Должностная инструкция педагога дополнительного образования

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Усть-Салдинская
средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель Совета трудового коллектива

И.о. директора МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»

_____________ /______________________/

__________ /____________________/

протокол № ____ от «___»________ 202___г. Приказ № ____ от «___» _____ 202___г.

Должностная инструкция
педагога дополнительного образования
1. Общие положения
1.1. На должность педагога дополнительного образования может быть принято лицо,
которое соответствует требованиям профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного приказом Минтруда
РФ от 22.09.2021 № 652н:
1.1.1. Образование:


Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках
укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования
«Образование и педагогические науки»;



Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках
иных укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования при
условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам,
реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного
профессионального образования педагогической направленности;



Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации не менее
чем за два года обучения по образовательным программам высшего
образования
по специальностям
и направлениям
подготовки,
соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных
программ.

или

или

1.1.2. Требования к опыту практической работы: нет.
1.1.3. Особые условия допуска к работе:

отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью,
установленных законодательством Российской Федерации;
 прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских
осмотров.


1.1.4. Требования при привлечении к определенным трудовым действиям:
при привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей
экскурсий с обучающимися — прохождение инструктажа по обеспечению
безопасности жизнедеятельности;
 при привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей
туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися —
прохождение
обучения
по дополнительным
общеобразовательным
программам.


1.2. Педагог дополнительного образования относится к педагогическим работникам
и подчиняется непосредственно директору ОО или лицу, исполняющему обязанности
директора.
2. Знания, умения и функциональные обязанности
2.1. При выполнении трудовых функций педагог дополнительного образования должен
знать и соблюдать:
законодательство Российской Федерации в сфере образования;
нормы и правила охраны труда, правила пожарной безопасности и требования
антитеррористической защищенности, в том числе при угрозе совершения,
совершении террористического акта, иной чрезвычайной ситуации;
 правила трудового распорядка образовательной организации;
 правовые, нравственные и этические нормы, нормы профессиональной этики
образовательной организации;
 локальные и распорядительные акты, регламентирующие организацию
профессиональной деятельности;
 устав образовательной организации;
2.2. При выполнении трудовых функций педагог дополнительного образования обязан:










бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу
третьих лиц) и работников образовательной организации;
незамедлительно сообщать работодателю о возникновении ситуации,
представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества
работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося
у работодателя);
уважать честь, достоинство и репутацию обучающихся и работников
образовательной организации;
систематически повышать свой профессиональный уровень;
проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические,
а также
внеочередные
медицинские
осмотры,
психиатрическое
освидетельствование по направлению работодателя, профессиональную
гигиеническую подготовку и аттестацию, вакцинацию (в соответствии
с национального календаря профилактических прививок, календаря
профилактических прививок по эпидемическим показаниям), иметь личную
медицинскую
книжку
с результатами
медицинских
обследований
и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных

инфекционных
заболеваниях,
о прохождении
профессиональной
гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
2.3. Для реализации трудовой функции «Организация деятельности обучающихся,
направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы» педагог
дополнительного образования:
2.3.1. Должен знать:
























принципы и приемы представления дополнительной общеразвивающей
программы;
техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей собеседников;
техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации к освоению
избранного вида деятельности (избранной образовательной программы)
обучающихся различного возраста;
характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации
деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеразвивающих
программ соответствующей направленности;
электронные ресурсы, необходимые для организации различных видов
деятельности обучающихся;
психолого-педагогические основы и методики применения технических
средств обучения, информационно-коммуникационные технологии (далее —
ИКТ), электронных образовательных и информационных ресурсов,
дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если
их использование возможно для освоения дополнительной общеразвивающей
программы;
особенности и организация педагогического наблюдения, других методов
педагогической
диагностики,
принципы
и приемы
интерпретации
полученных результатов
основные характеристики, методы педагогической диагностики и развития
ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной,
интеллектуальной, коммуникативной сфер обучающихся различного возраста
на занятиях по дополнительным общеразвивающим программам;
особенности
одаренных
детей
и обучающихся
с ограниченными
возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании;
методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического
климата и обеспечения условий для сотрудничества обучающихся;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические,
психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению
и оформлению учебного помещения в соответствии с его предназначением
и направленностью реализуемых образовательных программ;
правила эксплуатации учебного оборудования (оборудования для занятий
избранным видом деятельности) и технических средств обучения;
требования охраны труда в избранной области деятельности;
требования охраны труда при проведении учебных занятий в образовательной
организации, и вне ее (на выездных мероприятиях);
требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся;
нормативные правовые акты в области защиты прав и законных интересов
ребенка, включая Конвенцию о правах ребенка.

