РП ГПД 2-4 кл

1

Пояснительная записка
1.1.

Статус документа
Настоящая рабочая программа воспитателя группы продленного дня
создана на
основе следующих документов:
 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ;
 Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ
«Усть-Салдинская СОШ»;
 Учебный план МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»;
 Положение о группе продленного дня

1.2.

Аннотация рабочей программы

Рабочая программа воспитателя группы продленного дня разработана для обучающихся 2
– 4 классов общеобразовательной школы с целью реализации внеурочной деятельности
обучающихся. Она определяет виды и формы деятельности обучающихся во время
нахождения на группе продленного дня: на занятиях в группе продленного дня сочетается
двигательная активность воспитанников на свежем воздухе (игры, прогулки),
самоподготовка и досуговые мероприятия (интеллектуальные и развивающие игры,
экскурсии, беседы).

1.3.

Характеристика обучающихся, посещающих ГПД

В группе продленного дня занимаются разновозрастные дети – 2-4 классы школы. Есть
дети из многодетных, малообеспеченных, благополучных семей. Большинство учащихся
посещают кружки, секции, объединения, занятия по интересам. На кружках идет развитие
творческих способностей, спортивных качеств.
В группе продленного дня занимаются дети разного возраста, это учащиеся начальной
школы. Каждый ребенок со своим характером, интересами и привычками, к каждому нужен
был свой подход.
Дети имеют разные способности. Есть учащиеся, которые всегда
правильно и самостоятельно выполняют все домашние задания. Но есть и такие ученики,
которым требуется постоянное внимание со стороны воспитателя. На этом уровне сложность
заключается в том, что дети не умеют или не хотят работать самостоятельно. Поэтому перед
воспитателем одними из приоритетных задач были:
- Формирование самостоятельности.
- Воспитание толерантного отношения друг к другу в детском коллективе.
- Развитие физического и нравственного здоровья ребенка.
- Организация образовательного процесса в группе продленного дня.
На занятиях в группе продленного дня никто никого не притесняет. Иногда могут
пошутить друг над другом, но не оскорбляют. Конфликты на занятиях группы наблюдаются
редко, бывают перепады настроения, могут повздорить, но дети быстро мирятся. Большое
значение в воспитании детей, расширении кругозора об окружающем мире,
сообразительности, привитии любви к чтению книг, интереса к учебе имеют игры. Игра
является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует
закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность.
В ходе самоподготовки проводятся игры на внимание и память, физкультминутки,
стихотворные паузы, задачи, игры – путешествия. Игра дает возможность переключаться с
2

одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость. Но самое главное –
игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам. А самые радостные
моменты в жизни продлёнки – игры – конкурсы, игры – соревнования, игры – праздники.

1.4.

Задачи работы воспитателя группы продленного дня










1.5.

Помочь учащимся в усвоении образовательных программ;
Развивать познавательные процессы и интересы личности;
Развивать основные нравственные качества личности ребенка;
Развивать коммуникативные отношения ребенка;
Развивать мыслительные процессы, творческие способности;
Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;
Формировать полезные привычки;
Воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость;
Воспитывать чувство коллективизма.

Режим работы группы продленного дня

Задачи воспитательной работы в ГПД в группе продлённого дня направлены на
формирование познавательной, трудовой, общественной активности школьников, их
интересов, развитие способностей и совершенствование физического развития.
1.Беседа с учителями.
Цель: тесная взаимосвязь урочной и внеурочной учебной работы уч-ся в рамках
непрерывности учебно-воспитательного процесса, совершенствование педагогического
руководства внеурочной учебной деятельностью учащихся.
2.Приём в группу.
Цель: сообщение распорядка дня, работа дежурных по столовой и по групповой комнате,
выявление причины опоздания.
3. Прогулка, экскурсия.
Цель: восстановление умственной работоспособности, расширение кругозора учащихся,
развитие их познавательных интересов, воспитание нравственных взаимоотношений,
дисциплины в коллективе, привитие любви к труду, к природе.
4. Самоподготовка.
Цель: развитие умственных способностей учащихся, формирование общеучебных навыков и
умений, потребности самостоятельного добывания знаний; воспитание чувства
взаимопомощи, товарищества
Физкультпаузы – поддержание активного внимания, повышение производительности
учебного труда, выполнение двигательной активности.
5. Подвижные игры.
Цель: восполнение двигательной активности, совершенствование моторного развития
школьников, воспитание организованности, дисциплинированности.
6. Спортивный час, клубные часы, работа кружков, утренники, праздники.

