РП ВД Страна Читалия

1

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страна Читалия» относится к
курсу «Скорочтение» и составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе
автора книги «Хорошо читаем, думаем, запоминаем» Экгардта Р.Н. «Скорочтение» и
авторской методики Ш. Ахмадуллина. М: Билингва, 2015 г. При составлении программы
использованы авторские теоретические и практические материалы.
Значение скоростного и смыслового чтения для успешного освоения учебного материала
учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения на основе
скорочтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое
чтение формируются УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.
Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических
фактов у учащихся низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают,
заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают
звуковой состав слов и испытывают трудности при слогослиянии, то в большинстве случаев
всезатрудняют детям понимание прочитанного.
От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения
совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей,
в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть
сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального
обучения ребёнок имел скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но при этом читал
осознанно, правильно, выразительно.
Новизна представленной программы заключается в том, что ученики имеют
возможность в полной мере получить знания не только по осмысленному чтению, но и
улучшить зрительную и слуховую память, а также улучшить свою речь. Более того, объяснит
сам механизм чтения и восприятия прочитанного, подскажет, как стать по-настоящему
грамотным читателем и успешнее плыть в море современной печатной продукции.
Цели и задачи рабочей программы
Цель программы: создание условий для развития навыков рационального чтения,
повышения скорости чтения и усвоения информации.
Задачи заключаются в том, чтобы обеспечить:
• освоение приёмов и техник скорочтения;
• развитие памяти и внимания;
• улучшение понимания прочитанной информации;
• развитие речи;
• развитие познавательной и творческой активности, интеллектуальных
способностей;
• совершенствование умения ориентироваться в постоянно-меняющемся
информационном потоке;
• создание комфортной обстановки для раскрытия умственныхспособностей
обучающихся;
• развитие навыков воображения, восприятия, умения работать иотдыхать,
переключаясь на другое задание;
• формирование практических навыков по скорочтению, умственной и
психологической деятельности;
• развитие концентрации внимания

2

Общая характеристика деятельности
Основными принципами работы программы являются:
• учет современных требований;
• учет возрастных особенностей;
• доступность;
• последовательность;
• системность;
• эффективность;
• системно-деятельностный подход;
• управляемость образовательным процессом;
Предполагаемый результат:
• увеличение скорости чтения;
• освоение техникзапоминания материала, улучшение
• активизация высших психических функций;
• расширение расширения поля зрения;
• освоение алгоритма рационального чтения.

качествазапоминания;

Программа включает три основных направления:
1. Обучение детей скоростному и осознанному чтению.
2. Развитие зрительной и слуховой памяти.
3. Улучшение разговорной речи.
Принципы обучения:
•
•

•
•

принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности ребёнка при
руководящей роли педагога;
принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и
эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению,
улучшению зрительной и слуховой
памяти, как выражение комплексного
подхода;
принцип связи обучения с жизнью;
постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии.

Методы обучения:
• Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение.
• Наглядные: демонстрация.
• Практические: упражнения, выполнение графических записей.
• Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ,опрос.
Средства обучения:
• наглядный материал: таблицы, схемы, образцы;
• методическая литература: книги, журналы;
• оборудование: книги, карандаши, ручки;
• материалы: тексты для чтения, корректурные пробы, таблицы, рисунки для
запоминания, - набор для слуховой памяти.
Приемы и методы

3

Артикуляционная гимнастика; чтение слогов, текста; упражнения на слуховую память;
упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд; упражнения на
концентрацию внимания; упражнения на логическое мышление; корректурная проба.
Место курса в учебном плане
Курс рассчитан на 2 года, по 34 часа каждый год, из расчета 1 час в неделю.

