Должностная инструкция воспитателя ГПД школы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Усть-Салдинская
средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель Совета трудового коллектива

Директор МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»

_____________ /______________________/

__________ /____________________/

протокол № ____ от «___»________ 202___г.

Приказ № ____ от «___» _____ 202___г.

Должностная инструкция воспитателя группы продленного дня (ГПД)
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет требования к квалификации,
должностным обязанностям, правам и ответственности работников, занимающих
должность «Воспитатель» группы продленного дня.
1.2. Должностная инструкция подготовлена в соответствии с Трудовым кодексом РФ,
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания»,
утвержденным приказом Минтруда России от 30.01.2023 № 53н.
1.3. Работник, занимающий
педагогических работников.

должность

воспитателя,

относится

к

категории

1.4. Воспитатель подчиняется руководителю структурного подразделения «Учебная
часть» и руководителю образовательной организации.
1.5. Воспитатель принимается и освобождается от должности руководителем
образовательной организации.
1.6. В период отсутствия воспитателя (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности
исполняет работник, назначенный руководителем образовательной организации,
который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение
или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с
замещением.
1.7. Не урегулированные настоящей должностной инструкцией положения
определяются в соответствии с Трудовым кодексом, профстандартом и иными
нормативными правовыми актами в сфере трудовых отношений, Правилами
внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами
образовательной организации.
2. Требования к квалификации и особые условия допуска к работе

2.1. На должность воспитателя принимается или переводится лицо, имеющее один из
следующих вариантов квалификации:


высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках
укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования «Образование и
педагогические науки».

ИЛИ


высшее образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное
профессиональное
образование
по
направлению
профессиональной
деятельности
в
организации,
осуществляющей
образовательную деятельность, в том числе с получением его после
трудоустройства.

2.2. Требования к опыту практической работы для занятия должности: нет.
2.3. Особые условия допуска к работе:
отсутствие установленных законодательством РФ ограничений на занятие
педагогической деятельностью;
 прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских
осмотров, психиатрических освидетельствований (по необходимости);
 прохождение инструктажей в соответствии с требованиями законодательства
РФ.


2.4. Для исполнения своих должностных обязанностей воспитатель должен знать:















нормативные правовые основы организации воспитательного процесса с
группой обучающихся;
локальные акты образовательной организации в области воспитания; РПВ,
реализуемые образовательной организацией;
методы выявления интересов, потребностей, особенностей обучающихся, их
взаимоотношений в группе;
особенности развития конфликтных ситуаций в группе;
методы изучения особенностей среды жизнедеятельности обучающихся,
условий их развития в образовательной организации, по месту жительства, в
семье;
теоретические и методические основы разработки плана воспитательной
работы с группой обучающихся;
примерное содержание деятельности обучающихся в целях гражданскопатриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического,
эстетического, интеллектуального и физического воспитания;
технологии организации досуговой деятельности обучающихся;
способы планирования деятельности органов ученического самоуправления,
деятельности общественных объединений обучающихся;
особенности воспитательного потенциала институтов социализации;
подходы к разработке совместных программ воспитательной деятельности
институтов социализации с группой обучающихся;
способы организации досуга обучающихся во внеучебное время;





