2.3.2. Должен уметь:































осуществлять
деятельность,
соответствующую
дополнительной
общеразвивающей программе;
готовить информационные материалы о возможностях и содержании
дополнительной общеразвивающей программы и представлять их при
проведении мероприятий по привлечению обучающихся;
понимать мотивы поведения, образовательные потребности и запросы
обучающихся и их родителей (законных представителей);
набирать и комплектовать группы обучающихся с учетом специфики
реализуемых
дополнительных
общеразвивающих
программ
(их направленности и
(или)
осваиваемой
области
деятельности),
индивидуальных и возрастных характеристик обучающихся;
разрабатывать
мероприятия
по модернизации
оснащения
учебного
помещения,
формировать
его
предметно-пространственную
среду,
обеспечивающую освоение образовательной программы, выбирать
оборудование и составлять заявки на его закупку;
обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования,
технических средств обучения, расходных материалов;
анализировать возможности и привлекать ресурсы внешней социокультурной
среды
для
реализации образовательной
программы,
повышения
развивающего потенциала дополнительного образования;
создавать условия для развития обучающихся, мотивировать их к активному
освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды,
освоению выбранного вида деятельности (выбранной образовательной
программы), привлекать к целеполаганию;
устанавливать
педагогически
обоснованные
формы
и методы
взаимоотношений с обучающимися, создавать педагогические условия для
формирования на учебных занятиях благоприятного психологического
климата, применять различные средства педагогической поддержки
обучающихся;
использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы,
средства и приемы организации деятельности обучающихся ИКТ,
электронные образовательные и информационные ресурсы;
осуществлять
электронное
обучение,
использовать
дистанционные
образовательные технологии (если это целесообразно);
готовить обучающихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях
и иных аналогичных мероприятиях (в соответствии с направленностью
осваиваемой образовательной программы);
создавать педагогические
условия для формирования и развития
самостоятельного контроля и оценки обучающимися процесса и результатов
освоения образовательной программы;
проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы,
средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки
деятельности и поведения обучающихся на занятиях;
контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды
кабинета, выполнение на занятиях требований безопасности, анализировать
и устранять возможные риски для жизни и здоровья обучающихся в ходе
обучения, применять приемы страховки и самостраховки (в соответствии
с особенностями избранной области деятельности);
анализировать ход и результаты проведенных занятий для установления
соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам,
интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для
коррекции собственной деятельности;
взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями
профессионального сообщества, родителями (законными представителями)

обучающихся (для дополнительных общеразвивающих программ), иными
заинтересованными лицами и организациями при решении задач обучения и
(или) воспитания отдельных обучающихся и (или) учебной группы
с соблюдением норм педагогической этики.
2.3.3. Должен выполнять следующие трудовые действия:
набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе;
организация, в том числе стимулирование и мотивация, деятельности
и общения обучающихся на учебных занятиях;
 текущий контроль, помощь обучающимся в коррекции деятельности
и поведения на занятиях;
 разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения,
формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей
освоение образовательной программы.



2.4. Для реализации трудовой функции «Организация досуговой деятельности
обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной
программы» педагог дополнительного образования:
2.4.1. Должен знать:













основные направления досуговой деятельности, особенности организации
и проведения досуговых мероприятий;
методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы
вовлечения обучающихся в деятельность и общение при организации
и проведении досуговых мероприятий;
техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей собеседников;
особенности
одаренных
детей
и обучающихся
с ограниченными
возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании
(в зависимости от направленности образовательной программы и контингента
обучающихся);
специфику работы с обучающимися, одаренными в избранной области
деятельности (дополнительного образования);
требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий
в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее
(на выездных мероприятиях);
требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся;
нормативные правовые акты в области защиты прав и законных интересов
ребенка, включая Конвенцию о правах ребенка;
основы взаимодействия с социальными партнерами.

