Должностная инструкция учителя-логопеда (1)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Усть-Салдинская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель Совета трудового коллектива

И.о. директора МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»

_____________ /______________________/

__________ /____________________/

протокол № ____ от «___»________ 202___г.

приказ № ____ от «___»________ 202___г.

Должностная инструкция учителя-логопеда
1. Общие положения
1.1. Должность учителя-логопеда относится к категории педагогического персонала.
1.2. На должность учителя-логопеда образовательной организации (далее —
организация) принимается или переводится лицо, имеющее один из следующих
вариантов квалификации:
высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю
деятельности;
 высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках
укрупненных групп направлений подготовки высшего образования
«Образование и педагогические науки»,
«Психологические
науки»
и дополнительное
профессиональное
образование —
программа
профессиональной переподготовки по направлению «Работа с обучающимися
с нарушениями речи и коммуникации».


1.3. На должность учителя-логопеда принимается или переводится лицо:
не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии
с вступившим в законную силу приговором суда;
 не имеющее
(не имевшее) судимости, не подвергавшееся уголовному
преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении
которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления
против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности
(за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию,
оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях,
и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности,
против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной
нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства,
мира и безопасности человечества, а также против общественной
безопасности;
 не имеющее неснятой или непогашенной судимости за иные умышленные
тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные выше;
 не признанное недееспособным в установленном федеральным законом
порядке;




не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке
государственной
политики
и нормативно-правовому
регулированию в области здравоохранения.

1.4. Учитель-логопед должен уметь:

























учитывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности
обучающихся с нарушениями речи в организации образовательного процесса;
планировать, определять направления и отбирать содержание коррекционноразвивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи
в соответствии с их особыми образовательными потребностями с учетом
типологии нарушений речи;
применять психолого-педагогические технологии, методы и приемы,
основанные на научных принципах и подходах к организации образования,
воспитания и сопровождения обучающихся с нарушениями речи;
организовывать при реализации образовательного процесса взаимодействие
и общение обучающихся с нарушениями речи с окружающими людьми;
применять в образовательном процессе специальные образовательные
средства и ресурсы с учетом индивидуальных особых образовательных
потребностей, особенностей здоровья обучающихся с нарушениями речи,
в том числе вспомогательные средства и ассистивные технологии, для
формирования альтернативной и дополнительной коммуникации;
адаптировать образовательные средства и технологии, в том числе
контрольно-оценочные
материалы
и процедуры,
к возможностям
и потребностям обучающихся с нарушениями речи;
применять
цифровые
образовательные
ресурсы,
дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение при реализации
адаптированных образовательных программ, программ коррекционной
работы для обучающихся с нарушениями речи;
обеспечивать практическую направленность коррекционно-развивающего
обучения, развитие у обучающихся с нарушениями речи самостоятельности
и активности в решении образовательных задач;
демонстрировать образцы речи, соответствующие нормам русского языка;
стремиться к профессиональному саморазвитию, повышению квалификации
в вопросах организации специальных условий образовательной среды
и деятельности по освоению содержания образования обучающимися
с нарушениями речи;
вести
профессиональную
документацию
по вопросам
образования
обучающихся с нарушениями речи, включая электронный документооборот;
отбирать содержание, формы, методы, приемы и средства логопедического
обследования
обучающихся
с нарушениями
речи
или
риском
их возникновения;
подбирать и применять методики выявления факторов риска возникновения
нарушений речи;
адаптировать
стимульный
материал
к возможностям
обучающихся
с нарушениями речи;
проводить логопедическое обследование обучающихся с нарушениями речи
или риском их возникновения;
анализировать
документацию
обучающихся
с нарушениями
речи,
подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты,
образования, правоохранительными органами;
































