1 Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для учащихся 10-11классов рассчитана для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании образования при введении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО). Овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе. Содержание курса существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни. Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, ЕГЭ. Общая характеристика учебного предмета, курса Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые знания и умения, которые в последующем позволят ему принимать рациональные финансовые решения, решать возникающие финансовые проблемы, своевременно распознавать финансовые мошенничества. В основе курса «Финансовая грамотность» для 10–11 классов лежит системнодеятельностный подход, в нём отражены личностные и метапредметные результаты, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Это позволяет вписать образовательный курс в систему общего образования для организации внеурочного обучения по программам финансовой грамотности. Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов тесно переплетается с общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Благодаря этому педагог может добиться от учащихся не только более глубокого понимания курса, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащиеся – осознать, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизни. Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике, математике, обществознанию и другим общеобразовательным предметам. Наиболее тесно образовательный курс финансовой грамотности связан с обществознанием и математикой. Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе и учитывает международный опыт реализации программ повышения финансовой грамотности. Так, в курсе предлагается раскрытие ключевых вопросов, связанных с функционированием финансовых институтов и взаимодействием с ними. Поскольку 2 учащиеся только начинают вступать в отношения с финансовыми институтами, в рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и др. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др. Курс направлен на формирование умений находить и анализировать информацию финансового характера, ориентироваться в ассортименте предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их выбор, адекватный потребностям и возможностям индивидуума. Также курс предполагает формирование умений в области прогнозирования возможных последствий от принимаемых финансовых решений и умений по выявлению мошеннических схем при осуществлении финансовых операций. Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов разбит на тематические модули, изучение которых обеспечит освоение широкого спектра финансовой информации по вопросам, наиболее интересующим молодых людей в этом возрасте. Поскольку модули подготовлены с учётом тех конкретных практических задач, которые придётся решать молодым людям на определённом этапе их жизни, это позволит учащимся выстроить собственную образовательную траекторию и получить углублённые знания именно по тем финансовым проблемам, которые они посчитают наиболее полезными для себя. В качестве дополнительного материала при глубоком изучении учащимися отдельных вопросов финансовой грамотности могут быть использованы учебные пособия, подготовленные в рамках целостной программы повышения финансовой грамотности: «Страхование», «Фондовый рынок», «Банки», «Финансовые риски и финансовая безопасность», «Пенсия и пенсионные накопления». Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 10– 11 классов посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу личных финансов, а также умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния. Задачи программы: • повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой грамотности и организация их личностного самоопределения относительно задач повышения личного (семейного) благосостояния; • приобретение знаний по финансовой грамотности, развитие умений пользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых решений, усвоение обобщенных способов принятия финансовых решений; • усвоение обобщенных способов проектирования и планирования действий при решении финансовых задач. Раздел 3. Место учебного предмета в учебном плане. Данный курс является общеобразовательным курсом базового уровня и рассчитан на изучение учащимися 10-11 классов в течение 68 часов (в том числе в X классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в XI классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует ФГОС СОО, реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности. 3 Содержание курса МОДУЛЬ 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (13ч.) Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (8ч.) Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности. Модуль З. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата. (8ч.) Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет. Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (7ч). Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика. Модуль 5. Собственный бизнес как создать и не потерять (11ч) Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. Пишем бизнес-план. Расходы и доходы в собственном бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен. Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения (11ч) Финансовые риски и стратегии инвестирования. Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток- шоу «Все слышат». Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (12ч) Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Как выбрать негосударственный пенсионный фонд. Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд». Итоговый контроль по курсу. Планируемые результаты изучения курса Требования к уровню подготовки учащихся: знать: • основные понятия и инструменты взаимодействия с участниками финансовых отношений; • основные принципы принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности уметь: Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные 4 расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях. Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке. Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате. Понимать содержание договора страхования, уметь работать с правилами страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании. Определять потребность в капитале для развития бизнеса, составлять бизнес-план, рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, строить структуру управления на предприятии. Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга. Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты вложения денежных средств в банке. Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, расчёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке. Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве. Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить сравнение страховых продуктов, принимать правильные решения о страховании на основе проведения анализа жизненной ситуации, оценивать надёжность страховой компании, оценивать правильность и прозрачность условий страхования. Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнес-плана, финансовых расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание основ маркетинга и менеджмента, необходимых для управления вновь созданным предприятием. 5 Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала в различные инвестиционные инструменты, оценивать доходность своих инвестиций, определять уровень риска инвестиционного портфеля. Управление собственными пенсионными накоплениями, выбор оптимального направления инвестирования накопительной части своей будущей пенсии, выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности. Тематический план Название раздела Количество часов Авторская программа Рабочая программа 10 кл 11 кл МОДУЛЬ 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни 5 11 _ МОДУЛЬ 2 Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов 5 8 _ МОДУЛЬ 3 Налоги: почему их надо и чем грозит неуплата 4 8 _ МОДУЛЬ 4 Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду 5 7 _ МОДУЛЬ 5 Собственный бизнес: как создать и не потерять 5 _ 11 МОДУЛЬ 6 Риски в мире денег: как защититься от разорения 5 _ 11 МОДУЛЬ 7 Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления 4 _ 12 34 34 ИТОГО 6 34 Календарно – тематическое планирование по курсу («Финансовая грамотность», 10 класс, 34 часов) № 1 Наименование раздела Банковская система: услуги и продукты Тема урока Основные понятия кредитования. Виды кредитов. Основные понятия кредитования. Виды кредитов. Основные понятия кредитования. Виды кредитов. 2 3 4 Кол-во ч 1 1 1 1 Условия кредитов. Условия кредитов. Что такое кредитная история заемщика? Фондовый рынок: как его использовать Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. для роста доходов. Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. 1 1 1 9 10 Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. Виды депозитов. 1 1 11 12 Виды депозитов. 1 1 5 6 7 8 13 Страхование: что и как надо страховать 14 15 16 17 18 19 1 Условия депозитов. Виды страхования в России. 1 Страхование имущества. Личное страхование. Страховые продукты. 1 1 1 Собственный бизнес. 1 Валютный курс. Валютный курс. 1 1 Банковские карты. 7 Д\з Ответить на вопросы Доклад Повторение Ответить вопросы Доклад Повторение Ответить вопросы Ответить вопросы Повторение Ответить вопросы Доклад Ответить вопросы Ответить вопросы Доклад Доклад Ответить вопросы Ответить вопросы Доклад Ответить вопросы на на на на на на на на на Банковские карты. Налоговый кодекс РФ. 1 1 22 23 24 Виды налогов в РФ. Налоговые льготы в РФ. Обязанность и ответственность налогоплательщиков. 