Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Усть-Салдинская средняя общеобразовательная школа» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Председатель Совета трудового коллектива И.о. директора МКОУ «Усть-Салдинская СОШ» _____________ /______________________/ __________ /____________________/ протокол № ____ от «___»________ 202___г. приказ № ____ от «___»________ 202___г. Должностная инструкция учителя-логопеда 1. Общие положения 1.1. Должность учителя-логопеда относится к категории педагогического персонала. 1.2. На должность учителя-логопеда образовательной организации (далее — организация) принимается или переводится лицо, имеющее один из следующих вариантов квалификации: высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности; высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования «Образование и педагогические науки», «Психологические науки» и дополнительное профессиональное образование — программа профессиональной переподготовки по направлению «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации». 1.3. На должность учителя-логопеда принимается или переводится лицо: не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; не имеющее (не имевшее) судимости, не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности; не имеющее неснятой или непогашенной судимости за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные выше; не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке; не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. 1.4. Учитель-логопед должен уметь: учитывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с нарушениями речи в организации образовательного процесса; планировать, определять направления и отбирать содержание коррекционноразвивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи в соответствии с их особыми образовательными потребностями с учетом типологии нарушений речи; применять психолого-педагогические технологии, методы и приемы, основанные на научных принципах и подходах к организации образования, воспитания и сопровождения обучающихся с нарушениями речи; организовывать при реализации образовательного процесса взаимодействие и общение обучающихся с нарушениями речи с окружающими людьми; применять в образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья обучающихся с нарушениями речи, в том числе вспомогательные средства и ассистивные технологии, для формирования альтернативной и дополнительной коммуникации; адаптировать образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные материалы и процедуры, к возможностям и потребностям обучающихся с нарушениями речи; применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение при реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы для обучающихся с нарушениями речи; обеспечивать практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, развитие у обучающихся с нарушениями речи самостоятельности и активности в решении образовательных задач; демонстрировать образцы речи, соответствующие нормам русского языка; стремиться к профессиональному саморазвитию, повышению квалификации в вопросах организации специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями речи; вести профессиональную документацию по вопросам образования обучающихся с нарушениями речи, включая электронный документооборот; отбирать содержание, формы, методы, приемы и средства логопедического обследования обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения; подбирать и применять методики выявления факторов риска возникновения нарушений речи; адаптировать стимульный материал к возможностям обучающихся с нарушениями речи; проводить логопедическое обследование обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения; анализировать документацию обучающихся с нарушениями речи, подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными органами; анализировать и оценивать результаты логопедического обследования обучающихся с нарушениями речи с учетом данных комплексного обследования; разрабатывать на основе результатов проведенной диагностики рекомендации по образованию и сопровождению обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения; применять технологии общения и взаимодействия с участниками образовательных отношений, направленные на построение продуктивной коммуникации и взаимопонимания по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи; разрабатывать программу коррекционной работы и определять условия ее реализации для обучающихся с нарушениями речи с привлечением участников образовательных отношений; применять технологии профилактики возникновения и прогрессирования нарушений речи, пропедевтики поведенческих нарушений; подбирать и применять технологии консультирования участников образовательных отношений по вопросам профилактики нарушений речи, проблемам образования и социальной адаптации обучающихся с нарушениями речи; применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в консультировании родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями речи и специалистов; сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с нарушениями речи и членов их семей; осуществлять информирование участников образовательных отношений о мерах психопрофилактики и психогигиены в обучении и воспитании обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения; осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи, включая электронный документооборот; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-логопеда (логопеда); находить и использовать источники профессионально значимой информации, специальных научных знаний о нарушениях речи; сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения процесса социальной адаптации детей и взрослых с нарушениями речи; использовать методы и приемы вовлечения родителей (законных представителей), членов семей детей с нарушениями речи в мероприятия по психолого-педагогической реабилитации (абилитации), социализации, профессиональной ориентации; определять задачи, содержание, методы