анализировать и оценивать результаты логопедического обследования
обучающихся с нарушениями речи с учетом данных комплексного
обследования;
разрабатывать на основе результатов проведенной диагностики рекомендации
по образованию и сопровождению обучающихся с нарушениями речи или
риском их возникновения;
применять
технологии
общения
и взаимодействия
с участниками
образовательных отношений, направленные на построение продуктивной
коммуникации
и взаимопонимания по вопросам
педагогического
сопровождения обучающихся с нарушениями речи;
разрабатывать программу коррекционной работы и определять условия
ее реализации для обучающихся с нарушениями речи с привлечением
участников образовательных отношений;
применять технологии профилактики возникновения и прогрессирования
нарушений речи, пропедевтики поведенческих нарушений;
подбирать
и применять
технологии
консультирования
участников
образовательных отношений по вопросам профилактики нарушений речи,
проблемам
образования
и социальной
адаптации
обучающихся
с нарушениями речи;
применять
цифровые
образовательные
ресурсы,
дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение в консультировании
родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями речи
и специалистов;
сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам
сопровождения обучающихся с нарушениями речи и членов их семей;
осуществлять информирование участников образовательных отношений
о мерах психопрофилактики и психогигиены в обучении и воспитании
обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения;
осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам
педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи, включая
электронный документооборот;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования
профессиональной этики учителя-логопеда (логопеда);
находить и использовать источники профессионально значимой информации,
специальных научных знаний о нарушениях речи;
сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам
сопровождения процесса социальной адаптации детей и взрослых
с нарушениями речи;
использовать методы и приемы вовлечения родителей (законных
представителей), членов семей детей с нарушениями речи в мероприятия
по психолого-педагогической реабилитации (абилитации), социализации,
профессиональной ориентации;
определять задачи, содержание, методы и средства реализации мероприятий
психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых
с нарушениями речи;
использовать технологии формирования у детей и взрослых с нарушениями
речи жизненных компетенций, социальной адаптации;
использовать технологии формирования у детей и взрослых с нарушениями
речи мотивации к овладению компетенциями, необходимыми для жизни
человека в обществе, социальной адаптации с учетом их индивидуальных
особенностей;
планировать и реализовывать содержание, формы, методы и средства
текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить достижение












планируемых результатов социальной адаптации детей и взрослых
с нарушениями речи;
использовать методы, приемы и средства работы по предупреждению
и преодолению нежелательных, недопустимых форм поведения детей
и взрослых с нарушениями речи;
проектировать и организовывать продуктивное взаимодействие детей
и взрослых с нарушениями речи с детьми и взрослыми;
проектировать
взаимодействие,
направленное
на ознакомление
с потенциально доступной для детей и взрослых с нарушениями речи
трудовой деятельностью, вовлечение их в мероприятия по профессиональной
ориентации и профессиональному самоопределению;
осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам
логопедической помощи, включая электронный документооборот;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования
профессиональной этики учителя-логопеда;
осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять
системный подход для решения поставленных задач социальной адаптации
детей и взрослых с нарушениями речи;
использовать
возможности
межведомственного
взаимодействия
в профессиональной деятельности учителя-логопеда.

1.5. Учитель-логопед должен знать:

















законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах
инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе с нарушениями речи;
законы
и нормативные
правовые
акты
Российской
Федерации,
регламентирующие образовательную деятельность;
законы
и нормативные
правовые
акты
Российской
Федерации,
регламентирующие трудовую деятельность учителя-логопеда (логопеда);
федеральные
государственные
образовательные
стандарты
общего
образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе
адаптированные;
теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы
образования обучающихся с нарушениями речи;
основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного
обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий
реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся
с нарушениями речи;
закономерности и этапы речевого онтогенеза, языковые нормы и варианты
их нарушения;
структуру речевых нарушений, в том числе специфику нарушений речи
у разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
общие,
специфические
и индивидуальные
особые
образовательные
потребности обучающихся с нарушениями речи разных возрастных групп
и способы их реализации;
направления
и содержание
логопедических
занятий,
уроков
по адаптированным
образовательным
программам,
программам
логопедической помощи;
принципы и подходы к реализации логопедических технологий в образовании
обучающихся с нарушениями речи;

