Основное содержание курса внеурочной деятельности «Страна Читалия»
Главной задачей занятий по скорочтению является обучение детей осмысленному
чтению, улучшению зрительной и слуховой памяти и логическому мышлению. На занятиях
дети читают слоги различной сложности, затем переходят к словам разной сложности, а
затем к отработке текстов различной сложности. Для развития памяти используются рисунки
и слова, с каждым занятием количество слов и рисунков увеличивается, доходя до 100 слов и
100 рисунков.
Совершенствованию навыков чтения способствует и домашняя тренировочная работа.
Здесь важная роль отводиться родителям. На занятиях и консультациях родители
знакомятся с различными приемами и упражнениями по формированию навыка чтения,
чтобы помощь была эффективнее.
Принципы построения занятий:
- От простого к сложному.
- Каждое занятие рассчитано на 40 мин
- Наращивание темпа выполнения заданий;
- Смена разных видов деятельности.
- Упражнение на развитие артикуляции и дикции
- Упражнения на внимание
- Упражнения на расширение поля зрения
- Чтение с указкой
- Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
Структура занятия
Занятия проводятся 2 раза в неделю (по 1 занятию по каждой программе).
Продолжительность занятий 20 - 25 минут. Каждое занятие включает в себя упражнения
разной направленности:
Упражнение на развитие артикуляции и дикции
Упражнения на внимание
Упражнения на расширение поля зрения
Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
Упражнение на развитие зрительной памяти.
Упражнение «Корректурная проба».
Упражнение на развитие слуховой памяти
Чтение с указкой
Работа со скороговорками.
Работа со слоговыми таблицами.
Чтение «марсианских» стихов.
Работа с «Таблицами Шульте».
Работа с текстом на время.
4

Упражнения на внимание
Первое упражнение на внимание — это струп-тест.
Струп-тест — это последовательность слов, описывающих цвета. Например, слова
зеленый, красный, синий, фиолетовый и т. д. записаныразными цветами, при этом цвет слова
не соответствует цвету, этим словом обозначаемому. То есть слово зеленый желтого цвета,
слово красный — зеленого. Ученику нужно внимательно читать про себя и называть не
слово, которое написано, а цвет, которым это слово написано.
Следующее упражнение для тренировки внимания — это лабиринты. Здесь никаких
особенностей нет, однако очень важно, чтобы ученик не помогал себе пальцем или указкой.
Он должен лишь при помощи глаз искать выход из лабиринта, либо соответствие какойнибудь букве или цифре, в зависимости от того, каково задание. Лабиринты также очень
сильно тренируют внимание, заставляют ребенка напрягать его по максимуму. Делаем
лабиринты как в прямом, так и в обратном порядке. Лабиринты будут повторяться, и это
позволит развить и зрительную память.
Также к упражнениям, тренирующим внимание, относится упражнение «Большие и
малые числа». Оно никогда не надоедает, можно одной и той же картинкой пользоваться
бесконечное количество раз, работая то в прямом, то в обратном порядке. Необходимо найти
цифры от 1 до 99
В чем особенность этого упражнения? Все числа написаны разным шрифтом, они разного
размера, и мозгу ученика приходится очень быстро перестраиваться, чтобы выполнить
данное упражнение. Вообще, мозг довольно быстро адаптируется. Тренируется он для
быстрого переключения. Ученик понимает, что характеристики шрифта — ширина, высота,
начертание, угол наклона — меняются и единственным критерием для правильного ответа
является форма написания (один пишется так-то, два — так-то).
Упражнение «Разноцветные числа». Одна из вариаций «Больших и малых чисел», но
проще. Здесь необходимо искать числа по порядку, чередуя цвет: 1 белое (серое), 1 черное, 2
белое (серое), 2 черное и т. д.
Упражнения на расширение поля зрения
Следующий блок упражнений — на расширение поля зрения. Логично предположить
следующее: для того чтобы увидеть достаточно большой объем информации, ученику
необходимо видеть ясным взором большую область. Это называется «пятно ясного
видения». Одно из лучших упражнений для увеличения пятна ясного видения — это таблицы
Шульте. Таблица Шульте состоит из чисел, расположенных в произвольном порядке. Есть
разные интерпретации: от 3 х 3 (для маленьких детей) до 4 х 4 и 5 х 5.
Как работать с таблицей Шульте? Нужно расположить таблицу так, чтобы расстояние до
глаз в 3-4 раза превышало длину ее стороны. То есть если сторона таблицы равна 10 см, то
требуемое расстояние составит 30-40 см. Необходимо, сконцентрировавшись на центре
таблицы, боковым зрением находить цифры от 1 до 25.
В процессе тренировки движение глаз будет уменьшаться. Конечно, полностью его
исключить невозможно, но ученики смогут свести эти движения к минимуму, потому что
пятно ясного видения у них будет большим. Это говорит о том, что данный навык хорошо
тренируется и очень важно делать это упражнение честно, особенно на начальных этапах.
Честность ученика во многом зависит от учителя, потому что если сильно да- вить на
ученика, есть вероятность, что ему захочется обмануть, показать, чтоон делает лучше, чем на
самом деле. Очень важно дать понять ученику следующее: чем честнее он выполнит
упражнение, тем более высоких результатов достигнет.
5