и средства реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с нарушениями речи; использовать технологии формирования у детей и взрослых с нарушениями речи жизненных компетенций, социальной адаптации; использовать технологии формирования у детей и взрослых с нарушениями речи мотивации к овладению компетенциями, необходимыми для жизни человека в обществе, социальной адаптации с учетом их индивидуальных особенностей; планировать и реализовывать содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить достижение планируемых результатов социальной адаптации детей и взрослых с нарушениями речи; использовать методы, приемы и средства работы по предупреждению и преодолению нежелательных, недопустимых форм поведения детей и взрослых с нарушениями речи; проектировать и организовывать продуктивное взаимодействие детей и взрослых с нарушениями речи с детьми и взрослыми; проектировать взаимодействие, направленное на ознакомление с потенциально доступной для детей и взрослых с нарушениями речи трудовой деятельностью, вовлечение их в мероприятия по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению; осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам логопедической помощи, включая электронный документооборот; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-логопеда; осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач социальной адаптации детей и взрослых с нарушениями речи; использовать возможности межведомственного взаимодействия в профессиональной деятельности учителя-логопеда. 1.5. Учитель-логопед должен знать: законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи; законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность; законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-логопеда (логопеда); федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные; теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с нарушениями речи; основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с нарушениями речи; закономерности и этапы речевого онтогенеза, языковые нормы и варианты их нарушения; структуру речевых нарушений, в том числе специфику нарушений речи у разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями речи разных возрастных групп и способы их реализации; направления и содержание логопедических занятий, уроков по адаптированным образовательным программам, программам логопедической помощи; принципы и подходы к реализации логопедических технологий в образовании обучающихся с нарушениями речи; пути достижения и способы оценки результатов освоения обучающимися с нарушениями речи адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи; методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи; методы и правила включения в образовательный процесс обучающихся с нарушениями речи альтернативной и дополнительной коммуникации; требования охранительного педагогического режима к коррекционнообразовательному процессу для обучающихся с нарушениями речи; нормы русского языка; основы проектной и исследовательской деятельности учителя-логопеда; основы самоорганизации и саморазвития учителя-логопеда; клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разного возраста (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития), в том числе с комплексными нарушениями, обучающихся с синдромом гиперактивности, дефицитом внимания, нарушениями поведения; основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики, в том числе диагностики обучающихся с нарушениями речи в процессе образования, методы и методики диагностической работы, диагностический инструментарий, методы анализа полученных данных, правила организации; порядок организации и содержание деятельности психолого-медикопедагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума образовательной организации; организационные условия реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи с учетом типа нарушения речи и индивидуальных особенностей; клинические основы профессиональной деятельности учителя-логопеда; содержание деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с нарушениями речи (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога); влияние депривационных условий и неблагоприятных психосоциальных ситуаций на развитие обучающихся с нарушениями речи; основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений; основы общей и профессиональной этики учителя-логопеда, конфликтологии и медиации; требования к оформлению психолого-педагогической документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи; основные направления комплексной реабилитации инвалидов (детейинвалидов) с нарушениями речи; теоретические основы, принципы безбарьерной среды, требования к ее организации; классификацию нарушений речи, в том числе международную классификацию функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья; специальные условия психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с нарушениями речи с учетом типа нарушения речи и индивидуальных особенностей; способы предупреждения и коррекции (минимизации) нежелательных, недопустимых форм поведения детей с нарушениями речи; общие вопросы организации логопедической помощи в разных институциональных условиях; ассистивные технологии альтернативной и дополнительной коммуникации детей и взрослых с нарушениями речи; логопедические технологии и методы профилактики социальной дезадаптации; нормы профессиональной этики и деонтологии в логопедии и дефектологии; основы продуктивной коммуникации и командного взаимодействия при оказании логопедической помощи. 1.6. Учитель-логопед в своей деятельности руководствуется: уставом организации; настоящей должностной инструкцией; локальными нормативными актами и приказами организации. 1.7. Учитель-логопед принимается на должность и освобождается от должности руководителем организации и непосредственно ему подчиняется. 1.8. В период отсутствия учителя-логопеда (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением. 