методы изучения воспитательного потенциала семьи, актуальных проблем
семейного воспитания;
способы привлечения семьи к проектированию воспитательного процесса в
группе обучающихся;
механизмы педагогической поддержки обучающихся в освоении
образовательных программ;
нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности
педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся;
требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении
занятий, мероприятий в образовательной организации и вне организации;
приоритеты
воспитания,
отраженные
в
законодательных
актах,
государственных стратегиях и ФРПВ, примерных рабочих программах
воспитания;
возрастные особенности обучающихся и особенности организации
воспитательной работы с группами обучающихся разного возраста;
педагогические технологии мотивации обучающихся к самореализации;
технологии педагогической поддержки обучающихся в реализации ими
индивидуальных маршрутов в коллективной деятельности;
формы и методы организации различных видов социально значимой
развивающей деятельности группы и микрогрупп обучающихся в рамках
гражданско-патриотического,
духовно-нравственного,
трудового,
экологического,
эстетического,
интеллектуального
и
физического
воспитания;
методику проведения творческих мероприятий, экскурсий, обеспечивающих
формирование у обучающихся социальной компетентности;
методические основы организации досуговой деятельности обучающихся;
формы и методы ознакомления обучающихся с возможностями получения
дополнительного образования и организации досуга;
формы и методы оказания консультационной помощи обучающимся в
проектировании своего будущего, выборе профессии;
методические основы профессиональной ориентации обучающихся,
формирования профессиональной идентичности у обучающихся;
технологии развития самоуправления в группе обучающихся и деятельности
общественных объединений;
технологии педагогической диагностики, подходы к анализу динамики
воспитательной работы в группе обучающихся;
приемы, методики организации оценочной деятельности обучающихся,
формирования у них навыков самооценки;
источники информации, инновационного опыта, подходы к применению
инновационного опыта в собственной практике;
нормативно-методические документы, источники методической литературы и
подходы к отбору актуальных методических материалов для воспитательной
деятельности с группой обучающихся;
организационно-управленческие технологии координации действий педагогов
с группой обучающихся;
подходы
к
методическому
обеспечению
деятельности
органов
самоуправления в группе обучающихся;
технологии педагогического сопровождения реализации социальных
инициатив обучающихся;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения;









методики организаторской деятельности, коллективной творческой
деятельности, социально-педагогической коррекции;
подходы к методическому обеспечению творческих мероприятий, экскурсий,
конкурсов, праздников в группе обучающихся;
методические основы взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся;
способы организации участия родителей (законных представителей) в
воспитательной деятельности образовательной организации;
формы и методы проведения родительских собраний;
формы и методы консультационной помощи родителям (законным
представителям) по вопросам воспитания обучающихся;
современные цифровые технологии.

2.5. Для исполнения своих должностных обязанностей воспитатель должен уметь:




















выявлять интересы, потребности, особенности обучающихся и их
взаимоотношений, причины конфликтных ситуаций в группе;
изучать
особенности
среды
жизнедеятельности
обучающихся
в
образовательной организации, в семье и по месту жительства;
разрабатывать план воспитательной работы с группой обучающихся с учетом
их особенностей, интересов, потребностей;
планировать различные виды деятельности группы и микрогрупп
обучающихся в целях гражданско-патриотического, духовно-нравственного,
трудового, экологического, эстетического, интеллектуального и физического
воспитания;
мотивировать обучающихся к проектированию индивидуального маршрута в
рамках программы совместной деятельности;
осуществлять педагогическое сопровождение реализации обучающимися
индивидуальных маршрутов в коллективной деятельности;
осуществлять консультационную поддержку обучающихся в организации
досуговой деятельности с учетом их возрастных особенностей;
планировать меры по развитию самоуправления в группе обучающихся и
формированию на его базе общественных объединений;
выявлять воспитательный потенциал институтов социализации и
осуществлять совместное проектирование воспитательной работы с группой
обучающихся;
организовывать участие группы обучающихся в социально и личностно
значимой деятельности институтов социализации;
изучать воспитательный потенциал семьи, выявлять актуальные проблемы,
социальные риски семейного воспитания;
обеспечивать участие семьи в проектировании воспитательной работы в
группе обучающихся;
осуществлять взаимодействие с педагогическим коллективом образовательной
организации, выявлять проблемы обучающихся в обучении;
разрабатывать меры, направленные на поддержку обучающихся в освоении
образовательных программ;
применять педагогические методы формирования воспитательной среды в
образовательной организации;
обеспечивать формирование пространства самореализации обучающихся с
учетом их индивидуальных особенностей;
оказывать консультационную помощь обучающимся в самоопределении,
выборе сферы будущей профессиональной деятельности;






