Следующее упражнение — на расширение горизонтальной и вертикальной составляющей
пятна ясного видения, так называемые клиновидные таблицы.
Цель этого задания — глядя на центральную линию, при каждом движении взгляда увидеть
цифры или буквы, которые находятся по разным сторонам. Тем самым расширяется поле
зрения. При ошибке необходимо вернуться на два шага назад и продолжать.
Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
Третий блок упражнений — это упражнения на одновременную работу обоих полушарий
мозга. То есть если левое полушарие — это последовательность, логика и структура, то
правое полушарие — это интуиция, воображение, образы и т. д.
Есть один медицинский факт: за левую часть тела отвечает правое полушарие мозга, а за
правую часть, соответственно, левое полушарие. И все мы знаем, что непереученные
левши — личности более творческие. Еще один практический вывод заключается в том,
что, заставляя синхронно работать оба полушария мозга, можно получать состояние
сверхбучаемости, в котором процесс обучения проходит намного легче и намного
эффективнее. Поэтому в программу внедрено большое количество упражнений на
одновременную работу обоих полушарий мозга.
Рисование обеими руками.
Ученику необходимо нарисовать рисунок двумя руками. Очень важно не давить на него.
Ученик показывает хороший результат, если у него получается на 30-40-50 %. Это тот
уровень, на котором нужно поддерживать достигнутый результат.
Упражнение «Алфавит» также синхронизирует оба полушария мозга. Выполнять его
необходимо следующим образом: ученик произносит громко верхнюю букву в паре и
поднимает, соответственно, правую руку, если снизубуква П, и левую руку, если снизу буква
JI. Если же это буква О, то одновременно обе руки.
В более сложной интерпретации необходимо поднимать еще и соответствующую ногу.
Упражнение «Устный счет». Необходимо быстро считать в уме и громко произносить
ответы. Начинаете решать примеры с любого места.Время решения — 1 минута.
Чтение с указкой
При выполнении чтения в тренинге необходимо читать с помощью указки, ведя ручкой
или карандашом под читаемым текстом и избегая возвратных движений. При этом неважно,
читает ли ученик вслух или про себя. Указку он ведет непрерывно, не останавливаясь, и
постоянно ускоряет свои движения.
В процессе обучения очень важно, чтобы у ребенка накапливались победы: чем больше
побед, тем более уверенным человеком он будет и лучшие результаты получит.
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.
Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками).
Работа со скороговорками.
«Я учусь говорить быстро» - во время проговаривания всех скороговорок звуки должны
произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять скороговорку с различными движениями
пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с
щелчками пальцев левой и правой руки.
Скороговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков, для отработки
дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения.
6

Виды упражнений со слоговыми таблицами:
«Я читаю слоги» - чтение слогов, слов - строчками и столбцами. Упражнение
выполняется на время: 1 раз ребёнок читает 1 минуту – делается отметка, затем читает этот
же отрывок – 45 секунд со звуковыми сигналами через каждые 15 секунд (хлопки).
Упражнение называется «Чтение на 3 хлопка». Читающий должен успеть прочитать этот же
объём.
Быстрое нахождение ребенком слога, который прочитал учитель.
«Подскажи конец словечка». Учитель произносит слово, не договаривая последний слог.
«Марсианские» стихотворения.
Эффективный вид работы при обучении чтению. Внимание детей сосредоточено лишь на
технической стороне процесса чтения, они не смогут запомнить набор слогов, поэтому их
прочитывание
может
стать
многократным.
Отрабатывается
и
подвижность
артикуляционного аппарата.
Можно предложить дополнительный вид работы, придумать, о чём же говорят нам
«марсиане» в этом стихотворении. Если о радостном, то и прочитать следует радостно. Если
о грустном, то прочитать следует грустно.
Работа с текстом на время.
При работе с текстами используется прием «Многократное чтение». За одинаковый
промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать
несколько раз, начиная каждый раз сначала. Количество прочитанных слов с каждым разом
увеличивается. Это видит сам ученик, у которого поддерживается желание дальнейшего
чтения. Упражнения на развитие угла зрения.
Малый угол зрения – одна из причин медленного чтения. Расширяя угол зрения,
увеличивается скорость чтения. Для этой цели рекомендуется использовать «Таблицы
Шульте». Представляют собой таблицу чисел от 1 до 25, где числа расположены в
произвольном порядке, нужно найти числа от 1 до 25 по порядку за 1 минуту.
Варианты заданий:
Назови и покажи все числа в порядке возрастания.
Назови и покажи все числа в порядке убывания.
Покажи все четные числа.
Упражнения на развитие зрительной памяти.
Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать мысленную
картинку, зрительный образ. Это умение является одним из эффективных способов
запоминания, который применяется для сохранения в памяти не только конкретного
материала, но и абстрактного. Тренировать еголегче на наглядном материале.
Упражнение «Корректурная проба».
На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы,
просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать
надо быстро и точно. Время работы — 5 минутЧ (А)».
Используются для развития зрительных представлений, памяти, способности к
воспроизведению определенной программы действий, мелкой моторики и внимания.
Упражнение на развитие слуховой памяти
Читается 10 слов, которые дети должны постараться
составляется рассказ.

