Должностная инструкция учителя средних и старших классов (1)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Усть-Салдинская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель Совета трудового коллектива

И.о. директора МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»

_____________ /______________________/

__________ /____________________/

протокол № ____ от «___»________ 202___г.

приказ № ____ от «___»________ 202___г.

Должностная инструкция учителя средних и старших классов
1.Общие положения
1.1.Должность учителя средних и старших классов (далее – учитель) относится к категории
педагогических работников.
1.2.На должность учителя может быть принято лицо, имеющее высшее образование или
среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки
высшего образования и специальностей среднего профессионального образования
«Образование и педагогические науки» или в области соответствующей преподаваемому
предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в
образовательной организации.
1.3.На должность учителя не может быть назначено лицо:
–лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в
законную силу приговором суда;
–имеющее или имевшее судимость за преступления, составы и виды которых установлены
законодательством Российской Федерации;
–признанное недееспособным в установленном законом порядке;
–имеющее заболевание, предусмотренное установленным перечнем.
1.4.Учитель принимается и освобождается от должности руководителем образовательной
организации (далее – ОО).
1.5.Для ведения педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего
общего образования учитель должен знать:
1.5.1.основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения
педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика,
психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета);
1.5.2.программы и учебники по преподаваемому предмету;
1.5.3.теорию и методы управления образовательными системами, методику учебной и
воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебного кабинета и
подсобного помещения к нему, средствам обучения и их дидактические возможности;

1.5.4.современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
1.5.5.методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения;
1.5.6.основы экологии, экономики, социологии;
1.5.7.правила внутреннего распорядка;
1.5.8.правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды.
1.6.Для ведения педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего
общего образования учитель должен уметь:
1.6.1.применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также
цифровые образовательные ресурсы;
1.6.2.проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и
психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных
информационных технологий и методик обучения;
1.6.3.планировать и осуществлять
общеобразовательной программой;

учебный

процесс

в

соответствии

с

основной

1.6.4.разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными
основными общеобразовательными программами и обеспечивать ее выполнение;
1.6.5.организовать
самостоятельную
исследовательскую;

деятельность

обучающихся,

в

том

числе

1.6.6.разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по
предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события
современности;
1.6.7.осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе;
1.6.8.использовать современные способы оценивания в условиях информационнокоммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в т. ч.
электронного журнала и дневников обучающихся);
1.6.9.использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по
индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных
государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего
общего образования;
1.6.10.владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами,
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
1.6.11.владеть методами убеждения, аргументации своей позиции;
1.6.12.устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными
представителями), другими педагогическими и иными работниками;
1.6.13.владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения.
1.7.Для реализации общепедагогической функции «обучение» учитель должен знать:

1.7.1.преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных
образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и
места в мировой культуре и науке;
1.7.2.историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования
образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
1.7.3.основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и
социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их
возможные девиации, а также основы их психодиагностики;
1.7.4.основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в
социальных сетях;
1.7.5.пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения;
1.7.6.основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и
приемы современных педагогических технологий;
1.7.7.рабочую программу и методику обучения по предмету;
1.7.8.приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации,
законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную
деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и
воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования,
законодательства о правах ребенка, трудового законодательства;
1.7.9.нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
1.7.10.Конвенцию о правах ребенка;
1.7.11.трудовое законодательство.
1.8.Для реализации общепедагогической функции «обучение» учитель должен уметь:
1.8.1.владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных
занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п.;
1.8.2.объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов
контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
1.8.3.разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические
технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и
виртуальной среде;
1.8.4.использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в
образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в
образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для
которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
1.8.5.владеть ИКТ-компетентностями:




общепользовательской ИКТ-компетентностью;
общепедагогической ИКТ-компетентностью;
предметно-педагогической ИКТ-компетентностью (отражающей профессиональную
ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности);

