Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Усть-Салдинская средняя общеобразовательная школа» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Председатель Совета трудового коллектива И.о. директора МКОУ «Усть-Салдинская СОШ» _____________ /______________________/ ______________ /___________________/ протокол № ____ от «___»________ 202___г. Приказ № ____ от «___» _____ 202___г. Должностная инструкция лаборанта 1. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ с изменениями от 25 декабря 2023 года; на основе Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.08.1998г №37 в редакции от 27 марта 2018г; с учетом требований ФГОС ООО, утвержденного соответственно Приказом Минпросвещения России №287 от 31 мая 2021 года с изменениями от 8 ноября 2022 года и ФГОС СОО, утвержденного Приказом Минобрнауки России №413 от 17.05.2012г с изменениями от 12 августа 2022 года, а также в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем. 1.2. Лаборант общеобразовательного учреждения назначается и освобождается от должности непосредственно директором школы из числа лиц: • имеющих среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование, специальную подготовку по установленной программе и трудовой стаж по профилю не менее двух лет. Лицо, которое не обладает специальной подготовкой или необходимым стажем работы, но имеет достаточный практический опыт, выполняет качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, в порядке исключения может быть назначено директором на должность лаборанта школы. • соответствующих требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющих личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе; • не имеющих ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, изложенных в статье 351.1 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних» Трудового кодекса Российской Федерации. 1.3. Лаборант непосредственно подчиняется заместителю директора по АХЧ и выполняет работы под руководством учителей специализированных кабинетов (химии, физики, биологии). 1.4. В своей профессиональной деятельности лаборант образовательной организации руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и среднего общего образования (ФГОС ООО и ФГОС СОО), Федеральной образовательной программой основного общего образования (ФОП ООО) и среднего общего образования (ФОП СОО), указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и решениями Правительства Региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся школы; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты, руководящими, нормативными и справочными материалами по тематике своей работы. 1.5. Лаборант учебного заведения также руководствуется Уставом и локальными нормативными актами образовательного учреждения, настоящей должностной инструкцией, приказами и распоряжениями директора, трудовым договором, СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Лаборант школы соблюдает Конвенцию о правах ребенка. 1.6. Лаборант школы должен знать: • руководящие, нормативные и справочные материалы, которые, так или иначе, касаются тематики его работы; • организационно-распорядительные документы, а также положения, инструкции, руководства, методические и другие нормативные документы по ведению лабораторного хозяйства в общеобразовательном учреждении; • основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; • специфику требований ФГОС ООО и ФГОС СОО в рамках предмета; • классификацию, назначение и характеристики учебного оборудования и реактивов (в соответствии с «Типовым перечнем учебно-наглядных пособий учебного оборудования и реактивов для общеобразовательных школ»); • лабораторное оборудование, контрольно-измерительную аппаратуру и правила ее безопасной эксплуатации; • свойства веществ и правила обращения с ними, правила обращения с ТСО; • требования к оснащению и оборудованию специализированных учебных кабинетов и лаборантских; • порядок обеспечения кабинета учебным лабораторным оборудованием, приборами и реактивами; • прядок ведения учетно-отчетных и инвентаризационных документов в кабинете; • порядок размещения учебного лабораторного оборудования и реактивов в кабинете, правила хранения приборов, наглядных пособий, материалов, лабораторной посуды и реактивов; • порядок проведения профилактического и текущего ремонта лабораторного учебного оборудования в школе; • порядок проведения демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ по предмету; • основы законодательства о труде в Российской Федерации; • Правила внутреннего трудового распорядка учебного заведения; • инструкцию по охране труда лаборанта школы; • правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности, санитарии и гигиены труда. 1.7. Лаборант должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при чрезвычайной ситуации и эвакуации. 2. Функции Основными функциями лаборанта являются: 2.1. Оказание помощи учителю (учителям) в организации и проведении учебных занятий в образовательном учреждении, обслуживании и поддержании в рабочем состоянии оборудования учебных кабинетов. 2.2. Наладка и поддержание приборов, лабораторного оборудования и ТСО в исправном состоянии, подготовка к его использованию во время проведения плановых лабораторных, практических и демонстрационных работ в кабинете. 2.3. Правильное хранение и рациональное использование приборов, лабораторного оборудования, химических реактивов и препаратов. 3. Должностные обязанности Лаборант школы выполняет следующие должностные обязанности: 3.1. Внимательно следит за исправностью лабораторного оборудования, приборов, технических средств обучения. 3.2. Тщательно контролирует наличие и исправность ученических рабочих мест, розеток, освещения, индивидуальных средств защиты, первичных средств пожаротушения, содержимого медицинской аптечки. 3.3. Осуществляет в соответствии с указаниями учителя, заведующего кабинетом и расписанием занятий в школе необходимые подготовительные и прочие вспомогательные операции при проведении лабораторных, практических и демонстрационных работ. 3.4. Подготавливает оборудование (приборы, аппаратуру, химические реактивы, лабораторную посуду и другие технические средства обучения) к проведению экспериментов, опытов, занимается осуществлением его проверки, наладки и простой регулировки согласно разработанным инструкциям и другой имеющейся документации. 3.5. При проведении лабораторных и практических работ обеспечивает учеников школы всеми необходимыми для их проведения оборудованием, материалами, реактивами и т.п. 3.6. Дает консультации учащимся, по возможности корректирует их действия во время выполнения лабораторных и практических работ, при использовании ТСО, лабораторного оборудования, реактивов и препаратов. 3.7. Контролирует соблюдение учениками образовательного заведения правил поведения в кабинете при выполнении лабораторных и практических работ. 