3

Цель: физическое совершенствование и укрепление здоровья учащихся, развитие интересов
и способностей детей, воспитывать организованность, коллективизм, дружбу, чувство
прекрасного, расширение кругозора учащихся.

1.6.

Содержание деятельности воспитателя ГПД

1.Независимо от погодных и сезонных условий пребывание детей на воздухе обязательно.
Одежда и обувь должны быть удобной и надежной во всех отношениях, соответствовать
времени года и характеру занятия.
1.1..Все занятия проводятся на щадящем режиме, так как участие в них принимают даже
освобожденные от уроков физкультуры дети. Физические перегрузки при этом не
допускаются.
1.2. .На занятии поддерживается достаточный уровень подвижности, при котором
исключается переохлаждение организма детей.
1.3. Места для занятий выбираются с учетом предупреждения детского травматизма.
К концу занятий физическая нагрузка уменьшается, с тем чтобы возбуждение, вызванное
двигательной деятельностью, снизилось.
2.Не менее важным условием эффективной деятельности является рациональное построение
режима дня в группе.
2.1.Режим может меняться с учетом особенностей той или иной школы, но санитарногигиенические требования должны быть соблюдены по всем основным режимным
моментам:
- Помещение должно быть проветриваемым (обязательно сквозное проветривание).
- Должны проводиться минутки гигиены перед обедом, после игр.
- У каждого ребенка, посещающего группу, должны быть индивидуальные средства гигиены.
- Приготовление домашнего задания.
- Перерывы между занятиями 10–15 минут.
- В перерывы включать физкультминутки и упражнения корректирующей гимнастики.
Виды занятий на неделю
№п/п

День недели

Занятия на воздухе

1

Понедельник Подвижные игры

2

Вторник

Тематические
экскурсии

3

Среда

Народные игры

4

Четверг

Целевые прогулки

4

Клубные часы
Природа. Экология. Беседа по
темам, экскурсии, праздники;
формирование здорового
образа жизни, профилактика
вредных привычек.
По страницам любимых
произведений чтение,
прослушивание аудиозаписей,
обсуждение, викторины,
конкурсы рисунков к
произведениям, сочинения.
Родной край (из истории и
современной жизни страны,
области, города)
Почемучка (загадки,
викторины, ребусы,
кроссворды, шарады)

5

Пятница

Физкультурнооздоровительные
мероприятия

Спорт и мы (игры, эстафеты,
соревнования, беседы,
конкурсы)

Гигиенические требования к организации работы ГПД
Независимо от погодных и сезонных условий пребывание детей на воздухе обязательно.
Одежда и обувь должны быть удобной и надежной во всех отношениях, соответствовать
времени года и характеру занятия.
Все занятия проводятся на щадящем режиме, так как участие в них принимают даже
освобожденные от уроков физкультуры дети. Физические перегрузки при этом не
допускаются.
На занятии поддерживается достаточный уровень подвижности, при котором
исключается переохлаждение организма детей.
Места для занятий выбираются с учетом предупреждения детского травматизма.
К концу занятий физическая нагрузка уменьшается, с тем чтобы возбуждение вызванное
двигательной деятельностью, снизилось.
Не менее важным условием эффективной деятельности является рациональное
построение режима дня в группе.
Режим может меняться с учетом особенностей той или иной школы, но санитарногигиенические требования должны быть соблюдены по всем основным режимным
моментам:
- Помещение должно быть проветриваемым (обязательно сквозное проветривание).
- Должны проводиться минутки гигиены перед обедом, после игр.
- У каждого ребенка, посещающего группу, должны быть индивидуальные средства гигиены.
- Приготовление домашнего задания.
- Перерывы между уроками 10–15 минут.
- В перерывы включать физкультминутки и упражнения корректирующей гимнастики.
Ежедневно:
- контроль за посещаемостью;
- контроль за поведением;
- контроль за самоподготовкой;
- контроль за питанием;
- наблюдение за взаимоотношениями детей;
- уход за комнатными растениями;
- контроль за порядком в классе.
Еженедельно:
- индивидуальные беседы с учащимися;
- информационная служба новостей;
Ежемесячно:
- подведение итогов за месяц
Каждый триместр:
- участие в общественных делах школы;
- инструктаж по технике безопасности
5

Календарно-тематическое планирование группы продленного дня
2023-2024 учебный год
№п\п

Направления

Тема занятия

дата
план

I четверть
1.

