Пояснительная записка Элективный курс «Секреты мастерства: пишем сочинение» предназначен для обучающихся 10 -11 классов. Цели данного элективного курса: - подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку; - подготовка к написанию итогового сочинения по литературе; - развитие творческих способностей личности; -развитие логического мышления; - развитие связной монологической речи; - овладение учащимися свободной письменной речью. Задачи элективного курса: - помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания 27 на ЕГЭ: - совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения; - формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью; - совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей; - совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений; - формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст. -привитие способности к самостоятельной деятельности Общая характеристика элективного курса Анализ результатов ЕГЭ и анализ итоговых сочинений по литературе показал, что наиболее типичные ошибки в работах выпускников связаны с неумением: - понимать информацию, заложенную в тексте; - ясно, связно, последовательно излагать собственные мысли, - аргументировано доказывать свою позицию, - с недостаточным уровнем функциональной грамотности школьников по русскому языку и литературе. Элективный курс учит развивать мысль на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Работа над сочинением приобщает учащегося к творчеству, позволяет выразить свою позицию, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку говорится, что задание 27 - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является частью Кимов на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинениеразмышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался. Место элективного курса в учебном плане По 1 часу в неделю в 10 и 11 классах (34 часа в год) Планируемые результаты Личностные результаты Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: - ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; - готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; - принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; - неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): - российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; - уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); - формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; - воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: - гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; - признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; - мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; - готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; - приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; - готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; - способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; - формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); - развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: - мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; - эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; - положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений: - уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, - осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; - потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: - физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; - выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; - организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; - менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности У обучающихся должны сформироваться навыки творческого письма; - навыки конструирования текста типа рассуждения как на основе исходного текста, так и по заданной теме; - развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать свое высказывание, высказывание в соответствии с темой, уметь отслеживать основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учетом стиля и типа речи; - знать теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, уметь применять такие коммуникативные умения: интерпретировать содержание исходного текста или формулировку темы; - уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм; - уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к сочинениюрассуждению; - анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их; - владеть коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения; - у обучающихся будут сформированы навыки творческого письма, навыки конструирования текста типа рассуждения как на основе исходного текста, так и по заданной теме; К концу курса учащиеся должны: - самостоятельно анализировать эпизод; - самостоятельно анализировать литературное произведение; - самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.; - понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода; - знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям; - уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений; - хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературнокритические оценки; - воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: - при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, конфликт, внесюжетные элементы, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза и т. д.), особенности жанра; - уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма), их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); - литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.) Содержание программы элективного курса Основное содержание элективного курса изучается в соответствии с принципом параллельности: следует постоянно держать в поле зрения несколько (две-три) тем, постепенно продвигаясь по ним вглубь и вперед. 