Должностная инструкция лаборанта

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Усть-Салдинская средняя общеобразовательная школа»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель Совета трудового коллектива

И.о. директора МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»

_____________ /______________________/

______________ /___________________/

протокол № ____ от «___»________ 202___г.

Приказ № ____ от «___» _____ 202___г.

Должностная инструкция лаборанта
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Федеральным
Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ с
изменениями от 25 декабря 2023 года; на основе Квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от
21.08.1998г №37 в редакции от 27 марта 2018г; с учетом требований ФГОС ООО,
утвержденного соответственно Приказом Минпросвещения России №287 от 31 мая 2021
года с изменениями от 8 ноября 2022 года и ФГОС СОО, утвержденного Приказом
Минобрнауки России №413 от 17.05.2012г с изменениями от 12 августа 2022 года, а также в
соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными
актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Лаборант общеобразовательного учреждения назначается и освобождается от
должности непосредственно директором школы из числа лиц:
• имеющих среднее профессиональное образование без предъявления требований к
стажу работы или начальное профессиональное образование, специальную
подготовку по установленной программе и трудовой стаж по профилю не менее двух
лет. Лицо, которое не обладает специальной подготовкой или необходимым стажем
работы, но имеет достаточный практический опыт, выполняет качественно и в
полном объеме возложенные на него должностные обязанности, в порядке
исключения может быть назначено директором на должность лаборанта школы.
• соответствующих требованиям, касающимся прохождения предварительного (при
поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных
медицинских осмотров по направлению работодателя, профессиональной
гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1
раза в 2 года), вакцинации, а также имеющих личную медицинскую книжку с
результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями
о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении
профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
• не имеющих ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования,
изложенных в статье 351.1 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в
сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их
отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и
социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и
искусства с участием несовершеннолетних» Трудового кодекса Российской
Федерации.

1.3. Лаборант непосредственно подчиняется заместителю директора по АХЧ и выполняет
работы под руководством учителей специализированных кабинетов (химии, физики,
биологии).
1.4. В своей профессиональной деятельности лаборант образовательной организации
руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом №273 от
29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями,
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования и среднего общего образования (ФГОС ООО и ФГОС СОО), Федеральной
образовательной программой основного общего образования (ФОП ООО) и среднего
общего образования (ФОП СОО), указами Президента Российской Федерации, решениями
Правительства Российской Федерации, и решениями Правительства Региона и органов
управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания
обучающихся школы; административным, трудовым и хозяйственным законодательством;
правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты, руководящими,
нормативными и справочными материалами по тематике своей работы.
1.5.
Лаборант
учебного
заведения
также
руководствуется
Уставом
и
локальными нормативными актами образовательного учреждения, настоящей должностной
инструкцией, приказами и распоряжениями директора, трудовым договором, СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
Лаборант школы соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
1.6. Лаборант школы должен знать:
• руководящие, нормативные и справочные материалы, которые, так или иначе,
касаются тематики его работы;
• организационно-распорядительные документы, а также положения, инструкции,
руководства, методические и другие нормативные документы по ведению
лабораторного хозяйства в общеобразовательном учреждении;
• основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
• специфику требований ФГОС ООО и ФГОС СОО в рамках предмета;
• классификацию, назначение и характеристики учебного оборудования и реактивов (в
соответствии с «Типовым перечнем учебно-наглядных пособий учебного
оборудования и реактивов для общеобразовательных школ»);
• лабораторное оборудование, контрольно-измерительную аппаратуру и правила ее
безопасной эксплуатации;
• свойства веществ и правила обращения с ними, правила обращения с ТСО;
• требования к оснащению и оборудованию специализированных учебных кабинетов и
лаборантских;
• порядок обеспечения кабинета учебным лабораторным оборудованием, приборами и
реактивами;
• прядок ведения учетно-отчетных и инвентаризационных документов в кабинете;
• порядок размещения учебного лабораторного оборудования и реактивов в кабинете,
правила хранения приборов, наглядных пособий, материалов, лабораторной посуды
и реактивов;
• порядок проведения профилактического и текущего ремонта лабораторного
учебного оборудования в школе;
• порядок проведения демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ
по предмету;
• основы законодательства о труде в Российской Федерации;
• Правила внутреннего трудового распорядка учебного заведения;
• инструкцию по охране труда лаборанта школы;