Родной край

День знакомств. Разучивание игр на свежем
воздухе: «Корни», «Цепи кованные».

2.

Почемучка

Викторина «Загадки осени»

3.

Природа. Экология.

Экскурсия «В рябиновом сентябре»

4.

По страницам любимых
произведений

Конкурс рисунков на асфальте на тему «Осень
- волшебница»

5.

Родной край

Чтение и обсуждение русских народных
сказок

6.

Почемучка

Разучивание игр на свежем воздухе: «Успей
взять кеглю»

7.

Спорт и мы

Эстафета «Весёлые старты»

8.

Природа. Экология.

Урок здоровья. Советы доктора Воды.

9.

По страницам любимых
произведений

Экскурсия в библиотеку

10.

Родной край

Экскурсия по селу.

11.

Почемучка

Беседа «Сентябринка в гостях у ребят»

12.

Спорт и мы

Разучивание игр на свежем воздухе:
«Прятки», «Хитрая лиса»

13.

Спорт и мы

Разучивание игр на свежем воздухе: «Два
Мороза»». Международный день пожилых
людей. Изготовление открыток.

14.

Почемучка

Беседа: «Твой внешний вид»

15.

Природа. Экология.

Всемирный день защиты животных.
Викторина «Угадай животное»

16.

По страницам любимых
произведений

Конкурс стихов об осени

17.

Родной край

Экскурсия «В листопаде октября»

18.

Почемучка

Поём школьные песни.

19.

Спорт и мы

Разучивание игр на свежем воздухе: «Третий
6

факт

лишний», «С места на место»
20.

Природа. Экология.

Урок здоровья.
Чтобы уши слышали.

21.

По страницам любимых
произведений

Чтение и обсуждение рассказов о животных

22.

Родной край

Рисование на тему «Красота осенних
листьев».

23.

Почемучка

Устный журнал « В мире интересного»

24.

Спорт и мы

Игры на свежем воздухе: « Третий лишний»,
«Пятнашки»

25.

Природа. Экология.

Урок здоровья.
Почему болят зубы.

26.

По страницам любимых
произведений

Чтение и обсуждение книг о дружбе

27.

Родной край

Праздник «В гостях у Осени».

28.

Почемучка

Час загадок

29.

Спорт и мы

Игры на свежем воздухе: «Пятнашки», «С
места на место»

30.

Природа. Экология.

Экскурсия «Наш друг – природа»

31.

По страницам любимых
произведений

Чтение и обсуждение книг М. Пришвина, В.
Бианки

32.

Родной край

Разучивание новых считалок, народных игр

33.

Почемучка

Игра-лото «Знаешь ли ты деревья?»

34.

Спорт и мы

Игры на свежем воздухе: «Меж двух огней»,
«Защити крепость»

35.

Природа. Экология.

Экологическая игра « Лукошко грибника»

II четверть
36.

По страницам любимых
произведений

Чтение и обсуждение любимых книг

37.

Спорт и мы

Игры на свежем воздухе: «Рыба, зверь, птица»

38.

Природа. Экология.

Урок здоровья. «Рабочие инструменты»
человека.

39.

По страницам любимых
произведений

Подготовка к неделе книги

40.

Родной край

Экскурсия «Поможем птицам»
7

41.

Почемучка

Конкурс смекалистых

42.

Спорт и мы

Игры на свежем воздухе: «Третий лишний»,
«Прятки»

43.

Природа. Экология.

Урок здоровья. Зачем человеку кожа.

44.

По страницам любимых
произведений

Конкурс рисунков « Моя любимая сказка»

45.

Родной край

Праздник книги

46.

Почемучка

Конкурс «Отгадай, загадку!»

47.

Спорт и мы

Конкурс «Сильные, смелые, ловкие, умелые»

48.

Природа. Экология.

Уход за комнатными растениями

49.

По страницам любимых
произведений

Конкурс стихов «Любимой маме»
Изготовление открыток.

50.

Родной край

Экскурсия « Лесные диковинки»

51.

Почемучка

Кроссворд «Жители Простоквашино»

52.

Спорт и мы

Игры на свежем воздухе: «На снежной горке»,
«Живые мишени»

53.

Природа. Экология.

54.

По страницам любимых
произведений

Игра- викторина «Герои сказки А. Толстого
«Золотой ключик, или Приключения
Буратино»

55.

Родной край

ПДД. Тема: Светофор - наш верный друг».

56.

Почемучка

Викторина « Мир вокруг нас»

57.