7

их запомнить. Для запоминания

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной
учёбы, активизации познавательной деятельности
- мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей
- умение использовать техники запоминания при работе с учебнымматериалом
- положительная самооценка за счёт повышения успешностидеятельности
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- управлять своим вниманием
- использовать
технику
дыхательных упражнений для достижения
умственной работоспособности
- справляться с информационным «завалом»;
- максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение;

высокой

Познавательные УУД:
- выделять в тексте самое важное и необходимое
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации,
систематизации
- обоснованно делать выводы, доказывать
- извлекать и анализировать информацию из различных источников
Коммуникативные УУД:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации,
систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать
- развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения
качества устной речи
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате работы по программе обучающиеся должны уметь:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать.
- максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение;
- применять новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей
успешной учёбы, активизации познавательной деятельности.
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его
самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Обучающиеся научатся:
- сокращать время выполнения домашней работы минимум в 2 раза;
- увеличивать скорость чтения в 2 и более раз;
- увеличивать скорость и качество запоминания текстов;
- научатся легко запоминать стихи за 10-15 минут;
- научатся быстро запоминать даты, правила, определения, словарныеслова;
- научатся мыслить быстрее
8

Тематический план
№ Содержание материала
п/п
1

Развитие артикуляции и
дикции

Кол-во
часов

Характеристика основных видов деятельности
обучающегося (на уровнеучебных действий)

На
каждом
занятии

- произносить звуки чётко, ясно, не торопясь;

2. Развитие внимания

На
каждом
занятии

3. Расширение поля зрения

На
каждом
занятии

4. Синхронизация обоих
полушарий

На
каждом
занятии

5. Чтение с указкой

На
каждом
занятии

- соединять скороговорку с
различными
движениями пальцев:
играем пальцами «на
пианино»; загибанием пальцев правой и левой
руки; с щелчками пальцев левой и правой руки;
- отрабатывать чистоту произнесения звуков, для
выработки правильного дыхания, чувства ритма;
- выполнять технику дыхательных упражнений;
- внимательно читать про себя;управлять своим
вниманием;
- тренировать внимание;
- быстро
перестраиваться,
чтобы выполнить
упражнение
- видеть
ясным взором
большую область
текста;
- выделять в тексте самое важное инеобходимое;
- находить боковым зрением цифры;
- тренировать движение глаз;
- расширять горизонтальную и вертикальную
составляющую «пятна ясного видения»
- заставить синхронно работать
оба
полушария мозга;
- овладеть техникой рисования двумя руками;
- быстро
считать
в
уме и
громкопроизносить ответы;
- соотносить букву-ногу и руку в ходевыполнения
упражнения
- читать с помощью указки;
- избегать возвратных движений при чтении;
- вести указку непрерывно, не останавливаясь, и
постоянно ускоряя свои движения

9

Тематическое планирование
3 год обучения
№

Тема

1
2-3

Вводное занятие. В мире безмолвия и неведомых звуков.
В страну слов. Первые встречи. Упражнение на развитие
подвижности речевого аппарата.

4-5
6-7
8-9
10-11

К тайнам волшебных слов. Работа со слогами.
Выбор друзей в Стране Слов
К несметным сокровищам Страны Слов.
Чудесные превращения слов. Чтение «марсианского» стихотворения.

