Пояснительная записка к учебному плану по реализации основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Учебный план для ДОУ является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение занятий. При составлении учебного плана по реализации основной общеобразовательной программы учитывались следующие нормативноправовые документы: - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 года; - Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; - Концепция дошкольного воспитания; - Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно — эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Основные цели учебного плана: - регламентировать организацию образовательного процесса; - установить формы и виды организации образовательного процесса; - определить количество недельной образовательной нагрузки по группам. Учебный план МКОУ «Усть-Салдинская СОШ» ДОУ является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно организованной образовательной деятельности, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность интеграции. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая в группах общеразвивающей направленности. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 9 часовое пребывание воспитанников. В МКОУ «Усть-Салдинская СОШ» ДОУ функционирует 2 разновозрастных группы, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами: Младшая разновозрастная группа (1.5 - 3 лет) - 1 Старшая разновозрастная группа (4 - 7 лет) – 1 Учебный план определяет организацию воспитательно-образовательного процесса в учреждении и структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ. Программа состоит из двух частей: 1) инвариантной (обязательной) части; 2) вариативной части. Инвариантная часть обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Инвариантная часть реализуется через обязательные занятия, в этот перечень входят занятия, предусматривающие реализацию дополнительных парциальных программ. Вариативная часть программы позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги и учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Вариативная часть включает в себя, в том числе, занятия по дополнительным парциальным программам и занятия кружковой деятельностью. Содержание воспитательно-образовательного процесса включает совокупность образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. - Во всех группах различные виды деятельности с детьми организуются утром и во вторую половину дня (как по инвариативной, так и по вариативной частям учебного плана). В первой половине дня в младших группах планируются не более двух организованных образовательных деятельности, в группах старшего дошкольного возраста – не более трех. - Перерывы составляют не менее 10 минут. В середине проводится физкультминутка (продолжительность 2-3 минуты). - Организованная образовательная деятельность по развитию музыкальности и физической культуре проводятся со всей группой (по условиям ДОУ). - Количество НОД и их продолжительность, время проведения соответствуют требованиям СанПиН 2.4.3648-20. - В середине учебного года (январь) для детей дошкольного возраста организуются недельные каникулы. В дни каникул организуется совместная родителей с детьми эстетического и оздоровительного направления (досуги, развлечения, праздники). - В летний период организуются подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и т.д., увеличивается продолжительность прогулок. Объем учебной нагрузки (количество часов в неделю) во всех возрастных группах, реализующих основную общеобразовательную программу, определен на основе содержания инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Содержание данной программы предусматривает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями и подготовку их к обучению в школе, а так же коррекционную работу по развитию речи. Примерный перечень и количество основных видов организованной образовательной деятельности соответствуют примерному перечню основных видов организованной образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Продолжительность основных видов организованной образовательной деятельности соответствует действующему СанПиН 2.4.1.3648-20: для детей 1,5 - 2 лет (группа раннего возраста) – не более 10 мин для детей 2 – 3 лет (разновозрастная младшая группа) - не более 10 мин., для детей 3 – 4 лет (2-я младшая группа) - не более 15 мин., для детей 4 – 5 лет (средняя группа) – не более 20 мин., для детей 5 – 6 лет (старшая комбинированная группа) - не более 25 мин., для детей 6 – 7 лет (подготовительная комбинированная группа) - не более 30 мин., В представленном учебном плане в соответствии с режимом дня выделено специальное время для