применять технологии профессиональной ориентации обучающихся,
формирования профессиональной идентичности у обучающихся;
реализовывать меры по формированию в образовательной организации
благоприятного психологического климата и позитивного общения;
применять технологии развития ценностно-смысловой сферы личности, опыта
нравственных отношений;
проводить творческие мероприятия, экскурсии для формирования социальной
компетентности обучающихся;
организовывать деятельность группы и микрогрупп обучающихся в целях
гражданско-патриотического,
духовно-нравственного,
трудового,
экологического,
эстетического,
интеллектуального
и
физического
воспитания;
организовывать досуговую занятость обучающихся;
проводить мероприятия по ознакомлению обучающихся с возможностями
получения дополнительного образования в образовательных организациях и
вне их;
применять методы, приемы, способы мотивации обучающихся к
саморазвитию и самореализации в досуговой деятельности;
оказывать консультационную помощь обучающимся в проектировании своего
будущего, выборе будущей профессиональной деятельности;
проводить мероприятия по профессиональной ориентации обучающихся,
формированию профессиональной идентичности у обучающихся;
осуществлять педагогическое сопровождение деятельности органов
ученического самоуправления в группе обучающихся;
осуществлять педагогическую поддержку деятельности общественных
объединений обучающихся;
применять технологии педагогической диагностики для анализа динамики
воспитательной работы в группе обучающихся;
реализовывать педагогические методы организации оценочной деятельности
обучающихся, формирования навыков самооценки;
осуществлять поиск источников информации, инновационного опыта,
анализировать их и применять на практике;
осуществлять
отбор
актуальных
методических
материалов
для
воспитательной работы с группой обучающихся;
координировать действия педагогов с группой обучающихся;
осуществлять информационно-методическую поддержку деятельности
педагогов с группой обучающихся в рамках рабочих программ воспитания;
разрабатывать методические материалы для развития самоуправления в
группе обучающихся, реализации их социальных инициатив;
применять технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их
профилактики и разрешения;
применять технологии организаторской деятельности, коллективной
творческой деятельности, социально-педагогической коррекции;
разрабатывать сценарии, программы, положения для творческих мероприятий,
экскурсий, конкурсов, праздников в группе обучающихся;
осуществлять взаимодействие с родителями обучающихся, привлекать их к
участию в реализации ФРПВ, РПВ;
проводить родительские собрания с целью повышения эффективности
воспитательной работы в группе обучающихся;
оказывать консультационную помощь родителям по вопросам воспитания
обучающихся;
работать в цифровой образовательной среде.

3. Трудовые функции и должностные обязанности
3.1. Воспитатель в рамках трудовой функции «Планирование воспитательной работы с
группой обучающихся» выполняет следующие трудовые действия (должностные
обязанности):






изучать личностные особенности, склонности, интересы обучающихся и
динамику воспитательного процесса в группе обучающихся;
разрабатывать план воспитательной работы с группой обучающихся;
разрабатывать меры по развитию самоуправления в группе обучающихся;
приобщать обучающихся к проектированию совместной социально и
личностно значимой деятельности;
оказывать консультационную поддержку обучающимся в проектировании
индивидуального маршрута в коллективной деятельности.

3.2. Воспитатель в рамках трудовой функции «Организация социально и личностно
значимой деятельности группы обучающихся» выполняет следующие трудовые
действия (должностные обязанности):








реализовать меры по формированию микросреды и психологического
климата, благоприятных для каждого обучающегося;
организовать деятельность обучающихся в целях их гражданскопатриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического,
эстетического, интеллектуального и физического воспитания;
поддерживать обучающихся в адаптации к новым жизненным ситуациям в
различных социальных условиях;
проводить с группой обучающихся мероприятия, экскурсии, направленные на
формирование социальной компетентности;
знакомить обучающихся с возможностями получения дополнительного
образования и организации досуга в образовательных организациях и вне их;
оказывать педагогическую поддержку обучающимся в реализации ими
индивидуального маршрута и в жизненном самоопределении.