Спорт и мы

Игры на свежем воздухе: «Не ходи на гору»,
«Живые мишени»

58.

Природа. Экология.

Урок здоровья. Как сохранить улыбку
красивой.

59.

По страницам любимых
произведений

КВН « Сказки водят хоровод»

60.

Родной край

Конкурс « Природа и детская фантазия»

61.

Почемучка

Загадки к сказке К.И. Чуковского «Федорино
горе»

62.

Спорт и мы

Игры на свежем воздухе. Лепим снежные
скульптуры

63.

Природа. Экология.

Изготовление кормушек для птиц.

Урок здоровья. Если кожа повреждена.

8

64.

По страницам любимых
произведений

Игра - викторина «Сказки Андерсена»

65.

Родной край

Разучивание хороводов, песен

66.

Почемучка

Викторина «Загадки зимы»

67.

Спорт и мы

Конкурс рисунков «За здоровый образ
жизни!»

68.

Природа. Экология.

Работа в мастерской Деда Мороза

69.

Природа. Экология.

Украшение класса к новому году.

79

Природа. Экология.

Украшение класса к новому году,
новогодней елки

80

Природа. Экология.

Новогодний бал-карнавал.

III четверть
81

Почемучка

Игровое занятие. В гостях у геометрических
фигур

82

Спорт и мы

Игры на свежем воздухе: «На снежной горке»,
«Быстрые и меткие»

83

Природа. Экология.

Экскурсия «Мы - друзья птиц»

84

По страницам любимых
произведений

Игровое занятие. Ларчик со сказками.

85

Родной край

Знакомство с русскими поговорками.

86

Почемучка

Устный журнал «Хочу всё знать»

87

Спорт и мы

Игры на свежем воздухе: «Снежками в круг»,
«Под обстрелом»

88

Природа. Экология.

Урок здоровья.
Здоровая пища для всей семьи.

89

По страницам любимых
произведений

Игра-викторина «Сказки А. С. Пушкина»

90

Родной край

Заочное путешествие по экологической тропе.

91

Почемучка

Кроссворд «Произведения К. И. Чуковского

92

Спорт и мы

Игры на свежем воздухе: «Живые мишени»,
«Защитим снеговиков»

93

Природа. Экология.

Беседа «Пожар - стихийное бедствие»

94

По страницам любимых
произведений

Мы и домашние животные. Тема: Кошка и
собака- наши четвероногие друзья»

95

Родной край

Игровое занятие «В гостях у радуги»
9

96

Почемучка

Кроссворд « Произведения Н. Носова»

97

Спорт и мы

Игры на свежем воздухе: «На снежной горке»,
«Живые мишени»

98

Природа. Экология.

Трудовой десант «Чистые парты»

99

По страницам любимых
произведений

Конкурс « Любимые литературные сказки»

100

Родной край

Операция «Забота» (открытка ветеранам)

101

Почемучка

Устный журнал «Это интересно»

102

Спорт и мы

Игры на свежем воздухе: «Палочку в снег»,
«Защитим снеговиков»

103

Природа. Экология.

Урок здоровья.
Сон- лучшее лекарство.

104

По страницам любимых
произведений

Конкурс «А ну-ка, мальчики!»

105

Почемучка

Кроссворд «Правила дорожного движения»

106

Спорт и мы

Игры на свежем воздухе: «На снежной горке»,
«Живые мишени»

107

Природа. Экология.

Урок здоровья. Как настроение?

108

По страницам любимых
произведений

Игровое занятие. Дюймовочка рассказывает о
птицах.

109

Родной край

Операция «Наш класс»

110

Почемучка

Викторина «На загадку – есть отгадка»

111

Спорт и мы

Игры на свежем воздухе: «Пустое место»,
«Два Мороза»

112

Природа. Экология.

Конкурс «Коса – девичья краса» Урок
здоровья. Вредные привычки.

113

Родной край

Конкурс рисунков ««Я, ты, он, она – вместе
целая семья»

114

Почемучка

Конкурс рисунков «Природа в детской
фантазии»

115

Спорт и мы

Игры на свежем воздухе: «Пятнашки»,
«Прятки»

116

Природа. Экология.

Урок здоровья.
Осанка - стройная спина.

117

По страницам любимых
произведений

Чтение сказок и рассказов любимых
писателей.
10

118

Родной край

«Первоцветы» - экскурсия

119

Родной край.

Линейка. Поздравляем милых девочек.

