Рыбка»

2

1

1

Плоскостное изображение. «Подарки осени».

2

1

1

Знакомство со средствами выразительности.
«Червячок в яблочке».

2

1

1

Лепная картина. Формирование
композиционных навыков. «Цветы для
мамы»

2

1

1

Лепная картина. Формирование
композиционных навыков. «Цветы для
мамы»

2

1

1

Вводное занятие

2

1

1

Знакомство с основными технологическими
приемами низания на проволоку

2

1

1

7

Параллельное низание. Плоскостные
миниатюры в технике параллельного низания
(утенок, лягушка, гусь, божья коровка,
черепаха, бабочка, стрекоза, и др.)

2

1

1

Низание крестиками

2

1

1

Браслет для мамы

2

1

1

Школьный брелок

2

1

1

Кукла на картонной основе.

2

1

1

Кукла из ниток.

2

1

1

Кукла – актер.

2

1

1

Аппликация.

2

1

1

Пальчиковые куклы.

2

1

1

Вводное занятие. Виды и способы
изготовления объемных игрушек.

2

1

1

Изготовление игрушки из гипса.

2

1

1

Подготовка к дню Победы. Изделие «Звезда»

2

1

1

Котик «Васька» (игрушка из ваты)

4

2

2

Ракета (игрушка из бросового материала).

2

1

1

Бабочка. (игрушка в технике Папье-маше)

4

2

2

Итоговое занятие. Выставка работ.

2

1

1

Резерв (повторение изученного материала)
обобщение тем. Работа в свободной технике

4

0

4

5.Материально-техническое обеспечение:
Для занятий каждому учащемуся необходимо иметь:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Цветная бумага;
Цветной картон;
Белый картон;
Клей ПВА;
Кисти;
Клей карандаш;
Цветные карандаши;
Простой карандаш;
Ластик;
Точилка
Ножницы;
Линейка;
Пластилин;
Нитки;
Вата;
8

В кабинете:
•
•
•
•
•

Экран.
Проектор
Ноутбук
Акустическая система
Бисер;

•
•

Леска;
Гипс

6.Литература
1. Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год;
.Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от
03.04.2012 г.;
2. Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №172;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г.
№ 373;
4. Г.И.Перевертень «Техническое творчество в начальных классах». Книга для учителя
по внеклассной работе. – М.Просвещение, 1988г.
5. Ж.Шквыря «Поделки из бумаги» - Харьков-Белгород. Издательство «Клуб семейного
досуга», 2011г.
6. Н.М.Конышева «Чудесная мастерская». Смоленск. Издательство «Ассоциация 21
век», 2002г.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».