1 1. Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская» реализует общекультурное направление в начальных классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Она направлена на освоение языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики, а также творческую работу с природным материалом. Актуальность программы «Творческая мастерская» в том, что она дает возможность освоить технику работы с различными видами материала (бумагой, природным материалом, пластилином, соленым тестом, бросовым материалом). Умение работать с разными материалами позволяет переносить технологические приемы с одного материала на другой, получая новые оригинальные изделия. Кроме того, смена видов работы и материала исключает возможность уставания и перенасыщения одним видом деятельности. Цель: создание условий для проявления, раскрытия и развития творческих способностей в языке декоративно-прикладного искусства, бумажной техники, работе с природным материалом. Задачи: − Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству; − Развивать воображение и фантазию, внимание, память, трудолюбие, интерес к истории родного края; − Воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества; − Содействовать формированию всесторонне развитой личности. Описание места учебного предмета в учебном плане Объём учебного времени, отводимого на занятия по данной программе с 1 – 2 класс – 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа. 2. Результаты освоения программы Личностные универсальные учебные действия У учащегося будут сформированы: − широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; − устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения; − адекватное понимание причин успешности/ неуспешности творческой деятельности. учащийся получит возможность для формирования: − внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни; − выраженной познавательной мотивации; − устойчивого интереса к новым способам познания; − адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия Учащийся научится: 2 − − − − − − − принимать и сохранять учебно-творческую задачу; учитывать выделенные в пособиях этапы работы; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. Учащийся получит возможность научиться: − − − − проявлять познавательную инициативу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Познавательные универсальные учебные действия Учащийся научится: − осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве; − использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; − высказываться в устной форме; − анализировать объекты, выделять главное; − осуществлять синтез (целое из частей); − проводить сравнение, классификацию по разным критериям; − устанавливать причинно-следственные связи; − строить рассуждения об объекте; − обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); − устанавливать аналогии; − проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. Учащийся получит возможность научиться: − осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; − осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; − использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащийся научится: − понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; − учитывать разные мнения; − формулировать собственное мнение и позицию; − договариваться, приходить к общему решению; − соблюдать корректность в высказываниях; − задавать вопросы по существу; − использовать речь для регуляции своего действия; 3 − стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ; − контролировать действия партнера; − владеть монологической и диалогической формами речи. Учащийся получит возможность научиться: − учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; − с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; − осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Предметные универсальные учебные действия − знать название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов; − строго соблюдать правила безопасности труда; − самостоятельно планировать и организовывать свой труд; − определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры; − расширят знания в области композиции, формообразования, цветовидения; − самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу); − экономно и рационально расходовать материал. 3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов внеурочной деятельности 1 класс (33 часа) Название раздела Работа природным материалом Работа бумагой картоном Колич ество часов с 4 с и 10 Содержание Вводное занятие. ТБ. Рассказ о флористике. Природе родного края. Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Правила сушки листьев, цветов. Изготовление животных из листьев. Виды бумаги и ее свойства, материалы и инструменты. Ребристые игрушки. Елочка. Колокольчик. Подсолнухи. Аппликация с 4 Основные виды внеурочной деятельности учащихся -Знакомство с правилами ТБ при работе с природным материалом; -Сбор различных природных материалов; -Изучение правил просушивания и хранение природных материалов; -Самостоятельное выполнение разметки для отделки изделия. Формы организации занятий Занятиепутешествие. Экскурсия в природу. Творческая деятельность. Практическая работа. - Создание эскиза аппликаций; -Создание оригинальных аппликаций и игрушек из бумаги; -Оформление изделия по собственному желанию. Практическая работа. Игра. Творческая деятельность. бумажными петлями. «Ромашка». Жар – птица. Пластичная полоска «Мишка». Аппликации из бумажных комочков «Петушок». Работа с пластичными материалами 11 Рассказ о глине и пластилине. Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу). Знакомство с тесто пластикой. Правила техники безопасности. Осьминожка. (Лепка элементов изделия). Сушка и окрашивание теста. (Оформление изделия). Бусы. Солонка «Уточка». Брелок «Человечек». -Изготовление Практическая декоративных игрушек работа с по образцу; элементами -Знакомство с видами творчества. работы с пластилином и соленым тестом; -Использование приемов работы с пластилином; -Оценивание работы по заданным критериям. Работа с бросовым материалом 8 Игрушки из катушек. Тигренок из коробки. Панно «Апельсиновый букет». Крокодил и Тигренок из коробочек. -Создание эскиза; -Выбор материала для изготовления самому или с помощью руководителя; -Использование элементов художественного творчества; -оформление изделия при помощи красок. 5 Экскурсия в природу. Практическая работа с элементами творчества. 2 класс (34 часа) Название раздела Колич ество часов Содержание Работа с 7 природным материалом Вводное занятие. Правила ТБ. Цветы в вазе из арбузных и дынных семечек. Львенок из крылаток. Поздравительная открытка из семян. Лесная полянка. Работа с 9 бумагой и картоном Аппликация «Осень» (обрывание). Технология выполнения поделок из конуса. «Буратино». Самоделки из бумаги и картона «Медвежонок». «Птица». Волшебный шар «Снеговик». Геометрическая мозайка «Петушок». Волшебный колокольчик. Конфетница. Рамка для фото. Шкатулка. Работа с 8 пластичным и материалами Работа с 10 бросовым материалом Ландыши и колокольчики из пластиковых бутылок. Мозаика из скорлупы «Звездное небо». Робот из коробок. Боевая техника из пенопласта. 6 Основные виды Формы внеурочной организации деятельности учащихся учебных занятий -Повторение правил ТБ Игры с при работе с природным элементами материалом; творчества. -Сбор материала для Практическая поделок; работа. -Составление Экскурсия. тематической композиции, эскиза; -Выбор материала для изготовления, исходя из его назначения; -Изготовление аппликаций из природного материала. -Выполнение разметки Практическая деталей по шаблону; работа. -Контроль и корректировка своей работы; -Оценивание качества работы, сравнение ее с другими работами. -Работа с пластилином, соленым тестом; -Организация рабочего места; -Оформление изделия по желанию, замыслу; -Самостоятельное составление плана работы. -Самостоятельное составление плана работы; -Оформление изделия; -Подбор материала для работы; -Оценивание своей работы. Развлекательные игры. Практическая работа. Интеллектуальн ые игры. Практическая работа. Календарно-тематическое планирование 1 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8-9 1011 1213 1415 Наименование разделов и тем Кол-во Дата часов Работа с природным материалом 4 ч. Вводное занятие. Правила ТБ. 1 Рассказ о флористике, природе родного края. 1 Экскурсия в природу. Сбор природного материала. 1 Правила сушки листьев, цветов. Изготовление животных из листьев. 1 Работа с пластичными материалами (соленым тестом, пластилином) 11 ч. Рассказ о глине и пластилине. 1 Лепка простых по форме овощей и фруктов ( по 1 образцу) Знакомство с тестопластикой. Правила ТБ. 1 Осьминожка (Лепка элементов изделия. Сушка и окрашивание теста. Оформление изделия) Бусы. 1 Солонка «Уточка». 2 Брелок «Человечек». 2 2 17. 18. 19. Работа с бумагой и картоном10 ч. Виды бумаги и ее свойства, материалы и инструменты. Ребристые игрушки. Елочка. Колокольчик. Пушистый шарик. 20. 21. Подсолнухи. Аппликация из бумажных комочков. Петушок. 1 1 22. 2324 25. Аппликация с бумажными петлями. Ромашка. Жар-птица. 1 2 Пластичная полоска. «Мишка». Работа с бросовым материалом 8ч. Ваза для сухих цветов. Игрушки из катушек. 1 Тигренок из коробки. 2 Крокодил из коробочек. Панно «Апельсиновый букет». 1 2 Итоговое занятие. Выставка лучших работ. 1 16. 26. 27. 2829 30. 3132 33 7 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование 2 класс № п/п Наименование разделов и тем. Кол-во часов Работа с природным материалом 7 ч. 1. Вводное занятие. Правила ТБ с режущими предметами. 1 2. 3-4 5-6 7 Цветы в вазе из арбузных и дынных семечек. Львенок из крылаток. Поздравительная открытка из семян . Лесная полянка. 1 2 2 1 89 1011 1213 14 15 16 1718. 1920 2122 2324 25 2627 2829 3031 3233 34 Работа с бумагой и картоном9 ч. Аппликация «Осень» ( обрывание) Веселый конус. Поделка для мамы. Буратино. 2 2 Самоделка из бумаги и картона. Птица. 2 Медвежонок. Волшебный шар. Снеговик. (Новогодняя игрушка) Геометрическая мозайка. Петушок. Работа с пластичным материалом 8 ч. Конфетница. 1 1 1 Волшебный колокольчик. 2 Рамка для фото. (Подарок для папы). 2 2 Шкатулка. (Подарок к 8 Марта) 2 Работа с бросовым материалом 10 ч. Робот из коробок. Ландыши из пластиковых бутылок. 1 2 Звездное небо (Мозайка из яичной скорлупы). 2 Боевая техника из пенопласта. 2 Колокольчик из пластиковой бутылки. Итоговое занятие. Выставка работ. 2 1 8 Дата Список используемой литературы Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова.- М.,2009. Научно- методический журнал «Школа и производство» «Мягкая игрушка» Москва ОЛМА-ПРЕСС 1999 Зайцева А. «Бумажное кружево» ЭКСНО Москва 2010 Ткаченко Т. Изделия из кожи своими руками Ростов на Дону «Феникс»2005 Нестерова Д. В. Лоскутная фантазия «Астрель» Москва 2009 Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками Ярославль 1998 9