Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Усть-Салдинская средняя общеобразовательная школа» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Председатель Совета трудового коллектива Директор МКОУ «Усть-Салдинская СОШ» _____________ /______________________/ __________ /____________________/ протокол № ____ от «___»________ 202___г. Приказ № ____ от «___» _____ 202___г. Должностная инструкция воспитателя группы продленного дня (ГПД) 1. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция определяет требования к квалификации, должностным обязанностям, правам и ответственности работников, занимающих должность «Воспитатель» группы продленного дня. 1.2. Должностная инструкция подготовлена в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания», утвержденным приказом Минтруда России от 30.01.2023 № 53н. 1.3. Работник, занимающий педагогических работников. должность воспитателя, относится к категории 1.4. Воспитатель подчиняется руководителю структурного подразделения «Учебная часть» и руководителю образовательной организации. 1.5. Воспитатель принимается и освобождается от должности руководителем образовательной организации. 1.6. В период отсутствия воспитателя (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный руководителем образовательной организации, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением. 1.7. Не урегулированные настоящей должностной инструкцией положения определяются в соответствии с Трудовым кодексом, профстандартом и иными нормативными правовыми актами в сфере трудовых отношений, Правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами образовательной организации. 2. Требования к квалификации и особые условия допуска к работе 2.1. На должность воспитателя принимается или переводится лицо, имеющее один из следующих вариантов квалификации: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки». ИЛИ высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства. 2.2. Требования к опыту практической работы для занятия должности: нет. 2.3. Особые условия допуска к работе: отсутствие установленных законодательством РФ ограничений на занятие педагогической деятельностью; прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований (по необходимости); прохождение инструктажей в соответствии с требованиями законодательства РФ. 2.4. Для исполнения своих должностных обязанностей воспитатель должен знать: нормативные правовые основы организации воспитательного процесса с группой обучающихся; локальные акты образовательной организации в области воспитания; РПВ, реализуемые образовательной организацией; методы выявления интересов, потребностей, особенностей обучающихся, их взаимоотношений в группе; особенности развития конфликтных ситуаций в группе; методы изучения особенностей среды жизнедеятельности обучающихся, условий их развития в образовательной организации, по месту жительства, в семье; теоретические и методические основы разработки плана воспитательной работы с группой обучающихся; примерное содержание деятельности обучающихся в целях гражданскопатриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, интеллектуального и физического воспитания; технологии организации досуговой деятельности обучающихся; способы планирования деятельности органов ученического самоуправления, деятельности общественных объединений обучающихся; особенности воспитательного потенциала институтов социализации; подходы к разработке совместных программ воспитательной деятельности институтов социализации с группой обучающихся; способы организации досуга обучающихся во внеучебное время; методы изучения воспитательного потенциала семьи, актуальных проблем семейного воспитания; способы привлечения семьи к проектированию воспитательного процесса в группе обучающихся; механизмы педагогической поддержки обучающихся в освоении образовательных программ; нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся; требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий, мероприятий в образовательной организации и вне организации; приоритеты воспитания, отраженные в законодательных актах, государственных стратегиях и ФРПВ, примерных рабочих программах воспитания; возрастные особенности обучающихся и особенности организации воспитательной работы с группами обучающихся разного возраста; педагогические технологии мотивации обучающихся к самореализации; технологии педагогической поддержки обучающихся в реализации ими индивидуальных маршрутов в коллективной деятельности; формы и методы организации различных видов социально значимой развивающей деятельности группы и микрогрупп обучающихся в рамках гражданско-патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, интеллектуального и физического воспитания; методику проведения творческих мероприятий, экскурсий, обеспечивающих формирование у обучающихся социальной компетентности; методические основы организации досуговой деятельности обучающихся; формы и методы ознакомления обучающихся с возможностями получения дополнительного образования и организации досуга; формы и методы оказания консультационной помощи обучающимся в проектировании своего будущего, выборе профессии; методические основы профессиональной ориентации обучающихся, формирования профессиональной идентичности у обучающихся; технологии развития самоуправления в группе обучающихся и деятельности общественных объединений; технологии педагогической диагностики, подходы к анализу динамики воспитательной работы в группе обучающихся; приемы, методики организации оценочной деятельности обучающихся, формирования у них навыков самооценки; источники информации, инновационного опыта, подходы к применению инновационного опыта в собственной практике; нормативно-методические документы, источники методической литературы и подходы к отбору актуальных