Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Усть-Салдинская средняя общеобразовательная школа» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Председатель Совета трудового коллектива И.о. директора МКОУ «Усть-Салдинская СОШ» _____________ /______________________/ ______________ /___________________/ протокол № ____ от «___»________ 202___г. Приказ № ____ от «___» _____ 202___г. Должностная инструкция библиотекаря 1. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30.03.2011 № 251н; на основании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ с изменениями от 4 августа 2023 года; в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем. 1.2. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы. 1.3. К работе библиотекарем допускается лицо: • имеющее высшее или среднее профессиональное образование (библиотечное) без требования к стажу работы в данной должности; • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе; • не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 "Право на занятие педагогической деятельностью" Трудового кодекса Российской Федерации. 1.4. Школьный библиотекарь непосредственно подчиняется заведующему библиотекой (заместителю директора по АХЧ). 1.5. В своей деятельности библиотекарь руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», законодательством РФ о культуре и образовании, руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы, решениями органов управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, административным, трудовым и хозяйственным законодательством Российской Федерации. 1.6. Библиотекарь школы также руководствуется правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы), трудовым договором. Библиотекарь соблюдает Конвенцию о правах ребенка. 1.7. Библиотекарь должен знать: • законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле; • руководящие документы вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы; • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; • содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде школы; • теорию и практику библиотечного дела; • основы библиотековедения и библиографии; • основы трудового законодательства, организации труда; • правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг; • систему классификации информации и правила составления каталогов; • технологию библиотечных процессов; • методику проведения бесед, формы и методы проведения конференций, выставок; • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, в программах создания презентаций, основы работы с компьютером, принтером, принципы работы в глобальной сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования; • правила по охране труда, пожарной безопасности, порядок действий при возникновении пожара. • инструкцию по охране труда для библиотекаря общеобразовательного учреждения. 1.8. Библиотекарь должен быть обучен и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий в случае чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательном учреждении. 2. Функции Основными направлениями деятельности библиотекаря являются: 2.1. Информационное обеспечение образовательной деятельности в общеобразовательном учреждении. 2.2. Пропаганда чтения как формы культурного досуга. 3. Должностные обязанности Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности: 3.1. Анализирует: библиотечный фонд; читаемость конкретных образцов художественной и учебной литературы. 3.2. Прогнозирует тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений по формированию заказа на необходимую учебно-методическую, научную и художественную литературу. 3.3. Составляет каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и обзоры литературы. 3.4. Обслуживает учащихся и работников школы на абонементе, организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, витрины и другие мероприятия по пропаганде книги), осуществляет подбор литературы по заявкам читателей. 3.5. Оформляет подписку общеобразовательного учреждения на периодические издания и контролирует их доставку. 3.6. Организует доступ обучающихся к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР) по всем учебным предметам, в том числе к ЭОР, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР. 3.7. Осуществляет: - текущее и перспективное планирование на своем участке работы; - выдачу и сбор учебников; - выставки литературы; - совместно с педагогическим коллективом разностороннюю массовую работу по пропаганде книги, привлекая к участию в этой работой деятелей литературы, искусства, родителей; - просветительскую работу для учеников, родителей (законных представителей),принимает родителей(законных представителей) по вопросам привития интереса к книге; - контроль сохранности библиотечного фонда; - изучение с учениками образовательного учреждения основ библиотечнобиблиографической грамотности и культуры чтения; - совместную деятельность школьной и районной библиотек. 3.8. Принимает участие в координации: - взаимодействия представителей администрации школы, служб и подразделений управления образования, обеспечивающих формирование библиотечного фонда; - работы классных руководителей по обеспечению учащихся общеобразовательной школы необходимой учебной литературой. 3.9. Контролирует: - соблюдение в библиотеке и хранилищах правил техники безопасности, санитарии, противопожарной безопасности; - соблюдение учениками и сотрудниками школы правил пользования библиотекой; 3.10. Корректирует заявку на комплектование библиотечного фонда. 3.11. Принимает участие в разработке: - правил пользования библиотечным фондом; - каталогов, картотеки рекомендательных списков литературы. 3.12. Консультирует: - учителей по вопросам их самообразования и подбора научно-методической литературы; - родителей (законных представителей) по вопросу организации внеклассного чтения учащихся общеобразовательного учреждения; 3.13. Принимает участие в оценке предложений по организации воспитательной работы и установлению связей с внешними партнерами. 3.14. Обеспечивает: - разрешенной, необходимой справочной и художественной литературой учащихся во время проведения экзаменов; - своевременное комплектование библиотечного фонда. 3.15. Организует читательские конференции, литературные вечера и другие массовые мероприятия. 3.16. Соблюдает правила по охране труда и пожарной безопасности, следит за надлежащим санитарным состоянием помещений и фондов школьной библиотеки. 4. Права Библиотекарь имеет право в пределах своей компетенции: 4.1. Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам общеобразовательного учреждения по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотечными фондами. 4.2. Принимать участие: - в разработке воспитательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих стратегических документов; - в ведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-библиографической работе; - в работе педагогического совета с правом совещательного голоса. 4.3. Вносить предложения: - о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки; - по совершенствованию воспитательной работы. 4.4. Контролировать и направлять работу уборщика служебных помещений и рабочего по обслуживанию и текущему ремонту зданий и сооружений в помещениях библиотеки. 4.5. Выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения. 4.6. Определять источники комплектования информационных ресурсов. 4.7. На защиту профессиональной чести и достоинства. 4.8. На представление к различным формам поощрений, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников сфер образования и культуры. 4.9. Повышать свою квалификацию. 5. Ответственность 5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией для библиотекаря, в том числе за не использование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством Российской Федерации. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение. 5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, библиотекарь может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности. 5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил работы библиотеки библиотекарь привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством. 5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательных отношений ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации. 6. Взаимоотношения. Связи по должности Библиотекарь: 6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели, утвержденному директором школы по представлению заведующего библиотекой или заместителя директора по учебно-воспитательной работе. 6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. 6.3. Выступает на совещаниях, педагогических советах, заседаниях методических объединений и других мероприятиях. 6.4. Получает от директора общеобразовательного учреждения и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с локальными актами. 6.5. Осуществляет деятельность по приему и сдачи макулатуры, подготавливает к сдаче списанную литературу. 6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками, педагогом-организатором и заместителями директора общеобразовательного учреждения. Источник сайт http://ohrana-tryda.com/node/411 6.7. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений. Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/ С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте. «___»_________202___г. _____________ /_______________________/