Должностная инструкция педагога-психолога

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Усть-Салдинская
средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель Совета трудового коллектива

И.о. директора МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»

_____________ /______________________/

__________ /____________________/

протокол № ____ от «___»________ 202___г. Приказ № ____ от «___» _____ 202___г.

Должностная инструкция педагога – психолога
1. Общие положения
1.1.Должность педагога - психолога относится к категории педагогического персонала.
1.2.Для работы педагогом-психологом принимается лицо:
1.2.1. имеющее высшее образование по профильным направлениям;
1.2.2.не имеющее или не имевшее судимость за преступления, состав и виды которых
установлены законодательством Российской Федерации.
1.3.К работе в должности педагога- психолога допускается лицо, прошедшее
обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические
медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры
(обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.4.Педагог - психолог должен знать:
1.4.1.методологию психолого-педагогической науки, основы возрастной
педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии;

и

1.4.2.методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и
метапредметных результатов освоения образовательной программы обучающимися на
всех уровнях образования;
1.4.3.теорию и методы организации психологического исследования;
1.4.4.методы статистического анализа данных психологического исследования;
1.4.5.методы верификации результатов исследования;
1.4.6.методологические основы проектирования образовательной среды, основы
психодидактики;
1.4.7.методы
организационно-методического
общеобразовательных программ;
1.4.8. профессиональную этику;

сопровождения

основных

1.4.9. историю и теорию проектирования образовательных систем;
1.4.10.теории и методы педагогической психологии, историю и теорию организации
образовательного процесса;
1.4.11.методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге
оценки качества результатов и содержания образовательного процесса;
1.4.12.процедуры и методы интерпретации и представления результатов психологопедагогического обследования;
1.4.13.психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том
числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды;
1.4.14.современные теории и методы консультирования;
1.4.15.приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся
в соответствии с возрастными нормами их развития;
1.4.16.этические нормы организации и проведения консультативной работы;
1.4.17.содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для
информирования субъектов образовательного процесса о способах получения
отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
1.4.18. современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей
работы;
1.4.19.современные техники
психологической помощи;

и

приемы

коррекционно-развивающей

работы

и

1.4.20.закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с
особыми образовательными потребностями;
1.4.21.стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционноразвивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами
(учителями-дефектологами, учителями-логопедами);
1.4.22.закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой
коррекционно-развивающей работы;
1.4.23.способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционноразвивающей работы;
1.4.24.теорию, методологию психодиагностику, классификацию психодиагностических
методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования;
1.4.25.методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие
задачи;
1.4.26.методы сбора, обработки
наблюдений и диагностики;

информации,

результатов

психологических

1.4.27.методы математической обработки результатов психологической диагностики;
1.4.28.способы интерпретации и представления результатов психодиагностического
обследования;
1.4.29.психологию личности и социальную психологию малых групп;
1.4.30.задачи и принципы психологического просвещения в ОО с учетом
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся
(воспитанников);
1.4.31.формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с
учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся
(воспитанников);
1.4.32.основы педагогики, формы и способы обучения взрослых участников
образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающих
(воспитанников);
1.4.33.закономерности и возрастные нормы психического, личностного и
индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и
проявления
дезадаптивного
поведения
детей
и подростков к
условиям
образовательных организаций;
1.4.34.признаки и формы дезадаптивных состояний у детей и подростков;
1.4.35.современные теории формирования и поддержания благоприятного социальнопсихологического климата в коллективе, технологию и способы проектирования
безопасной и комфортной образовательной среды;
1.4.36.приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся
(воспитанников) в соответствии с возрастными особенностями их развития;
1.4.37.теории и методы предотвращения "профессионального выгорания"
специалистов, причины возникновения, методы предупреждения и снятия
психологической перегрузки педагогического коллектива;
1.4.38.основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся (воспитанников),
обеспечения их безопасности в образовательном процессе;
1.4.39.превентивные методы работы с обучающимися "группы риска" (из
неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового
расстройства, попавших в трудную жизненную ситуацию, склонных к суициду и
другим формам аутоагрессии);
1.4.40.международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
и подростков;
1.4.41.трудовое
законодательство
Российской
Федерации,
Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка;

законодательство

1.4.42.нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления
профессиональной деятельности;

1.4.43.федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;
1.5.Педагог -психолог должен уметь:
1.5.1.использовать
обследования;

качественные

и

количественные

методы

психологического

1.5.2.обрабатывать и интерпретировать результаты обследований;
1.5.3.анализировать возможности и ограничения используемых педагогических
технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического
развития обучающихся;
1.5.4. анализировать медицинские карты (карты «История развития ребенка») вновь
поступающих детей, чтобы выявить детей группы риска, которые требуют
повышенного внимания психолога;.
1.5.5.разрабатывать
психологические
рекомендации
по
проектированию
образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм
организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации
общеобразовательных программ;
1.5.6.проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения
основной общеобразовательной программы с использованием современных средств
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
1.5.7.разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы,
направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических
и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся
(воспитанников);
1.5.8.владеть приемами преподавания,
интерактивных форм занятий;