120

Спорт и мы

Игры на свежем воздухе: «У медведя во
бору», «Салки»

121

Природа. Экология.

122

По страницам любимых
произведений

Рисование любимого героя из мультфильма.
Просмотр мультфильмов.
«Журчат ручьи, поют грачи, весна идёт - весне
дорогу!» Стихотворения, рассказы про весну.

123

Спорт и мы

Спортивный час «Посмеёмся вместе!» чтение весёлых стихов

124

Природа. Экология.

Урок здоровья.
Если хочешь быть здоров!

125

По страницам любимых
произведений

Птичий КВН. День птиц.

126

Родной край

Конкурс рисунков «Дом моей мечты»

127

Почемучка

Кроссворд «Фруктовый сад»

128

Спорт и мы

Игры на свежем воздухе: «У медведя во
бору», «Салки»

IV четверть
129

Природа. Экология.

Урок здоровья.
Правила безопасности на воде

130

По страницам любимых
произведений

Участие в выставке поделок на тему: «Космос
– глазами детей»

131

Родной край

Народные игры на свежем воздухе: футбол,
лапта, городки

132

Почемучка

КВН «Времена года»

133

Спорт и мы

Игры на свежем воздухе: «У медведя во
бору», «Хитрая лиса»

134

Природа. Экология.

Урок здоровья.
Я - ученик

135

По страницам любимых
произведений

Чтение и обсуждение рассказов о природе

136

Родной край

Практическая деятельность: «Зелёный наряд
родного села»

137

Почемучка

КВН «Пословицы и поговорки»

138

Спорт и мы

Конкурс комплексов утренней гимнастики
11

139

Природа. Экология.

Всемирный день Земли. Игра – путешествие
«Земля – наш общий дом»

140

По страницам любимых
произведений

Игровое занятие. Веснянка знакомит с новыми
растениями

141

Родной край

Экскурсия «Весна в природе»

142

Почемучка

Уход за комнатными растениями

143

Спорт и мы

Игры на свежем воздухе: «Плетень», «С места
на место»

144

Природа. Экология.

ПДД «Мы учимся соблюдать правила
движения»

145

По страницам любимых
произведений

Рейд-проверка «Живи книга»

146

Родной край

День Солнца

147

Почемучка

Внеклассное занятие «Мишутка знакомит с
растениями- медоносами».

148

Спорт и мы

Игры на свежем воздухе: «Пятнашки», «С
места на место»

149

По страницам любимых
произведений

Беседа «Красная книга природы»

150

Родной край

Конкурс стихов «Дети о войне»

151

Почемучка

Конкурс рисунков «Я выбираю жизнь»

152

Спорт и мы

Проведение эстафеты «Весёлые старты»

153

Природа. Экология.

Урок здоровья.
Доктора природы

154

По страницам любимых
произведений

Игровое занятие. Экзотические животные.

155

Спорт и мы. По страницам
любимых произведений.

156

Спорт и мы. Родной край.

157

Спорт и мы. По страницам
любимых произведений.

158

Спорт и мы. Почемучка.

159

Спорт и мы. Природа и
экология.
Спорт и мы. Почемучка.

Весёлые состязания и малоподвижные
игры. Детское чтение. Стихи и рассказы о
ВОВ.
Игровая прогулка. Занятие по искусству. Тема
«Пусть всегда будет солнце!»
Разучивание новой игры «Казаки разбойники». Чтение и обсуждение рассказа
В.Крапивина «Товарищи» о
взаимопонимании.
Отдых детей на свежем воздухе. Игра
«Словарный аукцион».
Весенний кросс. Санитарная уборка в классе.
Ухаживание за комнатными цветами.
Командные игры. «Практикум доброты и
вежливости. Путешествие по маршруту

160

12

добрых чувств, поступков, дел отношений»
161

Спорт и мы. Почемучка.

162

Спорт и мы. Почемучка.

163
164

Спорт и мы. По страницам
любимых произведений.
Спорт и мы. Почемучка.

165.

Спорт и мы.

166.

Спорт и мы.

167.

Спорт и мы. Почемучка.

168

Спорт и мы. Почемучка.

169

Спорт и мы. Природа и
экология.

170174
175

Спорт и мы. Почемучка.

