23 РП Биотехнологии 7 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на
достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с
учетом выбора участниками образовательных отношений элективных курсов. Это позволяет
обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного
образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Актуальность реализации данной программы обусловлена самой особенностью
проектно-исследовательской деятельности. Эта деятельность лежит в основе
познавательного интереса ребенка, является залогом умения планировать любые действия и
важным условием успешной реализации идей. Любые изменения современного общества
связаны с проектами и исследованиями – в науке, творчестве, бизнесе, общественной жизни.
Поэтому важным элементом развития личности обучающегося является формирование
основных навыков проектно-исследовательской деятельности.
Программой предусмотрено формирование современного теоретического уровня знаний,
а также и практического опыта работы с лабораторным оборудованием, овладение приемами
исследовательской деятельности. Методы организации образовательной и научноисследовательской деятельности предусматривают формирование у обучающихся
нестандартного творческого мышления, свободы самовыражения и индивидуальности
суждений.
Для полного учета потребностей учащихся в
программе используется
дифференцированный подход, что стимулирует учащегося к увеличению потребности в
индивидуальной, интеллектуальной и познавательной деятельности и развитию научноисследовательских навыков. Программа станет востребованной в первую очередь
школьниками, которые имеют стойкий интерес и соответствующую мотивацию к изучению
предметов естественнонаучного цикла, естественным наукам и технологиям.
В подростковом возрасте учащиеся проявляют свою заинтересованность в той или иной
области знаний, научном направлении или профессиональной деятельности. Таким образом,
происходит формирование познавательной и профессиональной составляющей личности,
помогает учащемуся в определении будущего жизненного пути и в профессиональном
выборе после окончания школы. Подобного рода заинтересованность стимулирует
постоянное желание школьника к познанию нового, расширению и углублению
соответствующих знаний, и получению новых, в том числе практических навыков, а также
мотивирует учащегося на профориентацию.
Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и осуществления
собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в приобретении
необходимого опыта для работы над индивидуальным исследованием или проектом.
Программа поможет школьнику в более глубоком изучении интересующей его области
естественных наук, а также в приобретении важных социальных навыков, необходимых для
продуктивной социализации и формирования гражданской позиции:
− навыка самостоятельного решения актуальных исследовательских или практических задач,
включающего в себя умение видеть и анализировать проблемы, нуждающиеся в решении,
умение детально прорабатывать и реализовывать способы работы с ними, умение
планировать собственную работу и самостоятельно контролировать свое продвижение к
желаемому результату;
− навыка генерирования и оформления собственных идей, облечения их в удобную для
распространения форму;
− - навыка уважительного отношения к чужим взглядам и идеям, оформленным в работах
других людей, других авторов – владельцев интеллектуальной собственности;

− навыка публичного выступления перед большой аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения, ответов на вопросы сверстников и взрослых, убеждения
других в своей правоте, продвижения своих идей;
− навыка работы со специализированными компьютерными программами, лабораторным
оборудованием, техническими устройствами, библиотечными фондами и иными ресурсами,
с которыми может быть связана проектно-исследовательская деятельность школьника.
Кроме того, работа школьника над проектом или исследованием будет способствовать и
развитию его адекватной самооценки.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Данная программа рассчитана на работу со школьниками 7 класса. Педагогу важнее
акцентировать свое внимание не столько на качестве результата проекта или исследования,
сколько на том, чтобы учащийся получал знания, в том числе и через выполнение
практического задания, делал выводы и умозаключения на основании своего исследования,
учился сравнивать его результаты с теоретическим материалом и исследованиями других
школьников. Таким образом, школьник освоит основы проектно-исследовательской
деятельности и приобретет навык критического отношения к материалу. Программа разбита
на модули, которые могут быть использованы либо частично, либо полностью. Так модуль
«Биотехнологии» в качестве непрерывного образовательного цикла по 1 часу в неделю.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа элективного курса разработана с учетом рекомендаций Рабочей программы
воспитания, учитывает психолого-педагогические особенности данных возрастных
категорий. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется:
− в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
− в возможности комплектования разновозрастных групп для организации
профориентационной деятельности школьников, воспитательное значение которых
отмечается в примерной программе воспитания;
− в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их
вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для
воспитания подчеркивается Рабочей программой воспитания.
Особенности работы учителя по программе
Задача учителя состоит в том, чтобы сопровождать процесс профессиональной
ориентации школьника, раскрывая потенциал каждого через вовлечение в многообразную
деятельность, организованную в разных формах. При этом результатом работы учителя в
первую очередь является личностное развитие учащегося. Личностных результатов учитель
может достичь, увлекая ученика совместной и интересной им обоим деятельностью,
устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая
занятия ценностным содержанием.
Примерная схема проведения занятий по программе:
1. Объяснение теоретического материала по теме.
2. Подготовка к экспериментальному занятию, обсуждение объектов для практического
занятия.

