2.1.18 РП по э.к Секреты мастерства 10-11

Пояснительная записка
Элективный курс «Секреты мастерства: пишем сочинение» предназначен для обучающихся 10
-11 классов.
Цели данного элективного курса:
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку;
- подготовка к написанию итогового сочинения по литературе;
- развитие творческих способностей личности;
-развитие логического мышления;
- развитие связной монологической речи;
- овладение учащимися свободной письменной речью.
Задачи элективного курса:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания 27 на ЕГЭ:
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре
сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее
содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное
восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
-привитие способности к самостоятельной деятельности
Общая характеристика элективного курса
Анализ результатов ЕГЭ и анализ итоговых сочинений по литературе показал, что наиболее
типичные ошибки в работах выпускников связаны с неумением:
- понимать информацию, заложенную в тексте;
- ясно, связно, последовательно излагать собственные мысли,
- аргументировано доказывать свою позицию,
- с недостаточным уровнем функциональной грамотности школьников по русскому языку и
литературе.
Элективный курс учит развивать мысль на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Работа над сочинением
приобщает учащегося к творчеству, позволяет выразить свою позицию, свой взгляд на мир,
реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть
культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь
свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно
без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это
необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку говорится, что задание 27 - небольшое
сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников
по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является частью
Кимов на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинениеразмышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим
каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем
ни самореализовывался.
Место элективного курса в учебном плане
По 1 часу в неделю в 10 и 11 классах (34 часа в год)

Планируемые результаты
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе
России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным
символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому
от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и
свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному
регулированию отношений в группе или социальной организации;

- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их
права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к
лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и
мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе
подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:

- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
планов;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены
тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;

- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности
У обучающихся должны сформироваться навыки творческого письма;
- навыки конструирования текста типа рассуждения как на основе исходного текста, так и по
заданной теме;
- развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать свое высказывание,
высказывание в соответствии с темой, уметь отслеживать основную мысль, формулировать
проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учетом стиля и типа речи;
- знать теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, уметь
применять такие коммуникативные умения: интерпретировать содержание исходного текста или
формулировку темы;
- уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме выражать свои
мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
- уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к сочинениюрассуждению;
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их;
- владеть коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для
использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения;
- у обучающихся будут сформированы навыки творческого письма, навыки конструирования
текста типа рассуждения как на основе исходного текста, так и по заданной теме;
К концу курса учащиеся должны:
- самостоятельно анализировать эпизод;
- самостоятельно анализировать литературное произведение;
- самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк
и т.д.;
- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного
процесса того или иного периода;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их
мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной
жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных
произведений;
- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературнокритические оценки;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать
основные компоненты его формы и содержания:
- при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство,
проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и
сюжет, конфликт, внесюжетные элементы, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали,
приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение,

олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза и т. д.), особенности
жанра;
- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами:
роды художественной литературы (эпос, лирика, драма), их основные жанры (роман, повесть,
рассказ, поэма и др.);
- литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм,
футуризм и др.)

Содержание программы элективного курса
Основное содержание элективного курса изучается в соответствии с принципом
параллельности: следует постоянно держать в поле зрения несколько (две-три) тем, постепенно
продвигаясь по ним вглубь и вперед.
10 класс


Вводное занятие

Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного
произведения и текста ЕГЭ для успешного написания сочинения. Интерпретация художественного
произведения. Обращение в сочинении к другим произведениям, видеть параллели. Работа с
учебной и критической литературой. Справочная литература. Требования к написанию сочинения.


Пишем сочинение

Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста.
Основные принципы построения текста. План как помощник в организации материала.
Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем
работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления цитаты. Цитата –
подтверждение сказанного. Работа над средствами художественной выразительности. Передача
экспрессивной и образной речи. Порядок работы над черновиком.


Сочинения разных жанров

Знакомство с различными жанрами сочинений. Содержательные и структурные особенности
сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания.
Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых
средств их воплощения. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися.
Приемы саморедактирования текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок.
Оценивание готовых работ. О свободной теме сочинения. Так ли она свободна? Условные
границы в сочинениях на свободную тему. Советы и рекомендации психолога до начала и во
время экзамена.

11 класс


Введение

Основные требования к сочинению. Концептуальные основы экзаменационного сочинения.
Основные направления сочинений. Общие требования к сочинению: понятие текста, темы, идеи
сочинения.