1.8.6.организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебноисследовательскую,
художественно-продуктивную,
культурно-досуговую
с
учетом
возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного
своеобразия региона.
1.9.Для реализации трудовой функции «воспитательная деятельность» учитель должен знать:
1.9.1.основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования;
1.9.2.историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования
образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и
общества;
1.9.3.основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в
социальных сетях;
1.9.4.основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и
социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их
возможные девиации, приемы их диагностики;
1.9.5.научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах
оценки;
1.9.6.основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода,
виды и приемы современных педагогических технологий;
1.9.7.нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие
организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной
организации (экскурсий, походов и экспедиций).
1.10.Для реализации трудовой функции «воспитательная деятельность» учитель должен уметь:
1.10.1.строить воспитательную деятельность с
половозрастных и индивидуальных особенностей;

учетом

культурных

различий

детей,

1.10.2.общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
1.10.3.создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т. п.) разновозрастные детсковзрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических
работников;
1.10.4.управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и
воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
1.10.5.анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском
коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
1.10.6.защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и (или) неблагоприятных условиях;
1.10.7.находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его
понимание и переживание обучающимися;
1.10.8.владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т. п.;
1.10.9.сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в
решении воспитательных задач.

1.11.Для реализации трудовой функции «развивающая деятельность» учитель должен знать:
1.11.1.педагогические закономерности организации образовательного процесса;
1.11.2.законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы
периодизации и кризисов развития;
1.11.3.теорию и технологию учета возрастных особенностей обучающихся;
1.11.4.закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социальнопсихологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;
1.11.5.основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с
родительской общественностью;
1.11.6.основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
1.11.7.социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых
сообществ.
1.12.Для реализации трудовой функции «развивающая деятельность» учитель должен уметь:
1.12.1.владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне
зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния
психического и физического здоровья;
1.12.2.использовать в практике своей работы психологические подходы: культурноисторический, деятельностный и развивающий;
1.12.3.осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ;
1.12.4.понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т. д.);
1.12.5.составлять (совместно с психологом и другими специалистами)
педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося;

психолого-

1.12.6.разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты,
индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные
программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;
1.12.7.владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик
и возрастных особенностей обучающихся;
1.12.8.оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете
предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом)
мониторинг личностных характеристик;
1.12.9.формировать детско-взрослые сообщества.
1.13.Для предметного обучения математике учитель должен знать:
1.13.1.основы математической теории и перспективные направления развития современной
математики;
1.13.2.иметь представление о широком спектре приложений математики и знаниях доступных
обучающимся математических элементов этих приложений;

1.13.3.теорию и методику преподавания математики;
1.13.4.специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для
которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем
окружении.
1.14. Для предметного обучения математике учитель должен уметь:
1.14.1.совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение
задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся;
1.14.2.анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение
его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения;
1.14.3.оказывать помощь
исправлении;

обучающимся

в

самостоятельной

локализации

ошибки, ее

1.14.4.оказывать помощь обучающимся в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном
изложении) рассуждения;
1.14.5.формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и
математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной
имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла;
1.14.6.поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи;
1.14.7.решать задачи элементарной математики соответствующего уровня образования, в том
числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая
новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады);
1.14.8.совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического
текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации;
1.14.9.совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в
которых можно применить математический аппарат и математические инструменты
(например, динамические таблицы), то же – для идеализированных (задачных) ситуаций,
описанных текстом;
1.14.10.совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления
математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с
помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на
компьютере (с помощью 3D-принтера);
1.14.11.организовывать
исследования-эксперименты,
доказательство в частных и общих случаях;

обнаружение

закономерностей,

1.14.12.проводить различия между точным и (или) приближенным математическим
доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением,
вычислением и т. д.;
1.14.13.поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и
технической тренировкой исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого
обучающегося, характера осваиваемого материала;
1.14.14.владеть основными математическими компьютерными инструментами:
1.14.14.1.визуализации
объектов;