пути достижения и способы оценки результатов освоения обучающимися с
нарушениями речи адаптированных образовательных программ, программ
логопедической помощи;
методические и теоретические основы, принципы и требования к организации
инклюзивного обучения обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе с нарушениями речи;
методы и правила включения в образовательный процесс обучающихся
с нарушениями речи альтернативной и дополнительной коммуникации;
требования охранительного педагогического режима к коррекционнообразовательному процессу для обучающихся с нарушениями речи;
нормы русского языка;
основы проектной и исследовательской деятельности учителя-логопеда;
основы самоорганизации и саморазвития учителя-логопеда;
клинико-психолого-педагогические
особенности
разных
категорий
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разного возраста
(с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата,
задержкой психического развития, различными формами умственной
отсталости,
расстройствами
аутистического
спектра,
тяжелыми
и множественными нарушениями развития), в том числе с комплексными
нарушениями, обучающихся с синдромом гиперактивности, дефицитом
внимания, нарушениями поведения;
основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики, в том
числе диагностики обучающихся с нарушениями речи в процессе
образования, методы и методики диагностической работы, диагностический
инструментарий, методы анализа полученных данных, правила организации;
порядок организации и содержание деятельности психолого-медикопедагогической
комиссии,
психолого-педагогического
консилиума
образовательной организации;
организационные условия реализации особых образовательных потребностей
обучающихся с нарушениями речи с учетом типа нарушения речи
и индивидуальных особенностей;
клинические основы профессиональной деятельности учителя-логопеда;
содержание
деятельности
и функции
участников
сопровождения
обучающихся с нарушениями речи (учителя-логопеда, учителя-дефектолога,
педагога-психолога);
влияние депривационных условий и неблагоприятных психосоциальных
ситуаций на развитие обучающихся с нарушениями речи;
основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений;
основы общей и профессиональной этики учителя-логопеда, конфликтологии
и медиации;
требования
к оформлению
психолого-педагогической
документации
по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями
речи;
основные направления комплексной реабилитации инвалидов (детейинвалидов) с нарушениями речи;
теоретические основы, принципы безбарьерной среды, требования
к ее организации;
классификацию нарушений речи, в том числе международную классификацию
функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья;
специальные условия психолого-педагогической реабилитации (абилитации)
детей и взрослых с нарушениями речи с учетом типа нарушения речи
и индивидуальных особенностей;
способы предупреждения и коррекции (минимизации) нежелательных,
недопустимых форм поведения детей с нарушениями речи;







общие
вопросы
организации
логопедической
помощи
в разных
институциональных условиях;
ассистивные технологии альтернативной и дополнительной коммуникации
детей и взрослых с нарушениями речи;
логопедические
технологии
и методы
профилактики
социальной
дезадаптации;
нормы профессиональной этики и деонтологии в логопедии и дефектологии;
основы продуктивной коммуникации и командного взаимодействия при
оказании логопедической помощи.

1.6. Учитель-логопед в своей деятельности руководствуется:




уставом организации;
настоящей должностной инструкцией;
локальными нормативными актами и приказами организации.

1.7. Учитель-логопед принимается на должность и освобождается от должности
руководителем организации и непосредственно ему подчиняется.
1.8. В период отсутствия учителя-логопеда (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности
исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает
соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
2. Функции
2.1. Организация специальных условий образовательной среды и деятельности
обучающихся с нарушениями речи по освоению содержания образования на разных
уровнях образования.
2.2. Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений
по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся
с нарушениями речи, профилактики и коррекции нарушений развития.
2.3.
Психолого-педагогическая
(логопедическая)
помощь
с нарушениями речи в их социальной адаптации и реабилитации.

обучающимся

3. Должностные обязанности
3.1.
Учитель-логопед
выполняет
следующие
должностные
обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, изложенной в пункте 2.1 настоящей должностной
инструкции:
разработка, корректировка, реализация содержания адаптированных
образовательных программ, программ логопедической помощи на разных
уровнях образования для обучающихся с нарушениями речи;
 организация специальной образовательной среды для обучающихся
с нарушениями речи с учетом индивидуальных особых образовательных
потребностей
обучающихся,
формы
реализации
адаптированных
образовательных программ, программ логопедической помощи, в том числе
с применением дистанционных образовательных технологий и электронного
обучения;
 организация деятельности обучающихся с нарушениями речи по освоению
содержания адаптированных образовательных программ, программ














логопедической помощи в формах и условиях, отвечающих их особым
образовательным потребностям, в том числе с применением дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения;
создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий
включения обучающихся с нарушениями речи в образовательный процесс
с учетом их особых образовательных потребностей, особенностей здоровья;
проведение логопедических занятий, уроков с обучающимися с нарушениями
речи, предусмотренных адаптированной образовательной программой,
программой логопедической помощи;
отбор и использование в организации коррекционно-развивающего обучения
и воспитания обучающихся с нарушениями речи программно-методических
и учебно-дидактических материалов;
контроль и оценка достижений обучающихся с нарушениями речи
с оформлением педагогической документации, отражающей результаты
освоения адаптированной образовательной программы, программы
логопедической помощи;
сопровождение в образовательном процессе обучающихся с нарушениями
речи, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном
творчестве;
реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование
социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся
с нарушениями речи к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе.