•

правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности,
санитарии и гигиены труда.
1.7. Лаборант должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи
пострадавшим, знать порядок действий при чрезвычайной ситуации и эвакуации.
2. Функции
Основными функциями лаборанта являются:
2.1. Оказание помощи учителю (учителям) в организации и проведении учебных занятий в
образовательном учреждении, обслуживании и поддержании в рабочем состоянии
оборудования учебных кабинетов.
2.2. Наладка и поддержание приборов, лабораторного оборудования и ТСО в исправном
состоянии, подготовка к его использованию во время проведения плановых лабораторных,
практических и демонстрационных работ в кабинете.
2.3. Правильное хранение и рациональное использование приборов, лабораторного
оборудования, химических реактивов и препаратов.
3. Должностные обязанности
Лаборант школы выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Внимательно следит за исправностью лабораторного оборудования, приборов,
технических средств обучения.
3.2. Тщательно контролирует наличие и исправность ученических рабочих мест, розеток,
освещения, индивидуальных средств защиты, первичных средств пожаротушения,
содержимого медицинской аптечки.
3.3. Осуществляет в соответствии с указаниями учителя, заведующего кабинетом и
расписанием занятий в школе необходимые подготовительные и прочие вспомогательные
операции при проведении лабораторных, практических и демонстрационных работ.
3.4. Подготавливает оборудование (приборы, аппаратуру, химические реактивы,
лабораторную посуду и другие технические средства обучения) к проведению
экспериментов, опытов, занимается осуществлением его проверки, наладки и простой
регулировки согласно разработанным инструкциям и другой имеющейся документации.
3.5. При проведении лабораторных и практических работ обеспечивает учеников школы
всеми необходимыми для их проведения оборудованием, материалами, реактивами и т.п.
3.6. Дает консультации учащимся, по возможности корректирует их действия во время
выполнения лабораторных и практических работ, при использовании ТСО, лабораторного
оборудования, реактивов и препаратов.
3.7. Контролирует соблюдение учениками образовательного заведения правил поведения в
кабинете при выполнении лабораторных и практических работ.
3.8. Выполняет различные вычислительные и графические работы, которые
непосредственно связаны с проводимыми занятиями.
3.9. Ведет учет всех расходуемых материалов, составляет отчетность в соответствии с
установленной формой.
3.10. Размножает по указанию заведующего кабинетом, необходимые дидактические
материалы.
3.11. Собирает после окончания лабораторных, практических и экспериментальных работ
используемое лабораторное оборудование, химические реактивы, приборы, раздаточный
материал, проводит внимательную проверку его количества и исправности.
3.12. Приводит в надлежащий порядок оборудование после проведения лабораторных,
практических, демонстрационных работ; при необходимости осуществляет его мытье и
чистку с соблюдением соответствующих инструкций по эксплуатации.
3.13. Осторожно помещает отработанный материал и химические реактивы в специальную
тару для отходов и по необходимости нейтрализует их.
3.14. Осуществляет правильное хранение имеющегося лабораторного оборудования,
препаратов, приборов, а также правильную маркировку и аккуратное хранение реактивов.