данных,

зависимостей,

отношений,

процессов,

геометрических

1.14.14.2.вычислений – численных и символьных;
1.14.14.3.обработки данных (статистики);
1.14.14.4.экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика);
1.14.14.5.квалифицированно набирать математический текст;
1.14.14.6.использовать информационные источники, следить за последними открытиями в
области математики и знакомить с ними обучающихся;
1.14.14.7.обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего
курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных
консультаций (в т. ч. дистанционных);
1.14.14.8.осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при
необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов;
1.14.14.9.обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в
образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной
терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения);
1.14.14.10.работать с родителями (законными представителями), местным сообществом по
проблематике математической культуры.
1.15.Для предметного обучения русскому языку учитель должен знать:
1.15.1 основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной
лингвистики;
1.15.2.иметь представление о широком спектре приложений лингвистики и знаний доступных
обучающимся лингвистических элементов этих приложений;




теорию и методику преподавания русского языка;
контекстную языковую норму;
стандартное общерусское произношение и лексику, их отличия от местной языковой
среды.

1.16.Для предметного обучения русскому языку учитель должен уметь:
1.16.1.владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как неродному;
1.16.2.использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными
возможностями здоровья;
1.16.3.вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по
формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой
нормы;
1.16.4.проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим
культурно-исторические особенности развития региона;
1.16.5.проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся;
1.16.6.давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни:
интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики;

1.16.7.поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в
коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека.
2.Должностные обязанности
2.1.Учитель обязан:
2.1.1.добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым
договором и настоящей должностной инструкцией.
2.1.2.соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
2.1.3.соблюдать трудовую дисциплину.
2.1.4.выполнять установленные нормы труда.
2.1.5.бережно относиться к имуществу работодателя (в т.ч. к имуществу третьих лиц,
находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого
имущества) и других работников.
2.1.6.незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о
возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности
имущества работодателя (в т. ч. имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если
работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
2.1.7.осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в
полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в
соответствии с утвержденной рабочей программой.
2.1.8.соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики.
2.1.9.уважать честь, достоинство и
образовательных отношений.

репутацию обучающихся

и

других

участников

2.1.10.развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в
условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного
образа жизни.
2.1.11.применять педагогически обоснованные и
образования формы, методы обучения и воспитания.

обеспечивающие

высокое

качество

2.1.12.учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их
здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с
медицинскими организациями.
2.1.13.систематически повышать свой профессиональный уровень.
2.1.14.проходить аттестацию на соответствие
установленном законодательством об образовании.

занимаемой

должности

в

порядке,

2.2.При ведении педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего
общего образования учитель обязан:
2.2.1.формировать общекультурные компетенции и понимание места предмета в общей
картине мира;

2.2.2.определять на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальные (в том
или ином предметном образовательном контексте) способы его обучения и развития;
2.2.3.определять совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями),
другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог,
методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разрабатывать и реализовывать (при
необходимости) индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальную программу
развития обучающихся;
2.2.4.планировать специализированный образовательный процесс для группы, класса и (или)
отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и (или) особыми
образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных
разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнять и модифицировать
планирование;
2.2.5.применять специальные языковые программы (в т. ч. русского как иностранного),
программы повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения;
2.2.6.совместно с учащимися использовать иноязычные источники информации, инструменты
перевода, произношения;
2.2.7.организовывать олимпиады, конференции, турниры, математические и лингвистические
игры в школе и т. д.
2.3.При реализации общепедагогической функции «обучение» учитель обязан:
2.3.1.разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин в рамках основной
общеобразовательной программы;
2.3.2.осуществлять профессиональную деятельность в соответствии
федеральных государственных образовательных стандартов;

с

требованиями

2.3.3.участвовать в разработке и реализации программы развития образовательной
организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
2.3.4.планировать и проводить учебные занятия;
2.3.5.систематически анализировать эффективность учебных занятий и подходов к обучению;
2.3.6.организовывать, осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и
итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
2.3.7.формировать универсальные учебные действия;
2.3.8.формировать навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями;
2.3.9.формировать мотивации к обучению;
2.3.10.давать объективную оценку знаний обучающихся на основе тестирования и других
методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
2.4.При реализации трудовой функции «воспитательная деятельность» учитель обязан:
2.4.1.регулировать поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной
среды;
2.4.2.реализовывать современные, в том числе интерактивные, формы и методы
воспитательной работы, используя их как на занятиях, так и во внеурочной деятельности;