2.4.2. Должен уметь:
понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы обучающихся
при проведении досуговых мероприятий;
 создавать при подготовке и проведении досуговых мероприятий условия для
обучения, воспитания и (или) развития обучающихся, формирования
благоприятного психологического климата в группе;
 контролировать соблюдение обучающимися требований охраны труда,
анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски для жизни
и здоровья обучающихся при проведении досуговых мероприятий
 выполнять требования охраны труда;


взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями
обучающихся (для дополнительных общеразвивающих программ), иными
заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении
досуговых мероприятий, соблюдать нормы педагогической этики;
 осуществлять анализ организации досуговой деятельности, подготовки
и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогический эффект
проведения мероприятий.


2.4.3. Должен выполнять следующие трудовые действия:




планирование подготовки досуговых мероприятий;
организация подготовки досуговых мероприятий;
проведение досуговых мероприятий.

2.5. Для реализации трудовой функции «Обеспечение взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную
общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания» педагог
дополнительного образования:
2.5.1. Должен знать:













нормативные правовые акты в области защиты прав и законных интересов
ребенка, включая Конвенцию о правах ребенка;
особенности семейного воспитания и современной семьи, содержание, формы
и методы работы педагога дополнительного образования с семьями
обучающихся;
особенности работы с социально неадаптированными (дезадаптированными)
обучающимися различного возраста, несовершеннолетними, находящимися
в социально опасном положении, и их семьями;
педагогические
возможности
и методика
подготовки
и проведения
мероприятий
для
родителей
и с участием
родителей
(законных
представителей);
основные формы, методы, приемы и способы формирования и развития
психолого-педагогической
компетентности
родителей
(законных
представителей) обучающихся;
основные принципы и технические приемы создания информационных
материалов (текстов для публикации, презентаций, фото- и видеоотчетов,
коллажей);
формы привлечения родителей (законных представителей) к организации
занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации
их совместной с детьми деятельности.

2.5.2. Должен уметь:
определять цели и задачи взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся, планировать деятельность в этой области
с учетом особенностей социального и этнокультурного состава группы;
 устанавливать взаимоотношения с родителями (законными представителями)
обучающихся, соблюдать нормы педагогической этики, разрешать
конфликтные ситуации, в том числе при нарушении прав ребенка, а также
прав и ответственности родителей (законных представителей) за воспитание
и развитие своих детей;


выявлять представления родителей (законных представителей) обучающихся
о задачах их воспитания и обучения в процессе освоения дополнительной
образовательной программы;
 организовывать
и проводить
индивидуальные
и групповые встречи
(консультации) с родителями (законными представителями) обучающихся
с целью лучшего понимания индивидуальных особенностей обучающихся,
информирования родителей (законных представителей) о ходе и результатах
освоения детьми образовательной программы, повышения психологопедагогической компетентности родителей (законных представителей);
 использовать
различные формы привлечения родителей (законных
представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы,
формы и средства организации их совместной с детьми деятельности.


2.5.3. Должен выполнять следующие трудовые действия:
планирование взаимодействия с родителями (законными представителями)
обучающихся;
 проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч
(консультаций) с родителями (законными представителями) обучающихся;
 организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении
занятий и досуговых мероприятий;
 обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка, а также
прав и ответственности родителей (законных представителей) за воспитание
и развитие своих детей.


