1 области, МКУ «Управление образования городского округа Верхотурский» и Уставом МКОУ «Усть-Салдинская СОШ». 2.Принципы деятельности школьной библиотеки 2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. 2.2.В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных ч.1 ст.1 Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г. (с изменениями от 28.12.2022 г.). 2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей националсоциалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикаций, обосновывающих или оправдывающих национальное (или) расовое превосходство либо оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. 2.4.Кроме того, к таким материалам в соответствии со ст.13 ст.1 Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» относятся: - официальные материалы запрещенных экстремистских организаций; - материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международноправовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные ст.1 Федерального закона № 114-ФЗ; - любые иные, в том числе анонимные материалы, предусмотренные ст.1 Федерального закона № 114-ФЗ. 2.5. В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к распространению на территории РФ. 2.6.Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в правилах пользования библиотекой. 2.7.ОО несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки. 2.8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями. 3.Задачи библиотеки 3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования обучающихся и педагогов ОО. 3.2. Обеспечение участникам образовательного процесса: обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: - бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); - цифровом; - коммуникативном (компьютерные сети) и иных носители. 2 3.3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой. 3.4.Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала. 3.5.Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. 3.6.Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения образования учебников и учебных пособий из библиотечного фонда. 4. Основные функции школьной библиотеки Для реализации основных задач библиотека: 4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная, информационная, культурная. 4.2.Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов ОО: - комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации, учитывая Федеральный список экстремистской литературы, запрещенной к распространению на территории РФ, утвержденный федеральным органом исполнительной власти; - пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками других учреждений и организаций; - осуществляет размещение, организацию и сохранность документов. 4.3.Создает информационную продукцию: - организует и ведет электронный каталог, базу данных по профилю ОО; - разрабатывает рекомендательные библиографические пособия; - обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции. 4.4.Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: - обслуживание читателей на абонементе; - предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей; - создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; - способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения); - организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; - оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; - организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления. 4.5.Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: - выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; - создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы ОО, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам, темам; - способствует проведению занятий по формированию информационной культуры. 4.6.Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся: 3 - удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; - консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. 4.7. Осуществляет ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком. 4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждении книг, читательских конференций, литературных вечеров и др.) 4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные условия для обслуживания читателей. 4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда. 4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки. 4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в работе. 4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении. 4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда ОО. 5.Организация деятельности библиотеки 5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с ФГОСами, учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки. 5.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров финансирования из бюджета. 5.3. ОО создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества школьной библиотеки. 5.4.Ответственность за систематичность и комплектование основного фонда библиотеки, учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебнометодических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом ОО. 5.5.Режим работы библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка ОО. 5.6. При определении режима работы библиотеки предусматривается - два часа рабочего времени на выполнение внутрибиблиотечной работы; - один раз в месяц – санитарный день, когда обслуживание читателей не производится; - один раз в месяц – методический день. 6. Организация, управление и штаты 6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью несет директор ОО, который утверждает нормы и технологические документы, планы и отчеты о работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности библиотеки, в первую очередь за комплектование и сохранность ее фонда, а также за создание комфортной информационной среды для читателей. 6.2.Руководство школьной библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом школы. 6.3. Библиотекарь назначается директором ОО, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета школы. 4 6.4.Библиотекарь отвечает за организацию работы библиотеки и результаты ее деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются на педагогическом совете и утверждаются директором ОО. Годовой план работы библиотеки является частью общего годового плана работы школы. 6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании или квалификации. 6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием работы ОО. 6.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными правовыми документами с учетом объемов и сложности работ. 6.8. Трудовые отношения работников библиотеки регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить трудовому законодательству РФ. 6.9.Библиотекарь должен строго соблюдать настоящее положение, правила и требования охраны труда и пожарной безопасности в помещении библиотеки и в ОО. 7. Права, обязанности и ответственность библиотекаря 7.1.Библиотекарь имеет право: - самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе школы и положении о школьной библиотеке; - проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; - определять источники комплектования информационных ресурсов; - изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; - определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы, и по согласованию с Советом школы и Родительским комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; - вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки, по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере); - участвовать в управлении ОО в порядке, определенном Уставом; - быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры. 7.2. Библиотекарь обязан: - обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; - информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; - формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий пользователей; - совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; - обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; - обеспечивать режим работы школьной библиотеки; 5 - вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке перед директором школы. 7.3. Библиотекарь несет ответственность: - за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством о труде, правилами внутреннего распорядка в школе и трудовым договором; - за выполнение функций, предусмотренным настоящим положением; - за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренных действующим законодательством РФ. 8. Права и обязанности пользователей библиотеки 8.1.Пользователи библиотеки имеют право: - получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; - пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; - получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; - получать во временное пользование печатные издания и другие источники информации; - продлевать срок пользования документами и литературой; - участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; - обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы. 8.2.Пользователи школьной библиотеки обязаны: - соблюдать правила пользования школьной библиотекой; - бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; - пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; - убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки; - расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу (исключение составляют обучающиеся 1-4 классов); - возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки; - заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой; - полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в ОО. 9. Порядок пользования школьной библиотекой 9.1. Запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному составу класса, педагогических и иных работников школы - в индивидуальном порядке, родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту; 9.2. Перерегистрация пользователей проводится ежегодно; 9.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; 9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи документов из фонда библиотеки и дату их возвращения. 9.5. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в библиотеке производится в присутствии библиотекаря. 9.6. Разрешается работы за персональным компьютером не более двух человек одновременно. 9.7. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь может обратиться к библиотекарю. 9.8. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим оплату, и к ресурсам, указанным в Федеральном списке экстремистской литературы. 6 10. Заключительные положения 10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным нормативным актом, принимается на Совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора ОО. 10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 10.3. Положение о школьной библиотеке принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.12.1. настоящего Положения. 10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 7