2.4.3.осуществлять постановку воспитательных целей,
обучающихся независимо от их способностей и характера;

способствующих

развитию

2.4.4.определять и принимать четкие правила поведения обучающихся в соответствии с
уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной
организации;
2.4.5.проектировать и реализовывать воспитательные программы;
2.4.6.реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка
(учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.);
2.4.7.проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу
ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
2.4.8.оказывать помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов
самоуправления;
2.4.9.создавать, поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни образовательной
организации;
2.4.10.развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в
условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного
образа жизни;
2.4.11.формировать толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной
среде;
2.4.12.использовать конструктивные воспитательные усилия родителей (законных
представителей) обучающихся, оказывать помощь семье в решении вопросов воспитания
ребенка.
2.5.При реализации трудовой функции «развивающая деятельность» учитель обязан:
2.5.1.выявлять в ходе наблюдения поведенческие и личностные проблемы обучающихся,
связанные с особенностями их развития;
2.5.2.оценивать параметры и проектировать психологически безопасную и комфортную
образовательную среду, разрабатывать программы профилактики различных форм насилия в
школе;
2.5.3.применять инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и
динамики развития ребенка;
2.5.4.осваивать и применять психолого-педагогические технологии (в т. ч. инклюзивные),
необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети,
социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты,
дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом
дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями
здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;
2.5.5.оказывать адресную помощь обучающимся;
2.5.6.взаимодействовать с другими
педагогического консилиума;

специалистами

в

рамках

психолого-медико-

2.5.7.участвовать совместно с другими специалистами в разработке и реализовывать
индивидуальный учебный план;

2.5.8.осваивать и адекватно применять специальные технологии и методы, позволяющие
проводить коррекционно-развивающую работу;
2.5.9.развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формировать гражданскую позицию, способности к труду и жизни в
условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного
образа жизни;
2.5.10.формировать и реализовывать программы развития универсальных учебных действий,
образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной
реальности и социальных сетях, формировать толерантность и позитивные образцы
поликультурного общения;
2.5.11.формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся.
2.6. При предметном обучении математике учитель обязан:
2.6.1.формировать способности к логическому рассуждению и коммуникации, давать
установку на использование этой способности, на ее ценность;
2.6.2.формировать способность к постижению основ математических моделей реального
объекта или процесса, готовность к применению моделирования для построения объектов и
процессов, определения или предсказания их свойств;
2.6.3.формировать конкретные знания, умения и навыки в области математики и информатики;
2.6.4.формировать внутреннюю (мысленную) модель математической ситуации (включая
пространственный образ);
2.6.5.формировать у обучающихся умение проверять математическое доказательство,
приводить опровергающий пример;
2.6.6.формировать у обучающихся умение выделять подзадачи в задаче, перебирать
возможные варианты объектов и действий;
2.6.7.формировать у обучающихся умение пользоваться заданной математической моделью, в
частности формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный
результат моделирования (например, вычисления);
2.6.8.формировать материальную и информационную образовательную среду, содействующую
развитию математических способностей каждого ребенка и реализующую принципы
современной педагогики;
2.6.9.формировать у обучающихся умение применять средства
коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно;

информационно-

2.6.10.формировать способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать
принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его
результатам;
2.6.11.сотрудничать с другими учителями математики и информатики, физики, экономики,
языков и т. д.;
2.6.12.развивать инициативы обучающихся по использованию математики;
2.6.13.профессионально использовать элементы информационной образовательной среды с
учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной
образовательной организации;