Отдых детей на свежем воздухе. Игра
«Капуста – редиска».
Игровая прогулка. «Море волнуется». День
семьи. «Мама – хранительница тепла и
семейного очага».
Отдых детей на свежем воздухе. Задачи по
сказочным сюжетам.
Групповые игры. Забытые игры. Сочинение на
тему: «Если бы я был бы…»
Игры на свежем воздухе: «Цепи кованные»,
«Корни».
Игры на свежем воздухе: «Веселые старты»
Игры на свежем воздухе. Викторина
«Спортивные игры»
Подвижные игры на свежем воздухе.
Путешествие в Волшебную страну.
Литературный кроссворд. Игра «Словарный
аукцион».
Игровая прогулка. «Природа-наш дом
родной». Устный журнал.
Резервные часы.
Спортивная прогулка. «Делай как я, делай как
мы, делай лучше нас!». Последний звонок.
Утренник. «До свидания, школа! Здравствуй,
лето!»

13

Приложение 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ НА ВОЗДУХЕ
Основные цели:
 Оздоровительные: обеспечить активный отдых школьников, снять утомление детей, способствовать
укреплению здоровья, удовлетворить потребность детей в движении.
 Воспитательные: воспитание нравственных качеств, трудолюбия, бережного отношения к природе,
доброжелательное отношение к товарищам, умение подчинить свои желания коллективу.
 Обучающие: учить ориентироваться на местности; познакомить с разными видами и темпами ходьбы и
бега; использование инвентаря при уборке территории; учить бросать, ловить, вести мяч и т. д.
 Развивающие: развивать физическую силу, ловкость, быстроту, гибкость, выносливость; лидерские
качества; творческий подход к выполнению заданий.
1. Все занятия носят коллективный характер.
2. Занятия решают не только оздоровительные задачи, но и определенный круг воспитательных задач.
3. Каждое занятие требует активного участия всех без исключения воспитанников, а для этого надо определить
для каждого его роль.
4. Замысел занятия доводится до всех учеников. Он должен быть понятен всем.
5. На протяжении дня ни одно занятие в избранном виде деятельности не должно повторяться. Разнообразие и
новизна должны быть присущи всем занятиям.
6. При выборе двигательного содержания занятий нужно учитывать физические данные детей.
7. Необходимо максимально насыщать посильной деятельностью проводимые занятия. Экономно и с пользой
расходовать время, отводимое на них.
8. Воспитателю нельзя терять управления занятием, нужно видеть и улавливать изменения в поведении и
настроениях детей.
9. При проведении занятий нужно поощрять инициативу и активность школьников.
10. C окончанием занятия подвести его итоги, дать свою оценку поведению детей.
ВИДЫ ПРОГУЛОК И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ
Часто понятие прогулка смешивают с такими понятиями, как экскурсия, игра, занятия
спортом и трудом. Это происходит потому, что в обычной жизни прогулка часто сочетается
с различными видами занятий на воздухе.
При работе в группе продленного дня предлагаем использовать виды прогулок,
которые можно подразделить следующим образом:
1. ПРОГУЛКА НАБЛЮДЕНИЕ за
• сезонными изменениями в природе;
• особенностями растительного мира;
• жизнью домашних и диких животных;
• трудом и отдыхом людей.
2. ПРОГУЛКА- ЗАДАНИЕ, имеющая цель
• поздравить товарищей или взрослых с праздником;
• пригласить гостей на классное или школьное мероприятие;
• известить население, родителей, товарищей о каком-нибудь событии или мероприятии;
• оказать шефскую помощь.
3. ПРОГУЛКА-ЗАДАЧА,
направленная
задачи. Например, предлагается определить:

на
14

решение

какой-нибудь практической

• расстояние;
• величину предмета;
• высоту предмета;
• его цвет;
• крутизну склона;
• направление и скорость ветра.
4. ПРОГУЛКА-ПОИСК. Во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать:
• лекарственные травы;
• сеянцы;
• семена деревьев;
• природный материал для гербария, коллекции и т.д.
5. ПРОГУЛКА-ПОХОД на:
• скорость;
• выносливость;
• дисциплину;
• внимание;
• ориентирование на местности.
6. ПРОГУЛКА-ФАНТАЗИЯ должна представить возможность:
• сделать зарисовку;
• изготовить поделку из природного материала;
• сплести венок, корзину;
• составить букет из листьев, цветов, веток;
• придумать сказку, стихотворение, рассказ.
7. ПРОГУЛКА-ПОКАЗ, ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи.
Познакомить и показать:
• местные достопримечательности;
• различные предметы и объекты;
• редкие цветы, деревья, кустарники;
• разнообразные свойства, признаки предмета.
8. ПРОГУЛКА-ПРАКТИКУМ, предусматривает закрепление знаний и умений учащихся:
• по правилам дорожного движения;
• по технике безопасности;
• по трудовым навыкам;
• по ориентированию;
• по культуре поведения.
9. КОМБИНИРОВАННАЯ ПРОГУЛКА проводится в сочетании с:
• играми;
• спортивными занятиями;
• трудом;
• экскурсионной работой.
10. ТВОРЧЕСКАЯ ПРОГУЛКА. Цель: вызвать эмоциональный подъём и организовать творческую
деятельность. Во время такой прогулки дети могут делать зарисовки, мастерить поделки. По итогам такой
прогулки можно организовать выставку работ или праздник творчества.
11. РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ВОЗДУХЕ. Цель прогулки: организовать массовые подвижные игры, весёлые
состязания, ритмические музыкальные игры, хороводы, показ фокусов под навесом во время дождя.
15