ежедневного чтения детям. Во всех возрастных группах чтение художественной литературы является образовательной деятельностью в ходе режимных моментов или самостоятельной деятельностью детей. Для детей 1,5-2 и 2-3 лет длительность чтения с обсуждением прочитанного составляет 5-10 минут, 3- 4 и 4-5 лет - 10-15 минут, для детей 5-6 лет – 15-20 минут, для детей 6-7 лет – 20-25 минут. Вариативная часть программы включает совместную кружковую деятельность воспитателя и детей. Содержание вариативной части учебного плана не превышает допустимой нагрузки по всем возрастным группам. Один условный час отводится для дополнительных занятий в кружках, студиях, секциях по выбору для детей младшего и среднего дошкольного возраста, в старших группах и в подготовительной к школе группе – 2 условных часа. Учебный день делится на 3 блока: 1) образовательный блок 1 половины дня включает в себя: - совместную деятельность воспитателя и детей; - свободную самостоятельную деятельность детей. 2) непосредственно образовательная деятельность – организованное обучение (в соответствии с сеткой занятий) 3) образовательный блок 2 половины дня включает в себя: - совместную деятельность воспитателя и детей по различным направлениям (в соответствии с расписанием занятий совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий) - самостоятельную деятельность ребенка. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей осуществляется как в виде организованной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.). Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкальнохудожественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей - 3-4 часа в день для всех возрастных групп. В течение двух недель в сентябре и мае проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика как адекватная форма оценивания результатов освоения Программы детьми дошкольного возраста. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки (составлен в соответствии с ООП ДО МКОУ «Усть-Салдинская СОШ» и СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания») № Виды организации ООД 1-я младшая группа (2-3 года) Колво 3 1 Физическое развитие 2 Познавательное развитие 2 3 Речевое развитие 1 4 Художественно- эстетическое развитие 4 5 Дополнительное образование время 30 мин 2-я младшая группа (3-4 года) Колво 3 20 мин 10 мин 40 мин 2 - - - Объем недельной нагрузки 10 1 ч 30 мин 11 Максимально допустимый объем нагрузки 1 час 30 минут 1 5 Средняя группа (45 лет) Старшая группа (5-6 лет) время Кол-во время Кол- во 45 мин 30 мин 15 мин 75 мин 3 - - 2ч 45 мин 2 час 45 минут 2 1 5 11 60 мин 40 мин 20 мин 1ч 20 мин 3 - - 3ч 20 мин 4 часа 3 2 5 13 время 75 мин 75 мин 50 мин 2ч 5м 5 ч 25 мин 6 часов 15 минут Подготови тельная группа (6-7 лет) Кол-во время 3 1 ч 30 мин 4 2ч 2 1ч 5 2 ч 30м - - 14 8 часов 30 минут 7ч Учебный план на 2023-2024 учебный год (по программе «От рождения до школы» (под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) Организованная образовательная деятельность I. Образователь ные области Возрастные группы воспитанников Базовый вид деятельности ФЭМП Познавательное развитие Речевое развитие Старшая группа (5-6 лет) Подготовитель ная группа (6-7 лет) 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 3 Развитие речи 1 1 1 1 1 Подготовка к обучению грамоте - - - 1 1 Чтение художественной литературы 1 - - - 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 2 2 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 Ознакомление с окружающим ИТОГО 4. Средняя группа (4-5 лет) - ИТОГО 3. 2-я младшая группа (3-4 года) Задачи решаются в совместной и самостоятельной деятельности в ходе режимных моментов Социально- коммуникативное 1. развитие 2. 1-я младшая группа (2-3 года) Художестве нно-эстетическое Музыка развитие Рисование Лепка Аппликация Конструиро вание 0,5 0,5 - ИТОГО 5. Физическое развитие 4 5 5 6 6 Физкультура в зале 2 2 2 2 2 Физкультура на улице 1 1 1 1 1 3 3 3 3 3 10 11 11 13 14 ИТОГО Количество ОД (занятий) в неделю Количество ОД (занятий) в учебном году II III Оздоровительная работа 360 2-3 года 396 3-4 года 396 Утренняя гимнастика 4-5 лет ежедневно Закаливающие процедуры ежедневно Гигиенические процедуры ежедневно Чтение художественной литературы ежедневно Ситуативные беседы в ходе режимных моментов ежедневно Прогулка ежедневно Дидактические и развивающие игры;подвижные игры; наблюдения; труд Самостоятельная деятельность детей 504 5-6 лет 6-7 лет 5-6 лет 6-7 лет все возраста Взаимодействие взрослого с детьми IV 468 ежедневно 2-3 года 3-4 года 4-5 лет Самостоятельная игра ежедневно Познавательно-исследовательская деятельность ежедневно Самостоятельная деятельность в центрах развития ежедневно