методических материалов для воспитательной деятельности с группой обучающихся; организационно-управленческие технологии координации действий педагогов с группой обучающихся; подходы к методическому обеспечению деятельности органов самоуправления в группе обучающихся; технологии педагогического сопровождения реализации социальных инициатив обучающихся; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; методики организаторской деятельности, коллективной творческой деятельности, социально-педагогической коррекции; подходы к методическому обеспечению творческих мероприятий, экскурсий, конкурсов, праздников в группе обучающихся; методические основы взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся; способы организации участия родителей (законных представителей) в воспитательной деятельности образовательной организации; формы и методы проведения родительских собраний; формы и методы консультационной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания обучающихся; современные цифровые технологии. 2.5. Для исполнения своих должностных обязанностей воспитатель должен уметь: выявлять интересы, потребности, особенности обучающихся и их взаимоотношений, причины конфликтных ситуаций в группе; изучать особенности среды жизнедеятельности обучающихся в образовательной организации, в семье и по месту жительства; разрабатывать план воспитательной работы с группой обучающихся с учетом их особенностей, интересов, потребностей; планировать различные виды деятельности группы и микрогрупп обучающихся в целях гражданско-патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, интеллектуального и физического воспитания; мотивировать обучающихся к проектированию индивидуального маршрута в рамках программы совместной деятельности; осуществлять педагогическое сопровождение реализации обучающимися индивидуальных маршрутов в коллективной деятельности; осуществлять консультационную поддержку обучающихся в организации досуговой деятельности с учетом их возрастных особенностей; планировать меры по развитию самоуправления в группе обучающихся и формированию на его базе общественных объединений; выявлять воспитательный потенциал институтов социализации и осуществлять совместное проектирование воспитательной работы с группой обучающихся; организовывать участие группы обучающихся в социально и личностно значимой деятельности институтов социализации; изучать воспитательный потенциал семьи, выявлять актуальные проблемы, социальные риски семейного воспитания; обеспечивать участие семьи в проектировании воспитательной работы в группе обучающихся; осуществлять взаимодействие с педагогическим коллективом образовательной организации, выявлять проблемы обучающихся в обучении; разрабатывать меры, направленные на поддержку обучающихся в освоении образовательных программ; применять педагогические методы формирования воспитательной среды в образовательной организации; обеспечивать формирование пространства самореализации обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей; оказывать консультационную помощь обучающимся в самоопределении, выборе сферы будущей профессиональной деятельности; применять технологии профессиональной ориентации обучающихся, формирования профессиональной идентичности у обучающихся; реализовывать меры по формированию в образовательной организации благоприятного психологического климата и позитивного общения; применять технологии развития ценностно-смысловой сферы личности, опыта нравственных отношений; проводить творческие мероприятия, экскурсии для формирования социальной компетентности обучающихся; организовывать деятельность группы и микрогрупп обучающихся в целях гражданско-патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, интеллектуального и физического воспитания; организовывать досуговую занятость обучающихся; проводить мероприятия по ознакомлению обучающихся с возможностями получения дополнительного образования в образовательных организациях и вне их; применять методы, приемы, способы мотивации обучающихся к саморазвитию и самореализации в досуговой деятельности; оказывать консультационную помощь обучающимся в проектировании своего будущего, выборе будущей профессиональной деятельности; проводить мероприятия по профессиональной ориентации обучающихся, формированию профессиональной идентичности у обучающихся; осуществлять педагогическое сопровождение деятельности органов ученического самоуправления в группе обучающихся; осуществлять педагогическую поддержку деятельности общественных объединений обучающихся; применять технологии педагогической диагностики для анализа динамики воспитательной работы в группе обучающихся; реализовывать педагогические методы организации оценочной деятельности обучающихся, формирования навыков самооценки; осуществлять поиск источников информации, инновационного опыта, анализировать их и применять на практике; осуществлять отбор актуальных методических материалов для воспитательной работы с группой обучающихся; координировать действия педагогов с группой обучающихся; осуществлять информационно-методическую поддержку деятельности педагогов с группой обучающихся в рамках рабочих программ воспитания; разрабатывать методические материалы для развития самоуправления в группе обучающихся, реализации их социальных инициатив; применять технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; применять технологии организаторской деятельности, коллективной творческой деятельности, социально-педагогической коррекции; разрабатывать сценарии, программы, положения для творческих мероприятий, экскурсий, конкурсов, праздников в группе обучающихся; осуществлять взаимодействие с родителями обучающихся, привлекать их к участию в реализации ФРПВ, РПВ; проводить родительские собрания с целью повышения эффективности воспитательной работы в группе обучающихся; оказывать консультационную помощь родителям по вопросам воспитания обучающихся; работать в цифровой образовательной среде. 