1 Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Школьный спортивный клуб» разработана в соответствии с требованиями к программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, сформулированными в федеральных государственных образовательных стандартах и Письмом Минобрнауки РФ и Минспорттуризма РФ от 10 августа 2011 года №№ МД- 1077/19, НП-02- 07/4568 «О методических рекомендациях по созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов». Программа направлена на - привлечение обучающихся общеобразовательного учреждения к систематическим занятиям физической культурой и спортом; - развитие в общеобразовательной организации традиционных и наиболее популярных в регионе видов спорта; - формирование у обучающихся здорового образа жизни, их успешную социализацию. Реализации программы на всех ступенях общего образования помогает педагогам интенсивно формировать личность и получить подростку правильный нравственный опыт, удовлетворить потребность первостепенной значимости в принадлежности к какой-нибудь группе, а также снизить негативные факторы, обусловливающие различные поведенческие отклонения в этом возрасте: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение. Для старших школьников программа практически готовит их к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Мышление в судейской и инструкторской практике, арбитраж дает возможность обучающимся проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений между людьми. Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и способы мышления. Знания становятся личным достоянием старшеклассника, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность. Он стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь: профилируется, готовится к труду, к выполнению гражданских обязанностей. Цель: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности; воспитание личностных качеств; освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта. Задачи: - Пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся. - Популяризация различных видов спорта и активного отдыха. - Формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям физкультурой. - Развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости). - Формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний. - Воспитание моральных и волевых качеств. Общая характеристика программы Особенность программы заключается в клубной форме организации внеурочной деятельности и широкой вариативности направлений обучения школьников, обеспечивающих формирование у детей актуального социокультурного опыта и личностной позиции, возможность творческой самореализации, подготовку школьников к жизненному самоопределению. С учетом этих особенностей данная программа носит комплексный характер и представляет собой совокупность условий, в рамках которых внеурочная деятельность детей рассматриваются как своеобразный образовательный маршрут, который 2 прокладывается по определённым направлениям. В результате реализации программы сами обучающиеся, педагоги, родители становятся полноценными субъектами организации спортивно-оздоровительной работы в школе. Виды деятельности обучающихся в рамках программы: - игровая, познавательная, - досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), - проблемно-ценностное общение; - художественное творчество, - социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); - спортивно- оздоровительная деятельность; - туристско-краеведческая деятельность; Образовательные формы, предусмотренные в программе: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования, круглые столы, мозговые штурмы, деловые игры, в том числе через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями. Место в учебном плане Занятия проводятся в соответствии с календарный план спортивно-массовых мероприятий в течение года. Всего – по 34 часа на каждой ступени образования. Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Школьный спортивный клуб «Путь чемпиона» В результате освоения программы обучающиеся: Личностные результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Школьный спортивный клуб»: - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья; - проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях; - проявление дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении личного здоровья и здоровья окружающих людей; - оказание бескорыстной помощи окружающим людям, в т. ч. сверстникам, в сохранении и укреплении их здоровья; - широкий кругозор, осведомленность об основных событиях и изменениях в жизни школы, района, округа; - умение организовывать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей; - конструктивно реагировать на ошибки и трудности, возникающие в процессе совместной деятельности; - своевременно вносить коррективы в свое поведение, намеченный план действий в зависимости от сложившейся ситуации. Метапредметные результаты освоения обучающимися программы: - осознание здоровья как социокультурного феномена в контексте физического, 3 психологического и социального здоровья, его объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; - планирование и организация самостоятельной спортивно-оздоровительной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях; - анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности; - управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия. Предметные результаты освоения обучающимися программы: - приобретут представление о здоровье и здоровом образе жизни как о сложных социокультурных феноменах; - изучат основные факторы, влияющие на здоровье; - научаться применять навыки профилактики и гигиены, позволяющие сохранить здоровье во всех присущих человеческому организму функциональных состояниях; - активно включаться в совместную спортивно-оздоровительную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья. - приобретут устойчивое негативное отношение к наркомании, алкоголизму, табакокурению как к сложно излечимым заболеваниям; - выработают алгоритм поведения в различных ситуациях, в том числе конфликтных и экстремальных ситуациях общения с людьми, находящимися в различных психологических состояниях. - получать заряд здоровья от встречи с прекрасным в природе и науках; - осознают необходимость природоохранной деятельности как условия полноценной жизни и здоровья человека. - доносить информацию по здоровьесберегающей тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми; Воспитательные результаты реализации программы оцениваются по 3-м уровням. Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта. Первый уровень по программе – школьник знает и понимает все разнообразие спортивнооздоровительной работы в школе, районе и т.д. Второй уровень результатов - получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной социальной среде. Второй уровень воспитательных результатов по программе – школьник ценит общественно-полезную деятельность в школе и мотивирован на активное участие в спортивно-оздоровительной деятельности школы. Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия за пределами дружественной среды школы. Школьник самостоятельно организовывает различные спортивно-оздоровительные мероприятия, активно участвует в их разработке и подготовке. 4 Основными формами образовательных достижений и результатов освоения обучающимися программы являются: - опрос обучающихся, педагогов и родителей по вопросам здоровья и поведения обучающихся и реализации программы формирования здорового и безопасного образа жизни (проводится в начале и конце учебного года); - проявление социальной активности: проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, участие в кроссах, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях на разных уровнях; Результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС. Содержание программы внеурочной деятельности «Школьный спортивный клуб» Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Каждое занятие включает в себя актуализацию имеющихся знаний и включение обучающихся в процесс целеполагания. Обучающиеся знакомятся с содержанием различных учебных задач, анализируют их, взаимодействует в процессе их выполнения, коллективно решают. В процессе прохождения по программе, наряду с традиционными занятиями используются современные образовательные технологии: деловые, ролевые, интеллектуальные игры, тренинги, исследовательская и проектная деятельность обучающихся, ИКТ-технологии и др., происходит процесс интеграции урочной и внеурочной деятельности на основе системно-деятельностного подхода, как методологической основы ФГОС. Календарно – тематическое планирование № урока Тема занятия 1 2 3 4 5 6 7-8 9 10 11-12 13 Кол – во часов Сентябрь Вводное занятие Мониторинг сдачи нормативов на начало года День Здоровья Школьное многоборье Спортивно-оздоровительная деятельность Школьные соревнования «Кросс Нации» Октябрь Всероссийский день ходьбы» Спортивно- оздоровительная деятельность Общешкольные соревнования по шахматам и посвященные Дню «Отца в России» Ноябрь Школьные соревнования «Весёлые старты» Спортивно-оздоровительная деятельность Декабрь 5 1 1 1 1 1 1 2 шашкам, 1 1 2 1 14 15 16-17 18 19 20 21 22 23 24 25-26 27 28 29 30 31 32-34 Открытие лыжного сезона Лыжная эстафета Спортивно- оздоровительная деятельность Январь Декада зимних видов спорта Спортивно- оздоровительная деятельность Февраль Декада лыжника Школьные соревнования Лыжня России Зарница Биатлон в школе Зимнее многоборье (Зимний полиатлон) Март Школьный спортивный фестиваль (Мартовские звезды) Школьные соревнования Закрытие лыжного сезона Спортивно- оздоровительная деятельность Апрель Весенний кросс «В здоровом теле здоровый дух» Спортивно- оздоровительная деятельность День Здоровья Май Легкоатлетический забег «Связь поколений» Мониторинг нормативов на конец года Резерв 6 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 3 7 8 9 10