3. Проведение практического занятия – основная задача освоение методологии данного
эксперимента.
4. По окончании предложить детям, которые заинтересовались данным экспериментом,
развить его в исследовательский проект. Для этого необходимо обсудить объекты, которые
ученик будет исследовать, составить план эксперимента.
5. Помочь ученику проанализировать результаты эксперимента.
Оценить результаты проектно-исследовательской деятельности школьников можно в
процессе защиты ими своих работ в рамках школьной научно-практической конференции.

СОДЕРЖАНИЕ
Модуль «Биотехнология» 7 классы (34 часов)
1. Биотехнология (2 часа)
Понятие биотехнологии. Зачем человеку биотехнологии, в чем их преимущество перед
химическим
синтезом.
Основные
биообъекты
биотехнологии:
промышленные
микроорганизмы, клетки и ткани растений, животных и человека, биокатализаторы.
Практическая работа №1«Примеры применения биологических объектов в твоей жизни».
Сырье для биосинтеза и оценка его биологической ценности. Основные источники углерода,
азота, фосфора, микроэлементов. Исследование новых источников сырья (включая вопросы
его предварительной обработки), разработка новых питательных сред, в том числе
включающих биостимуляторы и другие элементы управления и оптимизации процессов
биосинтеза. Методы оптимизации питательных сред.
2. Микробиология (5 часов)
Положение прокариотов в системе органического мира. Строение бактериальной клетки.
Классификация бактерий. Морфология бактерий. Простые и сложные методы окрашивания
бактерий. Физиология бактерий: питание, дыхание, рост и размножение. Знакомство с
доменом Археи (экстремофильность, особенности строения клетки).
Лабораторная работа№1 «Фиксированные препараты бактерий. Определение формы
предложенных культур микроорганизмов, используя простой метод окраски».
Лабораторная работа №2«Определение типа клеточной стенки методом окрашивания по
Граму» (при наличии реактивов).
Молочнокислое и спиртовое брожение. Фототрофные и хемотрофные бактерии.
Кинетическое описание процесса роста микроорганизмов. Экспоненциальная модель роста.
Кинетика гибели микроорганизмов.
Лабораторная работа №3«Приготовление прижизненных препаратов молочнокислых
бактерий». Патогенные бактерии. Чумная палочка и черная смерть, ботулизм, столбняк,
туберкулез. История борьбы с бактериальными инфекциями.
Лабораторная работа №4«Посев смыва с рук на чашки Петри».
Лабораторная работа №5«Выделение чистой культуры бактерий. Метод разведений.
Метод истощающего штриха».

Лабораторная работа №6«Морфологическая характеристика выделенной чистой
культуры: характеристика колонии, форма бактерий, тип клеточной стенки». (при наличии
реактивов).
Война бесконечности: антибиотики против бактерий. Механизмы действий антибиотиков.
Межклеточная коммуникация бактерий. Чувство кворума.
Лабораторная работа №7«Сравнение роста микроорганизмов на чашке без и с добавления
антибиотиков»
Исследовательская
работа
№1«Поиск
микроорганизмов
обладающих
антагонистической активностью». (при наличии реактивов).
Применение бактерий человеком. Кинетическое описание биосинтеза продуктов
микроорганизмами. Бактерии, которые могут разлагать пластик.
Исследовательская работа№2 «Выделение молочнокислых бактерий, исследование их
активности».
Микроорганизмы в агробиотехнологии. Искусственные ассоциации растений с
микроорганизмами. Исследовательская работа №3«Выделение бактерий полезных для
растений».
3. Эукариотические организмы в биотехнологии
водоросли) (6 часов)

(плесневые грибы,

дрожжи,

Плесневые грибы продуценты биологически активных веществ.
Общая характеристика дрожжей сахаромицетов. История использования дрожжей в
традиционной биотехнологии. Технологии виноделия и хлебопечения, специализированные
расы дрожжей. Метаболизм дрожжей. Реакция спиртового брожения.
Лабораторная работа №8«Подсчет клеток дрожжей в камере Горяева».
Лабораторная работа №9«Обнаружение продуктов спиртового брожения: этилового
спирта и углекислого газа». (при наличии реактивов). Получение вторичных метаболитов в
дрожжах. Дрожжи как продуценты биотоплив. Получение целевых белков в дрожжах.
Особенности вегетативного и полового размножения у дрожжей, значение изучения митоза и
цитокинеза для оптимизации процессов культивирования дрожжевых штаммов, понимания
причин патогенности дрожжей и грибов, поиска мишеней фунгицидов и разработки новых
лекарственных препаратов.
Лабораторная работа №10«Наблюдение размножения дрожжевых клеток». (при наличии
реактивов).
Практическая работа №2«Получение творога и кефира на основе молочнокислых бактерий».
Практическая работа №3«Основные виды кваса и их характеристика» «Дрожжи и
молочнокислые бактерии, применяемые для производства кваса».
Практическая работа №4«Сравнительный анализ развития дрожжей в аэробных и
анаэробных условиях».
Практическая работа №5«Методы оценки свойств хлебопекарных дрожжей. Особенности
применения прессованных, сушеных и инстантных дрожжей». Исследовательская работа