3.3. Воспитатель в рамках трудовой функции «Организационно-методическое
обеспечение воспитательного процесса в группе обучающихся» выполняет следующие
трудовые действия (должностные обязанности):






координировать и оказывать консультационную поддержку взаимодействия
педагогов с группой обучающихся;
осуществлять организационно-методическое обеспечение воспитательной
деятельности педагогов с группой обучающихся;
осуществлять
организационно-методическое
обеспечение
досуговых
мероприятий, экскурсий, праздников с группой обучающихся;
оказывать организационно-методическую поддержку самоуправления,
самодеятельности обучающихся, реализации их социальных инициатив;
взаимодействовать с родителями обучающихся, оказывать консультационную
помощь родителям.

3.4. При исполнении своих должностных обязанностей воспитатель должен соблюдать:


законодательство Российской Федерации в сфере образования;








нормы и правила охраны труда, правила пожарной безопасности и требования
антитеррористической защищенности, в том числе при угрозе совершения,
совершении террористического акта, иной чрезвычайной ситуации;
Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
правовые, нравственные и этические нормы, нормы профессиональной этики
образовательной организации;
локальные и распорядительные акты, регламентирующие организацию
профессиональной деятельности;
устав образовательной организации.

3.5. При выполнении своих должностных обязанностей воспитатель обязан:







бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу
третьих лиц) и работников образовательной организации;
незамедлительно сообщать работодателю о возникновении ситуации,
представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества
работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у
работодателя);
уважать честь, достоинство и репутацию обучающихся и работников
образовательной организации;
систематически повышать свой профессиональный уровень;
проходить вакцинацию (в соответствии с национальным календарем
профилактических прививок, календарем профилактических прививок по
эпидемическим показаниям), иметь личную медицинскую книжку с
результатами медицинских обследований и лабораторных исследований,
сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях.
4. Права

4.1. Воспитатель имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям трудового
законодательства, в том числе право на:











рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям
охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором
образовательной организации;
своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии
со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством
выполненной работы;
отдых в виде еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней,
оплачиваемых ежегодных отпусков;
дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном
Трудовым кодексом РФ, иными нормативными актами;
получение
полной
достоверной
информации
от
работодателя,
соответствующих государственных органов и общественных организаций об
условиях, требованиях и охране труда на рабочем месте, включая реализацию
прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий
труда, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по
защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом
РФ, коллективным договором и локальными нормативными актами
образовательной организации, трудовым договором;








объединение, включая право на создание профессиональных организаций
(профессиональных союзов) и вступление в них для защиты своих трудовых
прав, свобод и законных интересов в формах и в порядке, которые
установлены законодательством РФ;
защиту профессиональной чести и достоинства своих трудовых прав, свобод и
законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров в порядке,
установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами;
свободу выражения своего мнения, свободу от вмешательства в
профессиональную деятельность;
иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные
действующим законодательством.

4.2. Воспитатель вправе в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15
дней, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь
период до выплаты задержанной суммы.
5. Ответственность
5.1. Воспитатель в соответствии с законодательством РФ может быть привлечен к
дисциплинарной и материальной ответственности.
5.2. Воспитатель привлекается к ответственности:
за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в
порядке, установленном действующим трудовым законодательством РФ;
 правонарушения
и преступления, совершенные в процессе своей
профессиональной трудовой деятельности, – в порядке, установленном
действующим законодательством РФ;
 причинение ущерба образовательной организации – в порядке, установленном
действующим трудовым законодательством РФ;
 в иных случаях, установленных действующим законодательством.


Должностную инструкцию разработал:

_____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и
обязуюсь хранить его на рабочем месте.
«___»____________20___г.

____________ /______________________/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».