10 класс Вводное занятие Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного произведения и текста ЕГЭ для успешного написания сочинения. Интерпретация художественного произведения. Обращение в сочинении к другим произведениям, видеть параллели. Работа с учебной и критической литературой. Справочная литература. Требования к написанию сочинения. Пишем сочинение Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста. Основные принципы построения текста. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления цитаты. Цитата – подтверждение сказанного. Работа над средствами художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Порядок работы над черновиком. Сочинения разных жанров Знакомство с различными жанрами сочинений. Содержательные и структурные особенности сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися. Приемы саморедактирования текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ. О свободной теме сочинения. Так ли она свободна? Условные границы в сочинениях на свободную тему. Советы и рекомендации психолога до начала и во время экзамена. 11 класс Введение Основные требования к сочинению. Концептуальные основы экзаменационного сочинения. Основные направления сочинений. Общие требования к сочинению: понятие текста, темы, идеи сочинения. Критерии оценивания сочинений по литературе Анализ критериев оценки экзаменационного сочинения по литературе Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения Композиция сочинения по русскому языку Разновидности вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое. Основная часть. Заключение – вывод и заключение – следствие. Порядок работы над композиционными частями сочинения. Смысловая цельность и логическая последовательность изложения материала. Логические особенности абзаца, лексические средства связи между предложениями. Типы ошибок Учебно-тематический план 10 класс № 1 2 3 4 Название темы Введение Пишем сочинение Сочинения разных жанров Итоговый урок Кол-во часов 2 17 14 1 Тематическое планирование 10 класс № Название темы Введение Прежде чем писать сочинение Основные требования при написании сочинений Пишем сочинение 3 Тема сочинения: выбор, осмысление, раскрытие 4 Текст: тема, проблема 5 Текст: позиция автора 6 Практическая работа 7 Композиция сочинения 8 Практикум: как начать и завершить сочинение 9 Организация материала при помощи плана 10 Роль эпиграфа и цитирования в сочинении 11-12 Анализ сочинения 13-15 Средства художественной выразительности: Тропы; Фигуры речи 16 Практическая работа 17-18 Подбор литературного материала 19 Аргументация Сочинения разных жанров 1 2 Кол-во часов 2 1 1 17 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 1 2 1 14 20 21-22 23-24 25-26 27 28 29-30 31 32-33 34 35 Жанры сочинений Практическая работа: пишем сочинения Саморедактирование сочинения Анализ ученических сочинений Типичные ошибки и недочеты в сочинении Оценивание сочинений Сочинения на свободную тему Как вести себя на экзамене Итоговая работа Анализ ученических работ Итоговый урок 1 2 2 2 1 1 2 1 2 1 1 Учебно-тематический план 11 класс № 1 2 3 4 5 6 Название темы Введение Критерии оценивания сочинения по литературе Обзор основных тем экзаменационного сочинения Композиция сочинения по русскому языку Типы ошибок Итоговый урок Кол-во часов 2 5 5 10 11 1 Тематическое планирование 11 класс № Наименование раздела, темы Введение 1 Техника написания сочинения по литературе 2 Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения. Критерии оценивания литературных сочинений 3 Критерии оценивания. Соответствие теме сочинения. Критерий № 1 4 Критерии оценивания. Аргументация. Подбор литературного материала. Критерий № 2 5 Композиция и структура классического сочинения. Критерий № 3 6 Жанровые разновидности сочинения. Требования к стилистической цельности создаваемого текста. 7 Классификация ошибок. Критерии оценивания № 4, № 5 Обзор основных тем экзаменационного сочинения 8 Подготовка к сочинению по 1 тематическому направлению 9 Подготовка к сочинению по 2 тематическому направлению 10 Подготовка к сочинению по 3 тематическому направлению 11 Подготовка к сочинению по 4 тематическому направлению 12 Подготовка к сочинению по 5 тематическому направлению Композиция сочинения по русскому языку 13 Проблема текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы (К1) 14 Практикум «Формулировка проблемы текста» 15- Комментарий проблемы (К2) Кол-во часов 2 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 10 1 1 2 16 17 18 1920 21 22 Практикум «Комментирование проблемы» Выражение авторской позиции (К3) Аргументация, выражение собственного мнения (К4) Подбор аргументов Композиция и структура сочинения Требования к стилистической цельности создаваемого текста (К5) Типы ошибок 23- Классификация ошибок. Речевые ошибки (К6, 10) 24 25 Орфографические ошибки (К7) 26 Пунктуационные ошибки (К8) 27 Грамматические ошибки (К9) 28- Практикум «Найди и исправь» 29 30 Стиль изложения (К11, К12) 31- Практическая работа по написанию сочинения 33 34 Итоговый урок 1 1 2 1 1 11 2 1 1 1 2 1 3 1 Литература 1. Александров В. Н. Знаю, понимаю, могу: пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., 2004. 2. Алексеева Т. В. Как научиться писать сочинение на «отлично». СПб., 2005. 3. Калганова Т. А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., 2006. 4. Карнаух Н. Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе. 9-11 классы. М., 2002. 5. Озеров Ю. А. Раздумья над сочинением. М., 2000. 6. Романичева Е. С. Сочинение в нетрадиционном жанре / / Богданова О. Ю. и др. Экзамен по литературе. М., 2005. Мультимедийные средства и Интернет-ресурсы (http://repetitor.lc.ru/onliiie/disp.asp?2). (www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm) (http://likbez.spb.ru/tests/).