12. ПРОГУЛКА- ЭКСКУРСИЯ. Цель: познакомить с историей своего края.
Прогулка проводится один раз в неделю до самоподготовки. Ее продолжительность - 1,5
часа. Воспитатель определяет три цели прогулки: познавательную,
воспитательную,
развивающую.
ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ
1. Определить вид прогулки.
2. Установить цель.
3. Разработать маршрут, ознакомиться с ним.
4. Выбрать место проведения.
5. Определить затраты времени на прогулку.
6. Разработать задание.
7. Наметить виды деятельности учащихся.
8. Составить конспект прогулки.
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛКИ
1. Предупредить о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь соответствовали погоде.
2. Сообщить цель прогулки.
3. Рассказать о маршруте и заданиях.
4. Указать порядок следования по маршруту.
5. Назначить ответственных.
6. Провести инструктаж по ТБ.
СТРУКТУРА ПРОГУЛКИ
1. Организационный момент. Одевание детей, инструктаж о времени и цели
прогулки, о правилах поведения, о распределении конкретных поручений.
Беседа-инструктаж проводится во дворе школы на постоянном месте сбора
группы.
2. Движение по намеченному маршруту и выполнение намеченных заданий,
организованное наблюдение, беседа воспитателя по теме прогулки,
самостоятельная деятельность школьников.
3. Краткое подведение итогов прогулки на постоянном месте сбора группы.
4. Возвращение в школу. Переодевание детей, гигиенические процедуры.

16

Приложение 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ
1. Учитывать: возраст детей, оборудование помещения, количество участников, наличие инвентаря…
2. При объяснении игры дети должны хорошо видеть и слышать педагога. Назвать цель игры, рассказать о ходе и
правилах.
3. Если в игре много правил, то некоторые из них можно опустить при объяснении, а рассказать о них в процессе
игры.
4. Водящих выбрать по назначению учителя, жребию, считалочке.
5. Сначала провести репетицию игры, не засчитывая результат.
6. Начинать игру организованно, по сигналу.
7. Развивать творческую инициативу участников.
8. Наблюдать за настроением ребят, эмоциональным напряжением.
9. Между игроками должны быть здоровые, дружеские отношения.
10. Особое внимание уделять детям, с которыми не хотят играть.
11. Необходимо дозировать физические упражнения, чередуя нагрузки с отдыхом.
12. Объявляя результаты, мотивируйте их.
13. Во время игры необходимо соблюдать технику безопасности.

