1 Пояснительная записка Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть. Микроклимат группы продленного дня идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по – своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого. В современных условиях работы школы основной целью группы продленного дня является максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие задачи: Помочь учащимся в усвоении образовательных программ; Развивать познавательные процессы и интересы личности; Развивать основные нравственные качества личности ребенка; Развивать коммуникативные отношения ребенка; Развивать мыслительные процессы, творческие способности; Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены; Формировать полезные привычки; Воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость Воспитывать чувство коллективизма; Программа составлена на основе проводимой в школе внеклассной работы, с учетом возрастных особенностей школьников. Концептуальными положениями программы являются: Личностно – ориентированный подход к каждому учащемуся; Создания условий для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально – ценностного, социально – личностного, познавательного, эстетического); Осуществление коммуникативного подхода, то есть нацеленность работы на становление (совершенствование) всех видов деятельности: подготовки домашнего задания, игры, экскурсий, конкурсов, соревнований. Реализация потенциала каждого ребенка, сохранение его индивидуальности В основу разработанной программы положены следующие принципы: o Системность. o Доступность. o Научность. 2 o Создание развивающей ситуации o Занимательность. o Сознательность и активность. o Наглядность o Связь теории с практикой o Преемственность. o Природосообразность Цели и задачи режимных моментов в группе продленного дня Основные воспитательные задачи и Режимные моменты Прием детей в группу Обед Переключение на умственную деятельность направления деятельности Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. Обеспечение психологического комфорта. Привитие санитарногигиенических навыков. Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного отношения к пище, чужому труду, обучение правилам поведения во время еды. Развитие познавательных потребностей. Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, Отдых и деятельность любознательности, воспитание любви к природе, родному краю. на воздухе Формирование умения вести себя в свободном общении. Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы. Развитие работоспособности, умения Самоподготовка рационально использовать учебное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку. Клубно-кружковая Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. работа Воспитание нравственных черт современного человека. Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, Отдых и деятельность любознательности, воспитание любви к природе, родному краю. на воздухе Формирование умения вести себя в свободном общении. Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно Подведение итогов дня высказываться. Беседа с родителями. Индивидуальная Развитие творческих возможностей, ответственности и работа с дежурными самостоятельности. Методологической основой программы являются следующие положения: 1.Образовательный уровень – основная школа. 2. Ориентация содержания – практическая. 3.Характер освоения – развивающий. 3 4. Возраст обучающихся – 11 – 16 лет 5. Форма организации учебно – воспитательного процесса – игра, экскурсия.путешествие. Большое значение в воспитании детей, расширении кругозора об окружающем мире, сообразительности, привитии любви к чтению книг, интереса к учебе имеют игры. Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность. В ходе самоподготовки проводятся игры на внимание и память, физкультминутки, стихотворные паузы, задачи, игры – путешествия. Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость. Но самое главное – игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам. А самые радостные моменты в жизни продлёнки – игры – конкурсы, игры – соревнования, игры – праздники. Ожидаемые результаты: Повышение качества обучения учащихся; Развитие индивидуальности учащихся; Развитие интереса к изучаемым предметам Развитие самостоятельности Формирование полезных привычек 4 Календарно-тематическое планирование № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. Сентябрь Мероприятия Беседа о распорядке дня в группе продлённого дня. Работа дежурных в столовой и в ГПД Техника безопасности при работе с ножницами и другими. Игры и фокусы с шариками. Прогулка на свежем воздухе. Игра в мяч. Осенняя экскурсия Беседа «Твой внешний вид. Развитие пространственного воображения и мелкой моторики пальцев у детей. Изготовление поделок в технике оригами. Поделки в технике оригами. Беседа о гербе города. Экскурсия в школьный медкабинет. КВН «Мы друзья природы». Игра – загадка «Волшебница Осень» Рисунок, посвященный дню города «Мой Смоленск». Работа с природными материалами. Сбор листьев. ПДД «Светофор – ваш верный друг». Беседа «С праздником, любимый город!». Флористика. Композиция работы из засушенных листьев. Продолжение работы над композицией. Фитопечать. Техника работы. Игра «Думай, думай, думай!». Беседа «Гигиена школьника». Октябрь Беседа «Забота о животных». Изготовление открыток ко Дню Учителя. Рисование закладок для книг. Беседа Писатели –поэты родного края. ПТБ «Будь осторожен с огнём». Составление осенних букетов. Беседа «История Коломенской крепостной стены». Рисунок «Коломенский кремль – ожерелье земли Русской». Игра «Угадай мелодию» Киносеанс Беседа «О дружбе, добре и отзывчивости» Настольные игры . Лабиринты. Прохождение лабиринтов. Игра «Составь лабиринт». Беседа «Добрые дела живут». Игра «О чём поведал лесовик». Игра «Волки и Овцы». Развитие умения решать тактические задачи. Игра «Так -Тикль». Решение задач и головоломок. П. И. Чайковский «Времена года». КВН «Мы друзья природы» Путешествие в страну Мультфильмию. 5 План Факт 43. Развивающие игры. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. Ноябрь Конкурс загадок «Историческая игра». Разгадывание кроссвордов Беседа «Береги свою жизнь» - о технике безопасности. Шашки. Шашечный турнир. Игры на шахматной доске. В гостях у геометрических фигур. Ларчик со сказками. Дееспособность несовершеннолетних. Игры с карандашом и бумагой. «Морской бой». Загадки и скороговорки. Культура общения и поведения. Шуточная викторина для смекалистых. Игра «Звёздный час». Рисование и раскрашивание картинок. Развивающие игры. Декабрь. «Здравствуй, Зимушка – зима!» - игра. От былин до сказки (викторина). Электричество в быту. «Правила, обязательные для всех» - о культуре поведения. Игра – соревнование «Будем ловкими и смелыми». Экологическая викторина. Конкурс «Весёлые загадки». Изготовление сувениров к Новому году. Конкурс рисунка на снегу «Снежный след». Игры с кубиком и фишками. Кроссворд по сказкам А. С. Пушкина КВН «Пословицы и поговорки» Беседа «Пожар – стихийное бедствие». Новогодняя маска. Конкурс на лучшую маску. Вырезание снежинок для украшения классной комнаты. Письмо Снегурочке. Нарядим ёлку сами. Народные обряды и праздники, связанные с зимой. Новогодние гадания. Конкурс «Снежная скульптура». Мы встречаем Новый год! Новогодние забавы. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. Январь. КВН «пословицы и поговорки». Ларчик со сказками Игра – соревнование «Будем ловкими и умелыми» Приметы погоды «Экологический ликбез» - что такое экология. «Давайте жить дружно!» «В гостях у радуги». Любимые литературные сказки. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 6 90. Поделки в технике оригами. 91. 92. 93. 94. Беседа «Знаки – зодиаки» - картинки созвездий. Игра «Угадай мелодию». «Песни о спорте». Знакомство с новыми развивающими играми «Гекс», «Великая китайская стена» и др. Игра на смекалку «Доджем». Что такое орнамент? Придумай узор. Февраль. Спортивные игры. Игра «Что, где, когда?». Ситуативный практикум. Легенда о шахматах и другие истории из книги «Занимательная математика». Поделки из бумаги. Экзотические животные. Песни о спорте. Развитие пространственного воображения. Головоломки со спичками. Поделки в технике оригами. «Звёздочка». Игры «Илья Муромец» и «Золото Инков». «Мы пассажиры». Беседа о природе. Беседа, «Какой Я». Поздравительные открытки ко Дню Защитника Отечества. Развивающие игры на шахматной доске. Литературный ринг. Игра «Это Я, это Я!». «Культура внешнего вида». Беседа. «Что такое этикет?». Март. Птичий КВН. Конкурс рисунков. Мисс Очарование. Беседа по правилам дорожного движения. Игры с фишками и кубиком. Поздравительные открытки к Международному Женскому Дню. ПДД «Мы пассажиры». Народные приметы. Путешествие в Космос – игра. Беседа о безопасности на весенних водоёмах. Игра на развитие памяти. Ролевые игры. Ларчик со сказками. Игры на листке бумаги. Мир наших увлечений. Конкурс рисунков «Весна». Апрель. День шуток и смеха. Макраме. Плетение браслетов из ниток. Оформим кулинарный рецепт. «Подарок Маме». 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. 133. 7 134. 135. 136. 137. 138. 139. 140. 141. 142. 143. 144. 145. 146. 147. 148. 149. 150. 151. 152. 153. 154. 155. 156. 157. 158. 159. 160. 170. Мир вокруг нас. Сочини стихи. Первый космонавт. Беседа. Конкурс рисунков о Космосе. Путешествие в Космос. Игра. Пересадка школьных растений. День птиц. Птичий КВН. «Внимательный художник» - игра на внимание и запоминание. Мифы и легенды Древней Греции. Загадки о Весне. Ларчик со сказками. Шашки. Турнир на лучшего игрока. «Угадайка» - конкурс загадок. «По следам Робинзона» - беседа о выживании на природе. Кроссворды. Составление и угадывание. Пословицы и поговорки. Мир наших увлечений. Май. Экскурсия на Веселуху. Беседа по правилам поведения в обществе. «Этот День Победы». Конкурс рисунков, посвященных Дню Победы. «Букет для ветерана» – рисование поздравительных открыток для ветеранов великой Отечественной войны. Герб нашего города, его история и значение. ПДД. «Где можно играть». Игра – состязание «По морям, по волнам». Подвижные игры с мячом. Викторина «Знаешь ли ты цветы?» 8