Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Усть-Салдинская средняя общеобразовательная школа» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Председатель Совета трудового коллектива И.о. директора МКОУ «Усть-Салдинская СОШ» _____________ /______________________/ __________ /____________________/ протокол № ____ от «___»________ 202___г. Приказ № ____ от «___» _____ 202___г. Должностная инструкция педагога дополнительного образования 1. Общие положения 1.1. На должность педагога дополнительного образования может быть принято лицо, которое соответствует требованиям профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного приказом Минтруда РФ от 22.09.2021 № 652н: 1.1.1. Образование: Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»; Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иных укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования педагогической направленности; Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации не менее чем за два года обучения по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ. или или 1.1.2. Требования к опыту практической работы: нет. 1.1.3. Особые условия допуска к работе: отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации; прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров. 1.1.4. Требования при привлечении к определенным трудовым действиям: при привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей экскурсий с обучающимися — прохождение инструктажа по обеспечению безопасности жизнедеятельности; при привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися — прохождение обучения по дополнительным общеобразовательным программам. 1.2. Педагог дополнительного образования относится к педагогическим работникам и подчиняется непосредственно директору ОО или лицу, исполняющему обязанности директора. 2. Знания, умения и функциональные обязанности 2.1. При выполнении трудовых функций педагог дополнительного образования должен знать и соблюдать: законодательство Российской Федерации в сфере образования; нормы и правила охраны труда, правила пожарной безопасности и требования антитеррористической защищенности, в том числе при угрозе совершения, совершении террористического акта, иной чрезвычайной ситуации; правила трудового распорядка образовательной организации; правовые, нравственные и этические нормы, нормы профессиональной этики образовательной организации; локальные и распорядительные акты, регламентирующие организацию профессиональной деятельности; устав образовательной организации; 2.2. При выполнении трудовых функций педагог дополнительного образования обязан: бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц) и работников образовательной организации; незамедлительно сообщать работодателю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя); уважать честь, достоинство и репутацию обучающихся и работников образовательной организации; систематически повышать свой профессиональный уровень; проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические, а также внеочередные медицинские осмотры, психиатрическое освидетельствование по направлению работодателя, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, вакцинацию (в соответствии с национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям), иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе; 2.3. Для реализации трудовой функции «Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы» педагог дополнительного образования: 2.3.1. Должен знать: принципы и приемы представления дополнительной общеразвивающей программы; техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников; техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации к освоению избранного вида деятельности (избранной образовательной программы) обучающихся различного возраста; характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеразвивающих программ соответствующей направленности; электронные ресурсы, необходимые для организации различных видов деятельности обучающихся; психолого-педагогические основы и методики применения технических средств обучения, информационно-коммуникационные технологии (далее — ИКТ), электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеразвивающей программы; особенности и организация педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов основные характеристики, методы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер обучающихся различного возраста на занятиях по дополнительным общеразвивающим программам; особенности одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании; методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества обучающихся; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебного помещения в соответствии с его предназначением и направленностью реализуемых образовательных программ; правила эксплуатации учебного оборудования (оборудования для занятий избранным видом деятельности) и технических средств обучения; требования охраны труда в избранной области деятельности; требования охраны труда при проведении учебных занятий в образовательной организации, и вне ее (на выездных мероприятиях); требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся; нормативные правовые акты в области защиты прав и законных интересов ребенка, включая Конвенцию о правах ребенка. 2.3.2. Должен уметь: осуществлять деятельность, соответствующую дополнительной общеразвивающей программе; готовить информационные материалы о возможностях и содержании дополнительной общеразвивающей программы и представлять их при проведении мероприятий по привлечению обучающихся; понимать мотивы поведения, образовательные потребности и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей); набирать и комплектовать группы обучающихся с учетом специфики реализуемых дополнительных общеразвивающих программ (их направленности и (или) осваиваемой области деятельности), индивидуальных и возрастных характеристик обучающихся; разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного помещения, формировать его предметно-пространственную среду, обеспечивающую освоение образовательной программы, выбирать оборудование и составлять заявки на его закупку; обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования, технических средств обучения, расходных материалов; анализировать возможности и привлекать ресурсы внешней социокультурной среды для реализации образовательной программы, повышения развивающего потенциала дополнительного образования; создавать условия для развития обучающихся, мотивировать их к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, освоению выбранного вида деятельности (выбранной образовательной программы), привлекать к целеполаганию; устанавливать педагогически обоснованные формы и методы взаимоотношений с обучающимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, применять различные средства педагогической поддержки обучающихся; использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся ИКТ, электронные образовательные и информационные ресурсы; осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии (если это целесообразно); готовить обучающихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных аналогичных мероприятиях (в соответствии с направленностью осваиваемой образовательной программы); создавать педагогические условия для формирования и развития самостоятельного контроля и оценки обучающимися процесса и результатов освоения образовательной программы; проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки деятельности и поведения обучающихся на занятиях; контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды кабинета, выполнение на занятиях требований безопасности, анализировать и устранять возможные риски для жизни и здоровья обучающихся в ходе обучения, применять приемы страховки и самостраховки (в соответствии с особенностями избранной области деятельности); анализировать ход и результаты проведенных занятий для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности; взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями (законными представителями) обучающихся (для дополнительных общеразвивающих программ), иными заинтересованными лицами и организациями при решении задач обучения и (или) воспитания отдельных обучающихся и (или) учебной группы с соблюдением норм педагогической этики. 2.3.3. Должен выполнять следующие трудовые действия: набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе; организация, в том числе стимулирование и мотивация, деятельности и общения обучающихся на учебных занятиях; текущий контроль, помощь обучающимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях; разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения, формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы. 2.4. Для реализации трудовой функции «Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы» педагог дополнительного образования: 2.4.1. Должен знать: основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий; методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения обучающихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий; техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников; особенности одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента обучающихся); специфику работы с обучающимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования); требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях); требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся; нормативные правовые акты в области защиты прав и законных интересов ребенка, включая Конвенцию о правах ребенка; основы взаимодействия с социальными партнерами. 