2.6. Для реализации трудовой функции «Педагогический контроль и оценка освоения
дополнительной общеобразовательной программы» педагог дополнительного
образования:
2.6.1. Должен знать:














положения законодательства Российской Федерации в сфере образования
в сфере контроля и оценки освоения дополнительных общеразвивающих
программ (с учетом их направленности);
особенности оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся
при освоении дополнительных общеразвивающих программ (с учетом
их направленности), в том числе в рамках установленных форм аттестации;
понятия и виды качественных и количественных оценок, возможности
и ограничения их использования для оценивания процесса и результатов
деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеразвивающих
программ (с учетом их направленности);
нормативные правовые акты в области защиты прав и законных интересов
ребенка, включая Конвенцию о правах ребенка, нормы педагогической этики
при публичном представлении результатов оценивания;
характеристики и возможности применения различных форм, методов
и средств
контроля
и оценивания
освоения
дополнительных
общеразвивающих программ (с учетом их направленности);
средства (способы) определения динамики подготовленности и мотивации
обучающихся в процессе освоения дополнительной общеразвивающих
программы;
методы подбора из существующих и (или) создания оценочных средств,
позволяющих оценить индивидуальные образовательные достижения
обучающихся в избранной области деятельности.

2.6.2. Должен уметь:













определять формы, методы и средства оценивания процесса и результатов
деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеразвивающих
программ определенной направленности;
устанавливать
взаимоотношения с обучающимися
для обеспечения
объективного оценивания результатов деятельности обучающихся при
освоении дополнительных общеразвивающих программ определенной
направленности;
наблюдать за обучающимися, объективно оценивать процесс и результаты
освоения дополнительных общеразвивающих программ, в том числе в рамках
установленных форм аттестации (при их наличии);
анализировать и интерпретировать результаты педагогического наблюдения,
контроля и диагностики с учетом задач, особенностей образовательной
программы и особенностей обучающихся;
использовать различные средства (способы) фиксации динамики
подготовленности
и мотивации обучающихся
в процессе
освоения
дополнительной общеразвивающей программы;
анализировать и корректировать собственную оценочную деятельность;
корректировать процесс освоения образовательной программы, собственную
педагогическую деятельность по результатам педагогического контроля
и оценки освоения образовательной программы.

2.6.3. Должен выполнять следующие трудовые действия:
контроль и оценка освоения дополнительных общеразвивающих программ,
в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии);
 анализ и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки;
 оценка изменений в уровне подготовленности обучающихся в процессе
освоения дополнительной общеразвивающей программы.


3. Права
3.1. Педагог дополнительного образования имеет право на труд в условиях,
отвечающих требованиям трудового законодательства, в том числе право на:








рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям
охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором
образовательной организации;
своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии
со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством
выполненной работы;
отдых в виде еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней,
оплачиваемых ежегодных отпусков;
дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном
Трудовым кодексом РФ, иными нормативными актами;
получение
полной
достоверной
информации
от работодателя,
соответствующих государственных органов и общественных организаций
об условиях, требованиях и охране труда на рабочем месте, включая
реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке
условий труда, о существующем риске повреждения здоровья, а также
о мерах
по защите
от воздействия
вредных и
(или)
опасных
производственных факторов;












обеспечение
средствами
индивидуальной
и коллективной
защиты
в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым
кодексом РФ, коллективным договором и локальными нормативными актами
образовательной организации, трудовым договором;
объединение, включая право на создание профессиональных организаций
(профессиональных союзов) и вступление в них для защиты своих трудовых
прав, свобод и законных интересов в формах и в порядке, которые
установлены законодательством РФ;
защиту профессиональной чести и достоинства своих трудовых прав, свобод
и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров в порядке,
установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
свободу
выражения
своего
мнения,
свободу
от вмешательства
в профессиональную деятельность;
иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные
действующим законодательством.

3.2. Педагог дополнительного образования вправе в случае задержки выплаты
заработной платы на срок более 15 дней, известив работодателя в письменной форме,
приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.
4. Ответственность
4.1. Педагог дополнительного образования в соответствии с законодательством РФ
может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности.
4.2. Педагог дополнительного образования привлекается к ответственности:
за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, —
в порядке, установленном действующим трудовым законодательством РФ;
 правонарушения
и преступления,
совершенные
в процессе
своей
профессиональной трудовой деятельности, — в порядке, установленном
действующим законодательством РФ;
 причинение
ущерба
образовательной
организации —
в порядке,
установленном действующим трудовым законодательством РФ;
 иные случаи, установленные действующим законодательством.


Должностную инструкцию разработал:

_____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и
обязуюсь хранить его на рабочем месте.
«___»____________20___г.

____________ /______________________/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».