2.1.17 РП астрономия 11 кл

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена на достижение планируемых результатов освоения программы среднего общего
образования с учетом выбора участниками образовательных отношений элективных курсов. Это
позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного
образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Цели и задачи изучения астрономии
Изучение астрономии на базовом уровне среднего общего образования направлено на
достижение следующих целей:
- познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
- получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных
условиях, и единстве мегамира и микромира;
- осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
- ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
- выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим
оккультным (эзотерическим) наукам;
- понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и
формирования естественнонаучной картины мира;
- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции
Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных
астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами
определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического
использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном
пункте для заданного времени;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и
современных информационных технологий;
- формирование научного мировоззрения;
- формирование навыков использования естественнонаучных и физико-математических знаний
для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной
астрофизики, астрономии и космонавтики.
Учебный предмет «Астрономия» направлен на формирование у учащихся естественнонаучной
картины мира, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Он
играет важную роль в становлении гражданской позиции и патриотическом воспитании
выпускников, так как Россия занимает лидирующие позиции в мире в развитии астрономии,
космонавтики и космофизики.
Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции
Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что
основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики,
внегалактической астрономии, космогонии и космологии.
Общая характеристика учебного предмета:
Курс астрономии не только завершает физико-математическое образование, но и несет в себе
определенный общенаучный и культурный потенциал. Астрономия является завершающей
2

философской и мировоззренческой дисциплиной, и ее преподавание есть необходимость для
качественного полного естественнонаучного образования. Без специального формирования
астрономических знаний не может сформироваться естественнонаучное мировоззрение, цельная
физическая картина мира. Астрономия может показать единство законов природы, применимость
законов физики к небесным телам, дать целостное представление о строении Вселенной и
познаваемости мира.
Изучение учащимися курса астрономии в 11 классе способствует:
- развитию познавательной мотивации;
- становлению у учащихся ключевых компетентностей;
- развитию способности к самообучению и самопознанию;
- созданию ситуации успеха, радости от познания.
При обучении астрономии важное место отводится реализации межпредметных связей.
Астрономические наблюдения, которые являются основой для определения географических
координат, обеспечивают связь курса астрономии с курсом физической географии. На уроках
астрономии учащиеся встречаются со всеми изучаемыми в курсе физики понятиями, явлениями,
теориями и законами. Углубление этих знаний помогает учащимся осмыслить практическое
применение «земной» физики в космических масштабах. Успехи в изучении химического состава
тел Солнечной системы, достигнутые благодаря ракетно-космической технике, позволяют
осуществлять более тесную связь курсов химии и астрономии.

Содержание учебного предмета
Раздел программы
Астрономия,
ее значение и
связь с
другими
науками (1 ч)
Практические
основы
астрономии
(5 ч)
Строение
Солнечной
системы (7 ч)

Природа тел

Понятия, раскрывающие содержание учебного предмета
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы
Вселенной. Особенности астрономических методов исследования.
Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое
движение звезд на различных географических широтах.
Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца.
Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.
Время и календарь.
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система
мира.
Становление
гелиоцентрической
системы
мира.
Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и
сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы
Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной
системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под
действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.
Движение искусственных спутников Земли и космических
аппаратов в Солнечной системе.
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее
3

Солнечной
системы (8 ч)

Солнце
и
звезды (6 ч)

Строение
эволюция
Вселенной
ч)

и
(5

Жизнь и разум
во Вселенной
(1 ч)

происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования
Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну.
Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса.
Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной
системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеориты.
Метеоры, болиды и метеориты
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца.
Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и
ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный
параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и
температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—
светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и
нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция
звезд различной массы.
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения
Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава.
Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики.
Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары.
Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной
космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная
Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение.
Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и
антитяготение.
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые
для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы.
Сложные органические соединения в космосе. Современные
возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими
цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество
заявляет о своем существовании.

Промежуточная
аттестация (1 ч)

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ
«АСТРОНОМИЯ»

РЕЗУЛЬТАТЫ

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:
- формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное
отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также
осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых
познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на
благо развития человеческой цивилизации;
- формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное
отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты - формирование универсальных учебных действий (УУД).
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
4

- находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать
альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать
свою позицию, формулировать выводы и заключения;
- анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
- на практике пользоваться основными логическими
приемами, методами наблюдения,
моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и
интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
- готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и
других источников.
Регулятивные УУД:
- находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать
альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный.
Познавательные УУД:
- классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, формулировать
выводы и заключения;
- на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения,
моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
- анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
- выполнять познавательные и практические задания;
- извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и
интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
- готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и
других источников.
Коммуникативные УУД:
- аргументировать свою позицию.
Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены в содержании
курса по темам. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения
обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системнодеятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся
признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в
готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной
школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность,
которая имеет следующие особенности:
- цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами,
так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на
повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин,
не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для
других;
- учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом,
чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными
группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе
целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают
нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к
5

другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в
коллективе;
- организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание
различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть
востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к
тому или иному виду деятельности.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник получит представление:
- о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах,
применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
- о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность
гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
- о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных
науках;
- об истории науки; о новейших разработках в области науки и технологий;
- о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.); о
деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и
предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды,
государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).
Выпускник сможет:
- решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);
использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни; − использовать
элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
- использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в
ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов
учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,
исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для
достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих
средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности
человека;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно
презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения
продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
- самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев
оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе
реализации и по завершении работы;
6

- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать
пути минимизации этих рисков;
- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в
жизни других людей, сообществ);
- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные
варианты применения результатов.
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина,
созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид,
планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время,
внесолнечная планета(экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое
излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
смысл физического закона Хаббла;
- основные этапы освоения космического пространства;
- гипотезы происхождения Солнечной системы;
- основные характеристики и строение Солнца, Солнечной атмосферы;
- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь:
- приводит примеры: роль астрономии в развитии цивилизации, использования методов
исследований в астрономии, различных диапазонов в электромагнитных излучений для получения
информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью
космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных
затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов;
принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с
использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесие
звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с
помощью эффекта Доплера;
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства
планет солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел,
возможные пути эволюции звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица,
Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион: самые яркие звезды, в том числе:
Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на
любую дату и время суток для данного населенного пункта;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат
знания астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в
сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Виды и формы контроля:
ОО осуществляет текущий контроль успеваемости, проводит промежуточную аттестацию
обучающихся в форме: самостоятельной работы, физического диктанта, теста, практической
работы).
Формы организации учебной деятельности определяются видами учебной работы, спецификой
учебной группы, изучаемым материалом, учебными целями.
7

Возможны следующие организационные формы обучения:
- классно-урочная;
- групповая работа;
- внеклассная работа;
- самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и
навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий
творческого характера.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные
наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя
обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в
вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином
уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих
объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их
положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп (если он есть в кабинете)
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4.Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.

6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.

Рабочей программой предусмотрено 3 самостоятельные работы

Тематический план
Разделы и темы

Количество часов

Астрономия, ее значение и связь с другими науками

1

Практические основы астрономии

5

Строение Солнечной системы

7

Природа тел Солнечной системы

8

Солнце и звезды

6

Строение и эволюция Вселенной

5

Жизнь и разум во Вселенной

1
Итого:

34

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».