3.1.2. В рамках трудовой функции, изложенной в пункте 2.2 настоящей должностной
инструкции:














выявление обучающихся с нарушениями речи, обучающихся, имеющих риск
их возникновения, для определения путей компенсации и профилактики
нарушений речи;
планирование и проведение логопедического обследования обучающихся
с нарушениями речи с учетом возраста, уровня речевого развития,
индивидуальных психофизических особенностей;
составление заключения по результатам логопедического обследования лиц
с нарушениями речи и его обсуждение с участниками образовательного
процесса;
консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам
образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора
образовательного маршрута, овладения средствами коммуникации, метода
альтернативной и дополнительной коммуникации, профессиональной
ориентации
обучающихся
с нарушениями
речи,
в том
числе
консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих
занятий;
проведение
коррекционно-развивающих,
психопрофилактических
и психогигиенических мероприятий по снижению риска прогрессирования
нарушений
речи
совместно
с заинтересованными
участниками
образовательного процесса;
планирование и реализация деятельности по прекращению (минимизации)
нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся
с нарушениями речи;
ведение профессиональной документации совместно со специалистами,
вовлеченными в процесс образования обучающихся с нарушениями речи.

3.1.3. В рамках трудовой функции, изложенной в пункте 2.3 настоящей должностной
инструкции:













определение направлений и содержания, методов и средств реализации
мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей
и взрослых с нарушениями речи с целью оптимизации речевого развития
и коррекции нарушений, повышения качества жизни и социальной адаптации;
содействие активному включению в реабилитационный (абилитационный)
процесс родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями
речи;
развитие у детей и взрослых с нарушениями речи компетенций, необходимых
для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в более
сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта,
социальных контактов с окружающими людьми;
организация активного сотрудничества детей с нарушениями речи в разных
видах деятельности с окружающими, формирование детского коллектива,
в том числе в условиях инклюзивного обучения;
проведение мероприятий по развитию коммуникативных компетенций детей
и взрослых с нарушениями речи (речевой, альтернативной, дополнительной),
в том числе с использованием вспомогательных средств и ассистивных
технологий;
проведение
мероприятий
по профессиональной
ориентации
и профессиональному самоопределению детей и взрослых с нарушениями
речи.
4. Права

4.1. Учитель-логопед имеет право:










участвовать в управлении организацией, защищать свою профессиональную
честь и достоинство;
по согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению
поставленных перед ним задач других работников организации;
участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных
обязанностей;
свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные
пособия и материалы, учебники и другие средства обучения в соответствии
с образовательной программой, утвержденной организацией, методы оценки
знаний обучающихся, воспитанников;
представлять на рассмотрение руководителя организации предложения
по вопросам своей деятельности;
получать от руководителей и специалистов организации информацию,
необходимую для осуществления своей деятельности;
требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении
своих должностных обязанностей;
повышать свою профессиональную квалификацию не реже чем раз в три года,
проходить аттестацию на получение квалификационной категории.

4.2. Учитель-логопед также имеет право на рабочее место, соответствующее
требованиям охраны труда, и получение от работодателя достоверной информации
об условиях и охране труда на рабочем месте.
5. Ответственность
5.1. Учитель-логопед привлекается к ответственности:










за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, —
в порядке, установленном действующим трудовым законодательством
Российской Федерации;
за нарушение устава, локальных актов и распорядительных актов
образовательной организации;
за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных
с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающихся,
воспитанников;
за правонарушения
и преступления,
совершенные в процессе
своей
деятельности, —
в порядке,
установленном
действующим
административным,
уголовным
и гражданским
законодательством
Российской Федерации;
за причинение ущерба образовательному учреждению — в порядке,
установленном действующим трудовым законодательством Российской
Федерации.

Должностную инструкцию разработал:

_____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и
обязуюсь хранить его на рабочем месте.
«___»____________20___г.

____________ /______________________/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».