1 1 1 25 26 Налоговый инспектор. Экскурсия в налоговую инспекцию. 1 1 Роль денег в нашей жизни. 1 28 Семейный бюджет. 1 29 30 31 32 33 Личный бюджет. Личные финансовые цели. Составление личного финансового плана. Защита своего личного финансового плана Контрольная работа 1 1 1 1 1 20 21 27 Основы налогообложения. Личное финансовое планирование. 34 1 Тестирование 8 Доклад Ответить вопросы Доклад Доклад Ответить вопросы Доклад Ответить вопросы Ответить вопросы Ответить вопросы Доклад Презентация Презентация Презентация Работа ошибками Работа ошибками на на на на на над над Календарно – тематическое планирование по курсу («Финансовая грамотность», 11 класс, 34 часов) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Наименование раздела Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления Тема урока Кол-во ч Что такое пенсия и кому она положена От чего зависит размер пенсии и как его увеличить Как выбрать программу пенсионного накопления Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд» Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах Творческое занятие – эссе «Пенсионеры — это самое дорогое, что есть у государства». (М. Гуськов) Решение практических задач и тестов Диспут «Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь её потерять». (Г. Форд) Собственный бизнес: как создать и не Как создать стартап потерять Как разработать реальный бизнес-план 1 Ответить на вопросы Доклад Повторение Ответить вопросы Доклад 1 Повторение 1 Ответить вопросы Ответить вопросы Повторение Ответить вопросы Доклад Ответить вопросы Ответить вопросы Доклад на Ответить вопросы Ответить вопросы на 1 1 1 1 1 1 1 11 12 Расходы и доходы в собственном бизнесе Налогообложение малого и среднего бизнеса 1 1 13 Кто может помочь в создании стартапа 1 14 С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен Игра «Создаём свой бизнес на территории Арги-Пагинского сельского поселения», часть I: подготовительный этап Игра «Создаём свой бизнес на территории Арги-Пагинского сельского поселения», часть II: этап игрового моделирования Коммуникативный семинар «Легко ли создать свой бизнес 1 15 16 17 9 Д\з 1 1 1 Доклад на на на на на на 18 19 20 21 Риски в мире денег: как защититься от разорения 22 23 24 25 1 1 Повторение Ответить вопросы 1 1 Доклад Ответить вопросы Доклад Доклад 1 1 1 Ответить вопросы 1 Доклад 1 27 О правильном страховании 1 28 Идентификация рисков и выбор страховой защиты 1 29 Как правильно выбрать страховщика и не переплатить за страхование Как правильно заключить договор страхования и защитить свои права при страховом случае Коммуникативный семинар «Критерии выбора страховой компании». Игра «Хочу застраховать жизнь и здоровье» Контрольная работа 1 Ответить вопросы Ответить вопросы Ответить вопросы Доклад 1 Презентация 1 Презентация 1 1 Презентация Работа ошибками Работа ошибками 26 30 31 32 33 Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду сегодня?» Игра «Стартап» Круглый стол «Ключ к успеху бизнеса — в инновациях, которые, в свою очередь, рождаются креативностью». (Д. Гуднайт) Какие бывают финансовые риски. Что такое финансовое мошенничество. И как строятся финансовые пирамиды. Как управлять инвестиционными рисками Коммуникативный семинар «Как избежать мошенничества в сфере финансов?» Семинар «Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство». (Б. Авербах) Решение практических задач и тестов. Обобщение по теме «Риски в мире денег: как защититься от разорения» Управление рисками и страхование 34 1 Тестирование 10 на на на на на на над над Литература - Авторская программа «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014) - Ю. Брехова, А. Алмосов, Д. Завьялов. Материалы для учащихся. «Финансовая грамотность», 10 -11классы. – М.: «ВИТА Пресс», 2015 - Ю.Брехова, А.Алмосов, Д.Завьялов .КИМ «Финансовая грамотность», 10 -11классы. – М.: «ВИТА Пресс», 2015 - Ю.Брехова, А. Алмосов, Д. Завьялов. Учебная программа «Финансовая грамотность», 10 -11 классы. – М.: «ВИТА Пресс», 2015 - Ю. Брехова, А. Алмосов, Д. Завьялов. «Финансовая грамотность» методические материалы для учителя, 10-11 классы. – М.: «ВИТА Пресс», 2015. - Н.И. Берзон, Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10-11классы М.: Вита-Пресс, 2011 г. - А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г. А.П. Архипов, Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-Пресс, 2010 г. - В.С. Савенок, Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г. - Материалы обучения по основам финансовой грамотности (тексты к видео - лекциям) Москва 2015г. - Г. Королёва, Т. Бурмистрова Экономика. Учебное пособие 10-11 классы М. «Вентана Граф», 2013г. Мультимедийные средства и Интернет-ресурсы 1. www.nlu.ru 2. www.banki.ru 3. www.banki.ru 4. www.nalog.ru 5. www.prostrahovanie.ru 11 12