12
13-14
15-16
17-18
20-21
22
23
24

В гости к Алфавиту. Работа со слогами.
Текст. Использование «Таблицы Шульте».
Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз.
Работа с текстом. Доминанта.
Работа с текстом. Созерцание зелѐной точки.
В Страну Слогов. Чтение «марсианского» стихотворения.
Неожиданная остановка в пути. Работа с текстом на время
Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание.

25
26-27
28
29
30
31
32-33
44

На карнавале слов. Работа с «Таблицами Шульте».
В Театре близнецов. Работа с текстом на время
Упражнение «Корректурная проба».
Следопыты развлекают гостей.
В Клубе весѐлых человечков.
К словам – родственникам. Почему их так назвали?
Занимательные кроссворды. Ребусы
Контрольный замер скорости
чтения.
Определение понимания
прочитанного. Работа с двухминутным текстом.

10

Тематическое планирование
4 год обучения
№

Тема

1
2

Вводное занятие. Особенности традиционных методов чтения.
Чтение простейших слогов. Работа с таблицами по цифрам и алфавиту.

3

Работа с текстами на время. Отработка ускорения.

4
5

Работа с текстами, используя полную организацию внимания.
Понимание и запись под диктовку.
Работа с разными текстами, используя оперативную память.

6

Работа с текстом. Осмысливание. Работа с карандашом.

7-8

Текст. Осмысливание. Опорные слова.

9-10
11

Текст. Использование «Таблицы Шульте». Поиск цифр и букв
Подготовительный этап.
Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз.

12

Работа с текстом. Доминанта.

13-14

Работа с текстом. Созерцание зелёной точки.

15-16

Работа с текстами, используя полную организацию внимания.
Понимание и запись под диктовку.
Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма.

17
18
19

Работа с текстами по интегральному алгоритму. Зрительное видение
названия текста, автора, основное содержание страницы.
Работа с алгоритмами и умением заполнять все блоки.

21

Работа с текстами. Знакомство с фильтрацией, ключевыми словами, смысловыми
рядами. Доминанта.
Работа с текстами. Знакомство с фильтрацией, формирование доминанты.

22-23

Закрепление полученных приемов чтения.

24

Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма.

25

Работа с карандашом и движением рук.

26

Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка вертикального движения глаз.

27-28

Работа с текстами. Доминанта. Созерцание зеленой точки.

29

Конструирование смысла текстов. Ассоциативная связь с понятием.

30

Чтение текстов, используя «Метод штурма» и вертикальные линии.

31

Работа с текстами. Два способа организации внимания.
Непроизвольное внимание.
Работа с текстами. Два способа организации внимания.
Произвольное внимание.
Работа с текстом, используя оперативную память, осмысливание текстов.

20

32
33
34

Контрольный замер скорости
чтения.
Определение понимания
прочитанного. Работа с двухминутным текстом.
11

Методическое обеспечение программы
1. Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и понимать
прочитанное».- М.: Билингва, 2015. - 160 с.
2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика,
1993.-96 с.
3. Зайцев В.Н. "Резервы обучения чтению‖. – М.: "Просвещение‖, 1991. – 32с.
4. Крылова О.Н. «Чтение. Работа с текстом» Изд. «Экзамен», 2011 г.
5. Ситдикова Р.Н. «Опережающее развитие ребёнка» Дополнительные задания. Изд. «Рекпол»
г. Челябинск, 2011 г.
6. Узорова О., Нефёдова Е. «Быстрое обучение чтению» Изд. «Астрель», 2002 г.
7. Федоренко И.Т. Развитие оперативной памяти.
8. Эдыгей В.Б. «Чтение с увлечением», 2015 г.
9. Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению» Изд. «Рекпол» г. Челябинск,
2011 г.
Компьютерные эксперименты на расширение (измерение) угла зрения
Угол зрения и чтение
Упражнение на расширение угла зрения - вращающиеся цифры Упражнение на расширение угла
зрения
Таблицы Шульте
Угол зрения и предустановка
Компьютерные эксперименты на восприятие текста
Вращающиеся буквы
Разорви текст на полоски и попробуй прочитать Перемешанные буквы
Тренинг на освоение навыка Скорочтения - Найди слово в тексте Попробуйте читать без
некоторых букв
Чтение короткими порциями (моргающий текст) Деконцентрация и чтение
Чтение и ритм
Чтение под метроном.
Другие компьютерные тренинги на освоение навыка скорочтения:
Чтение пристрелкой
Чтение без коротких слов
Восприятие текста. Прочитай текст за одно мгновение
Восприятие текста. Прочитай текст, если в нем не хватает букв

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».