№4«Влияние физико-химических факторов на качество биотехнологической продукции
(квас, кефир, сыр, хлеб и др.)».
Водоросли – перспективный объект для производства белка и углеводов.
Биотехнологические методы очистки твердых, жидких отходов и газообразных отходов
производств. Сточные воды. Схемы очистки. Биофильтры, аэротенки, метантенки,
окситенки. Активный ил и входящие в него микроорганизмы. Использование водорослей в
очистке сточных вод.
Исследовательская работа 5«Влияние физико-химических факторов на рост водоросли
(Chlorella vulgaris)».
4. Наследственная информация (4часов)
Наследственность и изменчивость – основные свойства живых организмов. Изменчивость.
Виды изменчивость. Практическая работа №6«Модификационная изменчивость (листья,
иголки с одного дерева)».
Ген – материальный носитель наследственности и изменчивости. Нуклеиновые кислоты.
Локализация генетического материала в клетке. Деление клеток. Репликация ДНК. Основная
догма молекулярной биологии. Транскрипция. Трансляция. Мутации.
Практическая работа №7«Ген – инструкция по сборке клетки (на бисере или конструкторе)».
Практическая работа №8«Мутация на бутерброде (любой объект из предыдущей работы, где
изменение инструкции приведет к изменению внешнего вида объекта)».
5. Вирусология. (3 часов)
Положение вирусов в системе органического мира. Структура и химический состав вирусов.
Классификация вирусов. Репродукция вирусов. Просмотр документального фильма о
вирусах.
Вирусы - возбудители инфекционных болезней. Онковирусы. Бактериофаги: строение,
свойства, применение. Практическая работа. №9«Метод разведений»
Практическая работа.№10 «Титрование бактериофагов».
Биологические методы борьбы с вирусами.
6. Генная инженерия и биотехнологии. (4 часов)
Основы генной инженерии. Вектора. Специфические ферменты бактерий.
Практическая работа №11«Эндонуклеазы рестрикции (работа с нуклеотидными
последовательностями на бумаге)».
Биотехнологии продукции белков в бактериальных культурах. Достижения генной
инженерии и биотехнологии.
CRISPR/Cas — система адаптивного иммунитета бактерий и архей.
Практическая работа №12«Генные ножницы - CRISPR/Cas (моделирование на бумаге)»
ГМО. Методы получения ГМО. Игра-дискуссия «Выиграй грант на создание ГМО».
7. Биотехнологии в растениеводстве (10 часов)

Основные методы селекции. Гибридизация. Формы отбора. Основные направления
селекции: улучшение урожайности, устойчивости к биотическим и абиотическим факторам.
Практическая работа№13 «Выращиваем горох. Как провести скрещивание у гороха».
Основные подходы селекции и биотехнологии культурных растений, Гибридизация,
отдаленная гибридизация, искусственный отбор, гетерозис, трансформация, мутагенез,
генетическое редактирование). История селекции в России и мире, история развития
важнейших сортов культурных растений.
Как человек может модифицировать растения? Генная инженерия растений: Что такое
генетическая инженерия растений. Трансгенные растения. Методы получения. Образование
опухолей у растений. Агробактериальная трансформация: Тi-плазмиды. Гены Т-ДНК.
Молекулярно-генетические механизмы трансформации. Генетическое редактирование.
Современные подходы и достижения генетического редактирования растений.
Практическая работа №14«Геномные ножницы (моделирование работы системы CRISP-Cas).
Есть ли жизнь в пробирке? Биотехнология культурных растений.
Исследовательская работа №6«Выращивание растений в пробирке (можно
воспользоваться результатами предыдущих экспериментов по составлению
питательных растворов для растений)».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС

Количество часов
№
п/п

Наименование разделов
и тем программы
Всего

Биотехнология
Микробиология
Эукариотические
организмы в
3
биотехнологии
(плесневые грибы,
дрожжи, водоросли)
Наследственная
4
информация
5
Вирусология
Генная инженерия и
6
биотехнологии.
Биотехнологии в
7
растеневодстве
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
2

Лабораторные Практические
работы
работы

2
5

1
7

6

3

4

4

3

3

2

4

2

10

2

34

10

14

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».