организации

дискуссий,

проведения

1.5.9.разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать
оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся
(воспитанников) в соответствии с их возрастными и психофизическими
особенностями;
1.5.10.владеть приемами работы с педагогами и преподавателями по организации
эффективных учебных взаимодействий с обучающимися (воспитанников) и
обучающихся (воспитанников) между собой;
1.5.11.владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности
родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей, воспитателей и
администрации образовательной организации;
1.5.12.разрабатывать совместно с педагогами, преподавателями, воспитателями
индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося;
1.5.13.участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса
совместно с педагогическим коллективом;

1.5.14.разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения
инновационных процессов в образовательной организации, в том числе программы
поддержки объединений обучающихся и ученического самоуправления;
1.5.15.владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды,
в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий;
1.5.16.владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации
эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных
организациях и в семье;
1.5.17.разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный
образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей
конкретного обучающегося;
1.5.18.владеть
способами
оценки
консультативной деятельности;

эффективности

и

совершенствования

1.5.19.проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по
вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора
дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со
взрослыми и сверстниками;
1.5.20.контролировать ход психического развития обучающихся (воспитанников) на
различных уровнях образования различных типов образовательных организаций;
1.5.21.разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы;
1.5.22.применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и
отклоняющимся психическим и физиологическим развитием детей и обучающихся;
1.5.23.проводить
воспитанниками;

коррекционно-развивающие

занятия

с

обучающимися

и

1.5.24.оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с
выделенными критериями;
1.5.25.подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный
целям исследования;
1.5.26.планировать и проводить диагностическое обследование с использованием
стандартизированного инструментария, включая обработку результатов;
1.5.27.проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или
адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям;
1.5.28.выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения
направлений оказания психологической помощи;
1.5.29.осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня
группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся,
диагностику социально-психологического климата в коллективе;

1.5.30.диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые
особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения
и воспитания и совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их
коррекции;
1.5.31.проводить мониторинг
результатов обучающихся;

личностных

и

метапредметных образовательных

1.5.32.осуществлять
диагностику
одаренности,
структуры
способностей;
дииагностику психологической
готовности
к обучению
в
школе
детей
подготовительной группы; диагностику эмоционального состояния детей и
психологического благополучия в группе;
1.5.33.владеть
способами
оценки
эффективности
и
совершенствования
диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов
личности обучающихся;
1.5.34.осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей,
администрации образовательной организации и родителей (законных представителей)
по вопросам психического развития детей и обучающихся;
1.5.35.разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической
компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными
категориями обучающихся и воспитанников;
1.5.36.применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения
субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их
психологической культуры;
1.5.37.владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций;
1.5.38.планировать и организовывать работу по предупреждению возможного
неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе
социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации;
1.5.39.разрабатывать
психологические
рекомендации
по
соблюдению
в
образовательной организации психологических условий обучения и воспитания,
необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом
возрастном этапе;
1.5.40.разрабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям),
воспитателям и другим работникам образовательной организации по оказанию
помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды;
1.5.41.проводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в
разновозрастной среде и в среде сверстников, развитию навыков поведения в
виртуальной и поликультурной среде;
2. Трудовые функции
2.1. Психолого-педагогическое
образовательной организации,
образовательных программ.

сопровождение
сопровождение

образовательного процесса в
основных и дополнительных

2.1.1. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных
и дополнительных образовательных программ.
2.1.2. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности
образовательной среды образовательных организаций.

и

безопасности

2.1.3. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса.
2.1.4. Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе
работа по восстановлению и реабилитации.
2.1.5. Психологическая диагностика детей и обучающихся.
2.1.6. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса.
2.1.7. Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на
сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе
обучения и воспитания в образовательных организациях).
3. Должностные обязанности
3.1. Педагог - психолог исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2.1.1. настоящей
должностной инструкции:
3.1.1.1.формирует и реализует планы развивающей работы с обучающимися с учетом
их индивидуально-психологических особенностей;
3.1.1.2.разрабатывает программы развития универсальных учебных действий,
программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных
программ;
3.1.1.3.разрабатывает психологические рекомендации по формированию и реализации
индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и
воспитанников;
3.1.1.4.разрабатывает совместно с педагогом индивидуальных учебных планов
обучающихся с учетом их психологических особенностей;
3.1.1.5.разрабатывает и реализует мониторинг личностной и метапредметной
составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы,
установленной федеральными государственными образовательными стандартами;
3.1.1.6.оформляет и ведет документацию (планы работы, протоколы, журналы,
психологические заключения и отчеты).
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2.1.2. настоящей
должностной инструкции:
3.1.2.1.проводит психологический мониторинг и анализ эффективности использования
методов и средств образовательной деятельности;