2.6.14.использовать в работе с детьми информационные ресурсы, в том числе ресурсы
дистанционного обучения, оказывать помощь детям в освоении и самостоятельном
использовании этих ресурсов;
2.6.15.содействовать в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах,
конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и
ученических конференциях;
2.6.16.формировать и поддерживать высокую мотивацию и развивать способности
обучающихся к занятиям математикой, предоставлять им подходящие задания, вести кружки,
факультативные и элективные курсы для желающих и эффективно работающих в них
обучающихся;
2.6.17.предоставлять информацию о дополнительном образовании, возможности углубленного
изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с
применением дистанционных образовательных технологий;
2.6.18.консультировать обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо
необходимы знания математики;
2.6.19.содействовать формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической
деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника
улучшения и нового понимания;
2.6.20.выявлять совместно с обучающимися недостоверные и малоправдоподобные данные;
2.6.21.формировать позитивное отношение со стороны всех обучающихся к интеллектуальным
достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения;
2.6.22.формировать представления обучающихся о полезности знаний математики вне
зависимости от избранной профессии или специальности;
2.6.23.вести диалог с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи,
выявлять сомнительные места, подтверждения правильности решения.
2.7.При предметном обучении русскому языку учитель обязан:
2.7.1.обучать методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация,
трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для
анализирующего информации;
2.7.2.осуществлять совместно с обучающимися поиск и обсуждение изменений в языковой
реальности и реакции на них социума, формировать у обучающихся «чувство меняющегося
языка»;
2.7.3.использовать совместно с обучающимися источники языковой информации для решения
практических или познавательных задач, в частности этимологической информации,
подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода
(«народной лингвистики»);
2.7.4.формировать культуру диалога через организацию устных и письменных дискуссий по
проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций;
2.7.5.организовывать публичные выступления обучающихся, поощрять их участие в дебатах на
школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернетконференции;
2.7.6.формировать установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком
контексте, в том числе в гипермедиаформате;

2.7.7.стимулировать сообщения обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке,
событии семейной жизни, спектакле и т. п.), анализируя их структуру, используемые языковые
и изобразительные средства;
2.7.8.обсуждать с обучающимися образцы лучших произведений художественной и научной
прозы, журналистики, рекламы и т. п.;
2.7.9.поощрять индивидуальное и коллективное литературное творчество обучающихся;
2.7.10.поощрять участие обучающихся в театральных постановках, стимулировать создание
ими анимационных и других видеопродуктов;
2.7.11.моделировать виды профессиональной деятельности, где коммуникативная
компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных
обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха,
организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или
видеофильма и т. д.);
2.7.12.формировать у обучающихся умение применения в практике устной и письменной речи
норм современного литературного русского языка;
2.7.13.формировать у обучающихся культуру ссылок на источники опубликования,
цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав.
2.8.Учитель, в случае поручения ему работы по классному руководству, обязан:
2.8.1.осуществлять деятельность по классному руководству на основе устава ОО, иных
локальных нормативных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных
тенденций общественной жизни, личностно ориентированного подхода к обучающимся с
учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ОО, и ситуации в
коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений;
2.8.2.создавать условия для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его
успешной социализации в обществе;
2.8.3.способствовать формированию и развитию коллектива класса;
2.8.4.создавать благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности,
самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его
потенциальных способностей;
2.8.5.способствовать формированию здорового образа жизни обучающихся;
2.8.6.организовывать системы отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса;
2.8.7.защищать права и интересы обучающихся;
2.8.8.организовывать системную работу с обучающимися в классе;
2.8.9.гуманизировать отношения
педагогическими работниками;

между

обучающимися,

между

обучающимися

2.8.10.формировать у обучающихся нравственные смыслы и духовные ориентиры;
2.8.11.организовывать социально значимую творческую деятельность обучающихся;
2.8.12.обеспечивать связи ОО с семьей;