3.15. Строго соблюдает установленные правила техники безопасности и охраны труда,
производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности.
3.16. Проявляет заботу о расширении материальной базы обслуживаемого кабинета
(кабинетов), составляет по поручению заведующего кабинетом заявки на необходимое
оборудование и расходуемые материалы, поддерживает связи с методическим кабинетом.
3.17. Принимает активное участие в разработке инструкций по охране труда при
проведении лабораторных и практических работ в специализированном кабинете
общеобразовательной организации.
3.18. Осуществляет контроль соблюдения Правил внутреннего распорядка обучающихся,
включая соблюдение дисциплины на учебных занятиях и правил поведения.
3.19. Лаборант школы исполняет иные обязанности, предусмотренные Федеральным
Законом «Об образовании в Российской Федерации».
4. Права
Лаборант школы имеет право:
4.1. Категорически запрещать пользоваться неисправным оборудованием (приборами,
инструментами, лабораторной посудой, техническими средствами обучения и так далее).
4.2. Незамедлительно пресекать явные нарушения школьниками правил техники
безопасности, охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности при
пользовании оборудованием и материалами.
4.3. Давать обязательные распоряжения учащимся общеобразовательного учреждения во
время проведения практических и лабораторных работ, при использовании ТСО,
лабораторного оборудования, различных реактивов и препаратов.
4.4. Принимать участие в процессе разработки инструкций по технике безопасности и по
проведению лабораторных и практических работ.
4.5. Принимать активное участие в разработке необходимых изменений технологии
проведения экспериментов, практических и лабораторных работ.
4.6. Вносить дельные предложения по совершенствованию технической оснащенности
кабинета, а также по изменению технологии проведения экспериментов и лабораторных
работ.
4.7. Получать от непосредственного руководства и использовать информационные
материалы и нормативно-правовые документы, которые необходимы для исполнения своих
должностных обязанностей.
4.8. Требовать от обучающихся школы соблюдения Правил поведения, выполнения Устава,
Правил поведения и требований техники безопасности в специализированном кабинете.
4.9. Периодически повышать свою квалификацию.
4.10. Право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и
психического насилия, оскорбления личности. Использовать не запрещенные
законодательством РФ иные способы защиты прав и законных интересов.
4.11. Лаборант школы имеет иные трудовые права, социальные гарантии и меры
социальной поддержки, установленные федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, Уставом,
Коллективным договором и Правилами внутреннего трудового распорядка.
5. Ответственность
5.1. За неисполнение, либо ненадлежащее исполнение без наличия уважительных причин
Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, законных
распоряжений директора и иных локальных нормативных актов, в том числе за
неиспользование прав, которые предоставляются настоящей инструкцией, а также принятие
решений, повлекших дезорганизацию образовательной деятельности, лаборант школы несет
дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством
Российской Федерации. За грубое нарушение своих трудовых обязанностей в качестве
дисциплинарного наказания может быть применено немедленное увольнение.

5.2. За нарушение существующих правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарногигиенических правил организации работы лаборант школы привлекается к
административной ответственности в том порядке и в случаях, которые предусматриваются
административным законодательством.
5.3. За виновное причинение общеобразовательному учреждению или участникам
образовательных отношений процесса ущерба (в том числе морального) в связи с
исполнением (неисполнением) своих прямых должностных обязанностей, а также
неиспользование прав, которые предоставляются настоящей должностной инструкцией,
работник несет полную материальную ответственность в порядке и в пределах,
установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
5.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, которые связаны с
физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, лаборант
освобождается от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством
Российской Федерации.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Лаборант работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, который
составляется исходя из сорокачасовой рабочей недели, и утверждается непосредственно
директором школы.
6.2. Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую четверть под строгим
руководством заведующего специализированным кабинетом, план работы представляет на
утверждение директору общеобразовательного учреждения не позднее пяти дней с начала
планируемого периода.
6.3. Исполняет обязанности других лаборантов, старшего вожатого, секретаря в период их
вынужденного временного отсутствия (отпуск, болезнь и т. п.).
6.4. В период каникул, которые не совпадают с отпуском, выполняет (с учетом
квалификации) различные хозяйственные и оформительские работы по распоряжению
заведующего кабинетом или заместителя директора школы по учебно-воспитательной
работе.
6.5. Проходит обязательный инструктаж по охране труда, производственной санитарии и
пожарной безопасности под руководством заведующего соответствующим кабинетом или
заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе.
6.6. Получает от директора школы и (или) его заместителей информацию нормативноправового, а также организационно-методического характера, осуществляет знакомство под
расписку с соответствующими документами.
6.7. Занимается профессиональной деятельностью в тесном контакте с учителями
соответствующих предметов.
6.8. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте
возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных
ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения,
водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных
заболеваний и отравлений.
Должностную инструкцию разработал:

_____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки.
«___»_____202__г.

_____________ /_______________________/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».