3.1.2.2.выполняет психологическую экспертизу программ развития образовательной
организации с целью определения степени безопасности и комфортности
образовательной среды;
3.1.2.3.консультирует педагогов и преподавателей образовательных организаций при
выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических
особенностей и образовательных потребностей обучающихся;
3.1.2.4.оказывает психологическую поддержку педагогам и преподавателям в
проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса;
3.1.2.5.ведет профессиональную документации (планы работы, протоколы, журналы,
психологические заключения и отчеты).
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2.1.3. настоящей
должностной инструкции:
3.1.3.1.консультирует обучающихся по проблемам самопознания, профессионального
самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и
другим вопросам;
3.1.3.2.консультирует администрацию, педагогов, преподавателей и других работников
образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе
и другим профессиональным вопросам;
3.1.3.3.консультирует педагогов и преподавателей по вопросам разработки и
реализации
индивидуальных
программ
для
построения
индивидуального
образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей
конкретного обучающегося;
3.1.3.4.консультирует родителей (законных представителей) по проблемам
взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения
и другим вопросам;
3.1.3.5.консультирует администрацию образовательной организации, педагогов,
преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам
обучения, воспитания и развития обучающихся;
3.1.3.6.ведет профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы,
психологические заключения и отчеты).
3.1.4.В рамках трудовой
должностной инструкции:

функции,

указанной

в

подпункте 2.1.4.

настоящей

3.1.4.1.разрабатывает и реализует планы проведения коррекционно-развивающих
занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной,
эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности,
решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении;
3.1.4.2.организует и осуществляет совместно с педагогами, учителями-дефектологами,
учителями-логопедами,
социальными
педагогами
психолого-педагогическую
коррекцию выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков,
нарушений социализации и адаптации;

3.1.4.3.формирует и реализует планы по созданию образовательной среды для
обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных
обучающихся;
3.1.4.4.проектирует в сотрудничестве с педагогами индивидуальные образовательные
маршруты для обучающихся;
3.1.4.5.ведет профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы,
психологические заключения и отчеты).
3.1.5.В рамках трудовой
должностной инструкции:

функции,

указанной

в

подпункте 2.1.5.

настоящей

3.1.5.1.осуществляет психологическую диагностику с использованием современных
образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы;
3.1.5.2.проводит скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики
психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи;
3.1.5.3.составляет
психолого-педагогические
заключения
по
результатам
диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей,
администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей)
в проблемах личностного и социального развития обучающихся;
3.1.5.4.определяет степень нарушений в психическом, личностном и социальном
развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических
комиссий и консилиумов;
3.1.5.5.изучает интересы, склонности, способности детей и обучающихся, предпосылки
одаренности;
3.1.5.6.осуществляет с целью помощи в профориентации комплекс диагностических
мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации,
личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами общего образования
соответствующего уровня;
3.1.5.7.ведет профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы,
психологические заключения и отчеты).
3.1.6.В рамках трудовой
должностной инструкции:

функции,

указанной

в

подпункте 2.1.6.

настоящей

3.1.6.1.знакомит педагогов, преподавателей и администрацию образовательных
организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного,
младшего школьного, подросткового, юношеского возраста;
3.1.6.2.информирует субъектов образовательного процесса о формах и результатах
своей профессиональной деятельности;
3.1.6.3.знакомит педагогов, преподавателей, администрацию образовательных
организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями
психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов);

3.1.6.4.знакомит педагогов, преподавателей и администрацию образовательных
организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной
адаптации;
3.1.6.5.ведет просветительскую работу с родителями (законными представителями) по
принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том
числе одаренности ребенка;
3.1.6.6.информирует о факторах, препятствующих развитию личности детей,
воспитанников и обучающихся о мерах по оказанию им различного вида
психологической помощи;
3.1.6.7.ведет профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы,
психологические заключения и отчеты).
3.1.7.В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2.1.7. настоящей
должностной инструкции:
3.1.7.1.выявляет
обучающихся;

условия,

неблагоприятно

влияющие

на

развитие

личности

3.1.7.2.разрабатывает
психологические
рекомендации
по
проектированию
образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития
обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения
нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и
волевой сфер;
3.1.7.3.планирует и реализует совместно с педагогом превентивных мероприятий по
профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций
поведения;
3.1.7.4.разъясняет субъектам образовательного процесса необходимость применения
сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения;
3.1.7.5.разрабатывает рекомендации субъектам образовательного процесса по вопросам
психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям
(поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход
на новый уровень образования, в новую образовательную организацию);
3.1.7.6.разрабатывает рекомендации для педагогов, преподавателей по вопросам
социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и
воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в
поведении;
3.1.7.7.ведет профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы,
психологические заключения и отчеты).
3.1.7.8.В рамках выполнения своих трудовых функций психолог исполняет поручения
своего непосредственного руководителя.
4. Права
Педагог - психолог имеет право:

4.1.Участвовать в обсуждении проектов решений руководства образовательной
организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2.Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.3.Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по
данным поручениям, выданным заданиям.
4.4.Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других
работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для
исполнения поручения.
4.5.Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им
функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой
должности, критерии оценка качества исполнения своих трудовых функций.
4.6.Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений,
несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм,
правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению
нарушений.
4.7. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по
организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных
обязанностей.
5. Ответственность
5.1. Педагог-психолог, в соответствии с законодательством РФ, может быть
подвергнут следующим видам ответственности:






дисциплинарной;
материальной;
административной;
гражданско-правовой;
уголовной.

Должностную инструкцию разработал:

_____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и
обязуюсь хранить его на рабочем месте.
«___»____________20___г.

____________ /______________________/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».