и

2.8.13.устанавливать контакты с родителями (иными законными представителями)
обучающихся, оказывать им помощь в воспитании обучающихся (лично, через психолога,
социального педагога, педагога дополнительного образования);
2.8.14.проводить консультации, беседы с родителями (иными законными представителями)
обучающихся;
2.8.15.взаимодействовать с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным
персоналом ОО;
2.8.16.организовывать в классе образовательный процесс, оптимальный для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности коллектива ОО;
2.8.17.организовывать воспитательную работу с обучающимися через проведение «малых
педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
2.8.18.стимулировать и учитывать разнообразную деятельность обучающихся, в том числе в
системе дополнительного образования детей;
2.8.19.взаимодействовать с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
2.8.20.вести документацию (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы
классного руководителя);
2.8.21.регулировать межличностные отношения между обучающимися;
2.8.22.устанавливать взаимодействие между педагогическими работниками и обучающимися;
2.8.23.содействовать общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
2.8.24.оказывать помощь обучающимся в формировании коммуникативных качеств;
2.8.25.изучать индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития;
2.8.26.определять состояние и перспективы развития коллектива класса;
2.8.27.контролировать успеваемость каждого обучающегося;
2.8.28.контролировать посещаемость учебных занятий обучающимися;
2.8.29.использовать при осуществлении классного руководства различные формы работы
(индивидуальные, групповые, коллективные);
2.8.30.учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и
потребности обучающихся, внешние условия;
2.8.31.обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой творческой
деятельности обучающихся в классе.
2.9.В случае поручения обязанностей по заведованию кабинетом учитель обязан:
2.9.1.осуществлять деятельность по заведованию кабинетом с учетом действующего
законодательства и внутренней документации ОО, регулирующей такую деятельность;
2.9.2.принимать меры, направленные на соблюдение
требований в помещении закрепленного кабинета;

санитарно-эпидемиологических

2.9.3.устранять самостоятельно возникающие нарушения санитарно-эпидемиологических и
других требований, а при невозможности устранения своевременно докладывать о выявлении
нарушения руководителю ОО;
2.9.4.способствовать развитию материально-технической базы кабинета (при ее наличии), в
том числе посредством инициирования предложений об ее улучшении;
2.9.5.обеспечивать надлежащий контроль за использованием имущества, находящегося в
закрепленном кабинете;
2.9.6.вести необходимую
обязанностей.

документацию,

связанную

с

выполнением

возложенных

2.10.В случае поручения обязанностей по проверке письменных работ учитель:
2.10.1.осуществляет проверку письменных работ в установленном порядке;
2.10.2.осуществляет контрольно-оценочную деятельность в рамках реализации рабочей
программы;
2.10.3.маркирует в проверяемых работах выявленные ошибки и недочеты;
2.10.4.в случаях и в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом, ведет учет
образовательных результатов;
2.10.5.в случаях и в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом, документирует
полученные результаты.
3.Права
3.1.Учитель имеет право на:
3.1.1.заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях,
которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами;
3.1.2.предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
3.1.3.своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей
квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
3.1.4.отдых,
обеспечиваемый
установлением
сокращенного
рабочего
времени,
предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых
ежегодных отпусков;
3.1.5.подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном
ТК РФ, иными федеральными законами, в том числе дополнительное профессиональное
образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
3.1.6.объединение, включая право на создание профессиональных организаций
(профессиональных союзов) и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и
законных интересов в формах и в порядке, которые установлены законодательством РФ;
3.1.7.участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым Кодексом РФ, иными
федеральными законами и коллективным договором формах;
3.1.8.ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений
через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора,
соглашений;

3.1.9.защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными
законом способами;
3.1.10.разрешение индивидуальных и коллективных
установленном ТК РФ, иными федеральными законами;

трудовых

споров

в

порядке,

3.1.11.возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и
компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым Кодексом РФ, иными
федеральными законами;
3.1.12.обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными
законами.
3.2.Учитель имеет право на обеспечение защиты персональных данных, хранящихся у
работодателя в том числе на:
3.2.1.полную информацию о его персональных данных и обработке этих данных;
3.2.2.свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право на
получение копий любой записи, содержащей персональные данные работника, за исключением
случаев, предусмотренных федеральным законом;
3.2.3.определение своих представителей для защиты своих персональных данных;
3.2.4.доступ к медицинской документации, отражающей состояние его здоровья, с помощью
медицинского работника по его выбору;
3.2.5.требование об исключении или исправлении неверных или неполных персональных
данных, а также данных, обработанных с нарушением требований Трудового Кодекса РФ или
иного федерального закона;
3.2.6.подачу в письменной форме заявления с соответствующим обоснованием работодателю о
своем несогласии в случае отказа работодателя от исключения или исправления персональных
данных;
3.2.7.дополнение собственной точкой зрения персональных данных оценочного характера;
3.2.8.требование об извещении работодателем всех лиц, которым ранее были сообщены
неверные или неполные персональные данные работника, обо всех произведенных в них
исключениях, исправлениях или дополнениях;
3.2.9.обжалование в суд любых неправомерных действий или бездействия работодателя при
обработке и защите его персональных данных.
3.3.Учитель имеет право в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней,
известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты
задержанной суммы.
3.4.Учитель имеет право на гарантии и компенсации в случае совмещения работы с
получением образования или в случае допуска к соисканию ученой степени кандидата наук
или доктора наук в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
3.5.Учитель имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, в том
числе право на:
3.5.1.рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны
труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