2.4.2. Должен уметь: понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы обучающихся при проведении досуговых мероприятий; создавать при подготовке и проведении досуговых мероприятий условия для обучения, воспитания и (или) развития обучающихся, формирования благоприятного психологического климата в группе; контролировать соблюдение обучающимися требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски для жизни и здоровья обучающихся при проведении досуговых мероприятий выполнять требования охраны труда; взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями обучающихся (для дополнительных общеразвивающих программ), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении досуговых мероприятий, соблюдать нормы педагогической этики; осуществлять анализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогический эффект проведения мероприятий. 2.4.3. Должен выполнять следующие трудовые действия: планирование подготовки досуговых мероприятий; организация подготовки досуговых мероприятий; проведение досуговых мероприятий. 2.5. Для реализации трудовой функции «Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания» педагог дополнительного образования: 2.5.1. Должен знать: нормативные правовые акты в области защиты прав и законных интересов ребенка, включая Конвенцию о правах ребенка; особенности семейного воспитания и современной семьи, содержание, формы и методы работы педагога дополнительного образования с семьями обучающихся; особенности работы с социально неадаптированными (дезадаптированными) обучающимися различного возраста, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями; педагогические возможности и методика подготовки и проведения мероприятий для родителей и с участием родителей (законных представителей); основные формы, методы, приемы и способы формирования и развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся; основные принципы и технические приемы создания информационных материалов (текстов для публикации, презентаций, фото- и видеоотчетов, коллажей); формы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности. 2.5.2. Должен уметь: определять цели и задачи взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, планировать деятельность в этой области с учетом особенностей социального и этнокультурного состава группы; устанавливать взаимоотношения с родителями (законными представителями) обучающихся, соблюдать нормы педагогической этики, разрешать конфликтные ситуации, в том числе при нарушении прав ребенка, а также прав и ответственности родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей; выявлять представления родителей (законных представителей) обучающихся о задачах их воспитания и обучения в процессе освоения дополнительной образовательной программы; организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями (законными представителями) обучающихся с целью лучшего понимания индивидуальных особенностей обучающихся, информирования родителей (законных представителей) о ходе и результатах освоения детьми образовательной программы, повышения психологопедагогической компетентности родителей (законных представителей); использовать различные формы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности. 2.5.3. Должен выполнять следующие трудовые действия: планирование взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся; проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителями (законными представителями) обучающихся; организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий; обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка, а также прав и ответственности родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей. 2.6. Для реализации трудовой функции «Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы» педагог дополнительного образования: 2.6.1. Должен знать: положения законодательства Российской Федерации в сфере образования в сфере контроля и оценки освоения дополнительных общеразвивающих программ (с учетом их направленности); особенности оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеразвивающих программ (с учетом их направленности), в том числе в рамках установленных форм аттестации; понятия и виды качественных и количественных оценок, возможности и ограничения их использования для оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеразвивающих программ (с учетом их направленности); нормативные правовые акты в области защиты прав и законных интересов ребенка, включая Конвенцию о правах ребенка, нормы педагогической этики при публичном представлении результатов оценивания; характеристики и возможности применения различных форм, методов и средств контроля и оценивания освоения дополнительных общеразвивающих программ (с учетом их направленности); средства (способы) определения динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе освоения дополнительной общеразвивающих программы; методы подбора из существующих и (или) создания оценочных средств, позволяющих оценить индивидуальные образовательные достижения обучающихся в избранной области деятельности. 2.6.2. Должен уметь: определять формы, методы и средства оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеразвивающих программ определенной направленности; устанавливать взаимоотношения с обучающимися для обеспечения объективного оценивания результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеразвивающих программ определенной направленности; наблюдать за обучающимися, объективно оценивать процесс и результаты освоения дополнительных общеразвивающих программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии); анализировать и интерпретировать результаты педагогического наблюдения, контроля и диагностики с учетом задач, особенностей образовательной программы и особенностей обучающихся; использовать различные средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы; анализировать и корректировать собственную оценочную деятельность; корректировать процесс освоения образовательной программы, собственную педагогическую деятельность по результатам педагогического контроля и оценки освоения образовательной программы. 2.6.3. Должен выполнять следующие трудовые действия: контроль и оценка освоения дополнительных общеразвивающих программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии); анализ и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки; оценка изменений в уровне подготовленности обучающихся в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы. 3. Права 3.1. Педагог дополнительного образования имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям трудового законодательства, в том числе право на: рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором образовательной организации; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; отдых в виде еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков; дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными нормативными актами; получение полной достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях, требованиях и охране труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором и локальными нормативными актами образовательной организации, трудовым договором; объединение, включая право на создание профессиональных организаций (профессиональных союзов) и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов в формах и в порядке, которые установлены законодательством РФ; защиту профессиональной чести и достоинства своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами; разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами; свободу выражения своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность; иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные действующим законодательством. 3.2. Педагог дополнительного образования вправе в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. 4. Ответственность 4.1. Педагог дополнительного образования в соответствии с законодательством РФ может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности. 4.2. Педагог дополнительного образования привлекается к ответственности: за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством РФ; правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей профессиональной трудовой деятельности, — в порядке, установленном действующим законодательством РФ; причинение ущерба образовательной организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством РФ; иные случаи, установленные действующим законодательством. Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/ С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте. «___»____________20___г. ____________ /______________________/