3.8. Выполняет различные вычислительные и графические работы, которые непосредственно связаны с проводимыми занятиями. 3.9. Ведет учет всех расходуемых материалов, составляет отчетность в соответствии с установленной формой. 3.10. Размножает по указанию заведующего кабинетом, необходимые дидактические материалы. 3.11. Собирает после окончания лабораторных, практических и экспериментальных работ используемое лабораторное оборудование, химические реактивы, приборы, раздаточный материал, проводит внимательную проверку его количества и исправности. 3.12. Приводит в надлежащий порядок оборудование после проведения лабораторных, практических, демонстрационных работ; при необходимости осуществляет его мытье и чистку с соблюдением соответствующих инструкций по эксплуатации. 3.13. Осторожно помещает отработанный материал и химические реактивы в специальную тару для отходов и по необходимости нейтрализует их. 3.14. Осуществляет правильное хранение имеющегося лабораторного оборудования, препаратов, приборов, а также правильную маркировку и аккуратное хранение реактивов. 3.15. Строго соблюдает установленные правила техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности. 3.16. Проявляет заботу о расширении материальной базы обслуживаемого кабинета (кабинетов), составляет по поручению заведующего кабинетом заявки на необходимое оборудование и расходуемые материалы, поддерживает связи с методическим кабинетом. 3.17. Принимает активное участие в разработке инструкций по охране труда при проведении лабораторных и практических работ в специализированном кабинете общеобразовательной организации. 3.18. Осуществляет контроль соблюдения Правил внутреннего распорядка обучающихся, включая соблюдение дисциплины на учебных занятиях и правил поведения. 3.19. Лаборант школы исполняет иные обязанности, предусмотренные Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации». 4. Права Лаборант школы имеет право: 4.1. Категорически запрещать пользоваться неисправным оборудованием (приборами, инструментами, лабораторной посудой, техническими средствами обучения и так далее). 4.2. Незамедлительно пресекать явные нарушения школьниками правил техники безопасности, охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности при пользовании оборудованием и материалами. 4.3. Давать обязательные распоряжения учащимся общеобразовательного учреждения во время проведения практических и лабораторных работ, при использовании ТСО, лабораторного оборудования, различных реактивов и препаратов. 4.4. Принимать участие в процессе разработки инструкций по технике безопасности и по проведению лабораторных и практических работ. 4.5. Принимать активное участие в разработке необходимых изменений технологии проведения экспериментов, практических и лабораторных работ. 4.6. Вносить дельные предложения по совершенствованию технической оснащенности кабинета, а также по изменению технологии проведения экспериментов и лабораторных работ. 4.7. Получать от непосредственного руководства и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, которые необходимы для исполнения своих должностных обязанностей. 4.8. Требовать от обучающихся школы соблюдения Правил поведения, выполнения Устава, Правил поведения и требований техники безопасности в специализированном кабинете. 4.9. Периодически повышать свою квалификацию. 4.10. Право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности. Использовать не запрещенные законодательством РФ иные способы защиты прав и законных интересов. 4.11. Лаборант школы имеет иные трудовые права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, Уставом, Коллективным договором и Правилами внутреннего трудового распорядка. 5. Ответственность 5.1. За неисполнение, либо ненадлежащее исполнение без наличия уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, законных распоряжений директора и иных локальных нормативных актов, в том числе за неиспользование прав, которые предоставляются настоящей инструкцией, а также принятие решений, повлекших дезорганизацию образовательной деятельности, лаборант школы несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством Российской Федерации. За грубое нарушение своих трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено немедленное увольнение. 5.2. За нарушение существующих правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарногигиенических правил организации работы лаборант школы привлекается к административной ответственности в том порядке и в случаях, которые предусматриваются административным законодательством. 5.3. За виновное причинение общеобразовательному учреждению или участникам образовательных отношений процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих прямых должностных обязанностей, а также неиспользование прав, которые предоставляются настоящей должностной инструкцией, работник несет полную материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством. 5.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, которые связаны с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, лаборант освобождается от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. 6. Взаимоотношения. Связи по должности 6.1. Лаборант работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, который составляется исходя из сорокачасовой рабочей недели, и утверждается непосредственно директором школы. 6.2. Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую четверть под строгим руководством заведующего специализированным кабинетом, план работы представляет на утверждение директору общеобразовательного учреждения не позднее пяти дней с начала планируемого периода. 6.3. Исполняет обязанности других лаборантов, старшего вожатого, секретаря в период их вынужденного временного отсутствия (отпуск, болезнь и т. п.). 6.4. В период каникул, которые не совпадают с отпуском, выполняет (с учетом квалификации) различные хозяйственные и оформительские работы по распоряжению заведующего кабинетом или заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе. 6.5. Проходит обязательный инструктаж по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности под руководством заведующего соответствующим кабинетом или заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе. 6.6. Получает от директора школы и (или) его заместителей информацию нормативноправового, а также организационно-методического характера, осуществляет знакомство под расписку с соответствующими документами. 6.7. Занимается профессиональной деятельностью в тесном контакте с учителями соответствующих предметов. 6.8. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений. Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/ С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки. «___»_____202__г. _____________ /_______________________/