Критерии оценивания сочинений по литературе

Анализ критериев оценки экзаменационного сочинения по литературе


Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения

 Композиция сочинения по русскому языку
Разновидности вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное,
обществоведческое. Основная часть.
Заключение – вывод и заключение – следствие. Порядок работы над композиционными частями
сочинения. Смысловая цельность и логическая последовательность изложения материала.
Логические особенности абзаца, лексические средства связи между предложениями.


Типы ошибок

Учебно-тематический план 10 класс
№
1
2
3
4

Название темы
Введение
Пишем сочинение
Сочинения разных жанров
Итоговый урок

Кол-во часов
2
17
14
1

Тематическое планирование 10 класс
№

Название темы

Введение
Прежде чем писать сочинение
Основные требования при написании сочинений
Пишем сочинение
3
Тема сочинения: выбор, осмысление, раскрытие
4
Текст: тема, проблема
5
Текст: позиция автора
6
Практическая работа
7
Композиция сочинения
8
Практикум: как начать и завершить сочинение
9
Организация материала при помощи плана
10
Роль эпиграфа и цитирования в сочинении
11-12 Анализ сочинения
13-15 Средства художественной выразительности:
Тропы;
Фигуры речи
16
Практическая работа
17-18 Подбор литературного материала
19
Аргументация
Сочинения разных жанров
1
2

Кол-во
часов
2
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3

1
2
1
14

20
21-22
23-24
25-26
27
28
29-30
31
32-33
34
35

Жанры сочинений
Практическая работа: пишем сочинения
Саморедактирование сочинения
Анализ ученических сочинений
Типичные ошибки и недочеты в сочинении
Оценивание сочинений
Сочинения на свободную тему
Как вести себя на экзамене
Итоговая работа
Анализ ученических работ
Итоговый урок

1
2
2
2
1
1
2
1
2
1
1

Учебно-тематический план 11 класс
№
1
2
3
4
5
6

Название темы
Введение
Критерии оценивания сочинения по литературе
Обзор основных тем экзаменационного сочинения
Композиция сочинения по русскому языку
Типы ошибок
Итоговый урок

Кол-во часов
2
5
5
10
11
1

Тематическое планирование 11 класс
№

Наименование раздела, темы

Введение
1
Техника написания сочинения по литературе
2
Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения.
Критерии оценивания литературных сочинений
3
Критерии оценивания. Соответствие теме сочинения. Критерий № 1
4
Критерии оценивания. Аргументация. Подбор литературного
материала. Критерий № 2
5
Композиция и структура классического сочинения. Критерий № 3
6
Жанровые разновидности сочинения. Требования к стилистической
цельности создаваемого текста.
7
Классификация ошибок. Критерии оценивания № 4, № 5
Обзор основных тем экзаменационного сочинения
8
Подготовка к сочинению по 1 тематическому направлению
9
Подготовка к сочинению по 2 тематическому направлению
10 Подготовка к сочинению по 3 тематическому направлению
11 Подготовка к сочинению по 4 тематическому направлению
12 Подготовка к сочинению по 5 тематическому направлению
Композиция сочинения по русскому языку
13 Проблема текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы
(К1)
14 Практикум «Формулировка проблемы текста»
15- Комментарий проблемы (К2)

Кол-во часов
2
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
10
1
1
2

16
17
18
1920
21
22

Практикум «Комментирование проблемы»
Выражение авторской позиции (К3)
Аргументация, выражение собственного мнения (К4)
Подбор аргументов

Композиция и структура сочинения
Требования к стилистической цельности создаваемого текста (К5)
Типы ошибок
23- Классификация ошибок. Речевые ошибки (К6, 10)
24
25 Орфографические ошибки (К7)
26 Пунктуационные ошибки (К8)
27 Грамматические ошибки (К9)
28- Практикум «Найди и исправь»
29
30 Стиль изложения (К11, К12)
31- Практическая работа по написанию сочинения
33
34 Итоговый урок

1
1
2
1
1
11
2
1
1
1
2
1
3
1

Литература
1. Александров В. Н. Знаю, понимаю, могу: пособие-тетрадь по литературному моделированию.
М., 2004.
2. Алексеева Т. В. Как научиться писать сочинение на «отлично». СПб., 2005.
3. Калганова Т. А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., 2006.
4. Карнаух Н. Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе. 9-11 классы. М., 2002.
5. Озеров Ю. А. Раздумья над сочинением. М., 2000.
6. Романичева Е. С. Сочинение в нетрадиционном жанре / / Богданова О. Ю. и др. Экзамен по
литературе. М., 2005.
Мультимедийные средства и Интернет-ресурсы
(http://repetitor.lc.ru/onliiie/disp.asp?2).
(www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm)
(http://likbez.spb.ru/tests/).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».