2. Функции 2.1. Организация специальных условий образовательной среды и деятельности обучающихся с нарушениями речи по освоению содержания образования на разных уровнях образования. 2.2. Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи, профилактики и коррекции нарушений развития. 2.3. Психолого-педагогическая (логопедическая) помощь с нарушениями речи в их социальной адаптации и реабилитации. обучающимся 3. Должностные обязанности 3.1. Учитель-логопед выполняет следующие должностные обязанности: 3.1.1. В рамках трудовой функции, изложенной в пункте 2.1 настоящей должностной инструкции: разработка, корректировка, реализация содержания адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи на разных уровнях образования для обучающихся с нарушениями речи; организация специальной образовательной среды для обучающихся с нарушениями речи с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; организация деятельности обучающихся с нарушениями речи по освоению содержания адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи в формах и условиях, отвечающих их особым образовательным потребностям, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с нарушениями речи в образовательный процесс с учетом их особых образовательных потребностей, особенностей здоровья; проведение логопедических занятий, уроков с обучающимися с нарушениями речи, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой логопедической помощи; отбор и использование в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи программно-методических и учебно-дидактических материалов; контроль и оценка достижений обучающихся с нарушениями речи с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы логопедической помощи; сопровождение в образовательном процессе обучающихся с нарушениями речи, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве; реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с нарушениями речи к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе. 3.1.2. В рамках трудовой функции, изложенной в пункте 2.2 настоящей должностной инструкции: выявление обучающихся с нарушениями речи, обучающихся, имеющих риск их возникновения, для определения путей компенсации и профилактики нарушений речи; планирование и проведение логопедического обследования обучающихся с нарушениями речи с учетом возраста, уровня речевого развития, индивидуальных психофизических особенностей; составление заключения по результатам логопедического обследования лиц с нарушениями речи и его обсуждение с участниками образовательного процесса; консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, овладения средствами коммуникации, метода альтернативной и дополнительной коммуникации, профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями речи, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий; проведение коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений речи совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса; планирование и реализация деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся с нарушениями речи; ведение профессиональной документации совместно со специалистами, вовлеченными в процесс образования обучающихся с нарушениями речи. 3.1.3. В рамках трудовой функции, изложенной в пункте 2.3 настоящей должностной инструкции: определение направлений и содержания, методов и средств реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с нарушениями речи с целью оптимизации речевого развития и коррекции нарушений, повышения качества жизни и социальной адаптации; содействие активному включению в реабилитационный (абилитационный) процесс родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями речи; развитие у детей и взрослых с нарушениями речи компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов с окружающими людьми; организация активного сотрудничества детей с нарушениями речи в разных видах деятельности с окружающими, формирование детского коллектива, в том числе в условиях инклюзивного обучения; проведение мероприятий по развитию коммуникативных компетенций детей и взрослых с нарушениями речи (речевой, альтернативной, дополнительной), в том числе с использованием вспомогательных средств и ассистивных технологий; проведение мероприятий по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению детей и взрослых с нарушениями речи. 4. Права 4.1. Учитель-логопед имеет право: участвовать в управлении организацией, защищать свою профессиональную честь и достоинство; по согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников организации; участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей; свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники и другие средства обучения в соответствии с образовательной программой, утвержденной организацией, методы оценки знаний обучающихся, воспитанников; представлять на рассмотрение руководителя организации предложения по вопросам своей деятельности; получать от руководителей и специалистов организации информацию, необходимую для осуществления своей деятельности; требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей; повышать свою профессиональную квалификацию не реже чем раз в три года, проходить аттестацию на получение квалификационной категории. 4.2. Учитель-логопед также имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, и получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте. 5. Ответственность 5.1. Учитель-логопед привлекается к ответственности: за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации; за нарушение устава, локальных актов и распорядительных актов образовательной организации; за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающихся, воспитанников; за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации; за причинение ущерба образовательному учреждению — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации. Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/ С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте. «___»____________20___г. ____________ /______________________/