3.5.2.обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;
3.5.3.получение полной достоверной информации от работодателя, соответствующих
государственных органов и общественных организаций об условиях, требованиях и охране
труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о
специальной оценке условий труда, о существующем риске повреждения здоровья, а также о
мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
3.5.4.отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья
вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных
федеральными законами, до устранения такой опасности;
3.5.5.обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с
требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
3.5.6.обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
3.5.7.дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя в случае
ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
3.5.8.запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление
федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными
органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) в
установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти, осуществляющими
государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за
соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
3.5.9.обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления,
к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их
объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам
охраны труда;
3.5.10.личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов,
связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании
происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального
заболевания;
3.5.11.внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями с
сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения
указанного медицинского осмотра;
3.5.12.гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым Кодексом РФ,
коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором,
если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
3.6.Учитель имеет право в целях самозащиты трудовых прав, известив работодателя или своего
непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме,
отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также
отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за
исключением случаев, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ и иными федеральными
законами.
3.7.Учитель имеет право на обращение в комиссию по трудовым спорам и рассмотрение его
заявления в десятидневный срок со дня его подачи.

3.8.Учитель имеет право на забастовку в порядке, предусмотренном законодательством.
3.9.Учитель имеет право на:
3.9.1.свободу выражения своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную
деятельность;
3.9.2.свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов
обучения и воспитания;
3.9.3.творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов
обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы;
3.9.4.выбор учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в
соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об
образовании;
3.9.5.участие в разработке образовательных программ и их компонентов;
3.9.6.осуществление
научной,
научно-технической,
творческой,
исследовательской
деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во
внедрении инноваций;
3.9.7.бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в
порядке, установленном локальными нормативными актами ОО, к информационнотелекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам,
музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной
деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или
исследовательской деятельности;
3.9.8.бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами ОО, в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными
нормативными актами ОО;
3.9.9.участие в управлении ОО, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке,
установленном уставом ОО;
3.9.10.участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности ОО, в том числе через
органы управления и общественные организации;
3.9.11.обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений;
3.9.12.защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики.
3.10.Учитель имеет право на:
3.10.1.сокращенную продолжительность рабочего времени в порядке, предусмотренном
законодательством РФ;
3.10.2.ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого
определяется Правительством РФ;
3.10.3.длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет
непрерывной педагогической работы в порядке, установленном законодательством РФ;
3.10.4.досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном
законодательством РФ;

3.10.5.иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными
законами и законодательными актами регионального уровня.
4.Ответственность
4.1.Учитель, в соответствии с законодательством РФ, может быть подвергнут следующим
видам ответственности:
4.2.дисциплинарной;
4.3.материальной;
4.4.административной;
4.5.гражданско-правовой;
4.6.уголовной.
Должностную инструкцию разработал:

_____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и
обязуюсь хранить его на рабочем месте.
«___»____________20___г.

____________ /______________________/

«___»____________20___г.

____________ /______________________/

«___»____________20___г.

____________ /______________________/

«___»____________20___г.

____________ /______________________/

«___»____________20___г.

____________ /______________________/

«___»____________20___г.

____________ /______________________/

«___»____________20___г.

____________ /______________________/

«___»____________20___г.

____________ /______________________/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».