3. Трудовые функции и должностные обязанности 3.1. Воспитатель в рамках трудовой функции «Планирование воспитательной работы с группой обучающихся» выполняет следующие трудовые действия (должностные обязанности): изучать личностные особенности, склонности, интересы обучающихся и динамику воспитательного процесса в группе обучающихся; разрабатывать план воспитательной работы с группой обучающихся; разрабатывать меры по развитию самоуправления в группе обучающихся; приобщать обучающихся к проектированию совместной социально и личностно значимой деятельности; оказывать консультационную поддержку обучающимся в проектировании индивидуального маршрута в коллективной деятельности. 3.2. Воспитатель в рамках трудовой функции «Организация социально и личностно значимой деятельности группы обучающихся» выполняет следующие трудовые действия (должностные обязанности): реализовать меры по формированию микросреды и психологического климата, благоприятных для каждого обучающегося; организовать деятельность обучающихся в целях их гражданскопатриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, интеллектуального и физического воспитания; поддерживать обучающихся в адаптации к новым жизненным ситуациям в различных социальных условиях; проводить с группой обучающихся мероприятия, экскурсии, направленные на формирование социальной компетентности; знакомить обучающихся с возможностями получения дополнительного образования и организации досуга в образовательных организациях и вне их; оказывать педагогическую поддержку обучающимся в реализации ими индивидуального маршрута и в жизненном самоопределении. 3.3. Воспитатель в рамках трудовой функции «Организационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в группе обучающихся» выполняет следующие трудовые действия (должностные обязанности): координировать и оказывать консультационную поддержку взаимодействия педагогов с группой обучающихся; осуществлять организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности педагогов с группой обучающихся; осуществлять организационно-методическое обеспечение досуговых мероприятий, экскурсий, праздников с группой обучающихся; оказывать организационно-методическую поддержку самоуправления, самодеятельности обучающихся, реализации их социальных инициатив; взаимодействовать с родителями обучающихся, оказывать консультационную помощь родителям. 3.4. При исполнении своих должностных обязанностей воспитатель должен соблюдать: законодательство Российской Федерации в сфере образования; нормы и правила охраны труда, правила пожарной безопасности и требования антитеррористической защищенности, в том числе при угрозе совершения, совершении террористического акта, иной чрезвычайной ситуации; Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации; правовые, нравственные и этические нормы, нормы профессиональной этики образовательной организации; локальные и распорядительные акты, регламентирующие организацию профессиональной деятельности; устав образовательной организации. 3.5. При выполнении своих должностных обязанностей воспитатель обязан: бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц) и работников образовательной организации; незамедлительно сообщать работодателю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя); уважать честь, достоинство и репутацию обучающихся и работников образовательной организации; систематически повышать свой профессиональный уровень; проходить вакцинацию (в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям), иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях. 4. Права 4.1. Воспитатель имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям трудового законодательства, в том числе право на: рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором образовательной организации; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; отдых в виде еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков; дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными нормативными актами; получение полной достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях, требованиях и охране труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором и локальными нормативными актами образовательной организации, трудовым договором; объединение, включая право на создание профессиональных организаций (профессиональных союзов) и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов в формах и в порядке, которые установлены законодательством РФ; защиту профессиональной чести и достоинства своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами; разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами; свободу выражения своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность; иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные действующим законодательством. 4.2. Воспитатель вправе в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. 5. Ответственность 5.1. Воспитатель в соответствии с законодательством РФ может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности. 5.2. Воспитатель привлекается к ответственности: за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством РФ; правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей профессиональной трудовой деятельности, – в порядке, установленном действующим законодательством РФ; причинение ущерба образовательной организации – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством РФ; в иных случаях, установленных действующим законодательством. Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/ С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте. «___»____________20___г. ____________ /______________________/