17

Приложение 3

САМОПОДГОТОВКА
Самоподготовка – это форма внеурочной учебной деятельности в ГПД, обязательные и
ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго
отведенное время. Целью самостоятельной работы на этих занятиях является выработка навыков
самообразования, самовоспитания и способствование разностороннему развитию личности ребенка.
Воспитатель во время самоподготовки поддерживает необходимый для самостоятельной работы
порядок и обеспечивает успешное выполнение заданий всеми учениками, стремясь закрепить те
знания, которые дети приобрели на уроках. Воспитатель должен побуждать ребенка к
самостоятельному размышлению, всячески стимулировать его волевые
усилия, развивать
мыслительные способности.
Воспитателем ГПД должны быть предусмотрены развивающие занятия перед самоподготовкой,
чтобы подготовить детей к самостоятельной учебной работе, требующей от них активной
умственной деятельности. Кратковременность таких занятий, своеобразных умственных гимнастик,
требует четкости и динамичности их проведения и обязательно в игровой форме. Наиболее
приемлемая продолжительность таких занятий – 10–15 минут. Воспитатель не требует от учащихся
строгого соблюдения порядка, свойственного урокам, не подавляет самостоятельности детей, их
активности, в результате чего дети получают возможность для позитивного самовыражения, а значит
– полноценного отдыха. Отдохнувшие, без признаков усталости и возбужденности, дети легко
включаются в умственную деятельность при выполнении домашних заданий.
У воспитателей, особенно в разновозрастных группах, нередко возникают трудности из-за того,
что учащиеся заканчивают самоподготовку в разное время. Младшие школьники, как правило, не
могут ни минуты ждать, пока старшие выполнят задания. Они не могут, да и не должны, сидеть в
это время тихо и неподвижно. Чем их занять? Какое предложить занятие, чтобы и им было
интересно, и другим не мешали? Эта же проблема возникает и в группе с одновозрастным составом
учащихся, так как дети одного возраста также затрачивают на самоподготовку разное время.
Огромна и незаменима здесь роль развивающих занимательных игр и упражнений, которые
способствуют сознательному и более прочному усвоению знаний и отработке определенных
навыков, предусмотренных современными учебными программами.
Активизации мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению знаний, полученных
на уроках, способствуют занимательные игры с математическим содержанием, которые развивают
сообразительность, внимание, глазомер, смекалку, приучают размышлять.

Приложение 4

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКЕ ПОДГОТОВКИ ДОМАШНИХ
ЗАДАНИЙ
Задача подготовки домашних заданий вытекает из общих задач специальной школы, которые
заключаются в выработке и развитии у учащихся навыков самостоятельности в учебной и трудовой
деятельности. Реализация этих целей достигается, прежде всего, правильной организацией
подготовки домашних заданий, при которой знания, приобретенные учениками на уроках, получают
наиболее эффективное закрепление и совершенствование.
На уроке самостоятельная работа учащихся является только элементом на том или другом его
этапе, при подготовке домашних заданий — это главный вид деятельности. Его необходимо
правильно организовать в целях коррекции познавательной деятельности, выработки
самостоятельности в учебной работе. Домашние задания не должны дублировать того, что
происходило на уроке. Это особая деятельность каждого ученика, находящегося в иных, чем в
классе, условиях.
18

Школьник самостоятельно продолжает то, что делал вместе с другими учащимися в классе, и
вместе с тем приобретает такие знания и навыки, которые необходимы для дальнейшей учебы под
руководством учителя. Без этих знаний учебный процесс продолжаться не может. Таким образом,
домашняя работа — не только важная форма организации обучения, она органически входит в
процесс обучения как его необходимое звено, представляя собой индивидуальную форму учебных
занятий под руководством воспитателя.
Ценность домашних заданий состоит также в том, что определенный вид работы, невыполнимый
в условиях урока (наблюдения длительного характера за ростом растений, изменениями в природе по
временам года, изменения погоды и т. д.), становится возможным во внеурочное время. Урок и
самостоятельная последующая учебная работа дома являются единым процессом. Важно, чтобы при
выполнении домашних заданий были разграничены функции учителя и воспитателя.
Учитель готовит учащихся к выполнению домашних заданий, объясняя, что задано и как следует
выполнять ту или иную работу. Он контролирует качество приготовления уроков дома. Педагог
учитывает индивидуальные особенности детей, придает домашней работе творческий характер,
включая в содержание заданий решение задач, составление задач и примеров, чтение
дополнительной литературы, выполнение заданий с использованием словаря и т. д. В функции
воспитателя, осуществляющего педагогическое руководство подготовкой домашних заданий, входит:
• формирование познавательной учебной деятельности детей;
• обучение навыкам самостоятельной работы;
• привитие учащимся навыков самоконтроля, взаимопроверки и взаимопомощи;
• обеспечение правильного выполнения домашних заданий всеми детьми.
Чтобы, успешно осуществлять эти задачи, воспитателю необходимо знать индивидуальные
особенности каждого ребенка, содержание программ учебных предметов и требования,
предъявляемые к умениям и навыкам учащихся.
Единство требований, с которыми подходят к учащимся при подготовке домашних заданий
учитель и воспитатель, предполагает постоянный контакт между ними. Основной формой связи в их
работе является взаимное посещение уроков и часов самоподготовки. Посещение самоподготовки
помогает учителю проверить степень усвоения учебного материала учащимися при самостоятельной
работе. Посещение уроков дает возможность воспитателю вникнуть в методику работы учителя,
выделить наиболее существенные и трудные для детей разделы по учебным предметам с тем, чтобы
в процессе подготовки уроков уделять им больше времени.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».