1 Пояснительная записка 1. Нормативно-правовая база для составления УП Учебный план начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО для общеобразовательной школы является основным государственным нормативным документом, утверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации, служит исходным документом для финансирования образовательного учреждения. Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной и внеучебной деятельности. Учебный план МКОУ «Усть-Салдинская СОШ» разработан на основе нормативноправовых документов: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ; - Приказ МП РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом РФ 05.07.2021 г., рег. N 64100) с изменениями (от 18.07.2022 г. № 569); - Приказ МП РФ от 18.05.2023 г. № 372 «Об утверждении Федеральной образовательной программы начального общего образования»; - Приказ МП РФ от 22.01.2024 г. № 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ, касающиеся ФГОС НОО и ООО»; - Приказ МП РФ от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» с изменениями от 21.02.2024 г. № 119; - Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2024 г. № 499 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области"; - Устав МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»; - Основная образовательная программа начального общего образования; - Годовой календарный учебный график Учебный план составлен на основании 1 варианта Федеральной образовательной программы начального общего образования (одобрена в Госреестре решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (пр. от 14.04. 2022 г. № 1/23) 2 2. Режим организации образовательной деятельности Оптимальный возраст начала школьного обучения – не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. В общеобразовательной школе общая продолжительность обучения для 1 класса – не менее 33 недель. Для первоклассников обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней; для обучающихся в первом классе устанавливаются в феврале дополнительные каникулы, протяженностью не менее 7 календарных дней. Продолжительность урока в начальной школе регулируется на основании требований СанПиН: в первом полугодии 1 класса – 35 минут, во втором полугодии для 1 класса – 40 минут, во 2 – 4 классах – по 40 минут. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки составляет: - для обучающихся 1-х классов - не более 4 уроков и 2 дня в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры и занятия «Разговоры о важном»; для обучающихся 2 - 4 классов – не более 5 уроков. Занятия начинаются в 9.00. В течение дня в расчете на вместимость школьной столовой предусмотрены две большие перемены по 20 минут каждая: на первой большой перемене – обед для учащихся начальной школы, на второй большой перемене – динамическая пауза для учащихся начальной школы. Учебные занятия проводятся только в первую смену. Обучение во всех классах ведется в режиме пятидневной учебной недели. 3. Трудоемкость освоения учебного плана Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года. Количество учебных занятий за это время не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов. Количество занятий внеурочной деятельностью за 4 года не может превышать 1350 часов. В учебном плане ОО на уровне начального общего образования учтены нормативы учебной нагрузки обучающихся. Время, отведённое на изучение учебных предметов, соответствует требованиям примерных образовательных программ, разработанных Министерством образования и науки РФ, требованиям ФГОС НОО, учитывает специфику используемых в образовательном процессе системы учебников, принадлежащих к завершенной предметной линии учебников, входящих в федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Обязательная часть учебного плана для 1 – 4 классов будет выполнена через использование УМК «Школа России». За четыре года освоения ООП НОО образовательная нагрузка каждого обучающегося (количество учебных занятий) по учебному плану при 34 учебных неделях составит не менее 3039 часов. Кроме того, по плану внеурочной деятельности нагрузка каждого обучающегося за четыре года составит не менее 1240 часов. Отклонений от нормативов, определенных СанПиНом, нет. 3 4. Организация образовательной деятельности уровень – 1-4 классы (начальное общее образование) Цели общего образования в рамках ФГОС НОО представляются в виде системы ключевых задач, отражающих основные направления: • личностное развитие – развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств, а также развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования и саморегуляции; • познавательное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение социальных практик, формирование способности и готовности принимать ответственные решения, делать осознанный выбор, сотрудничать и свободно общаться на русском, родном и иностранных языках; • общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры. Основная общеобразовательная цель – преодоление изолированности систем дошкольного и начального общего образования с последующим переходом на режим функционирования как система образования в период детства. Учебный план начального общего образования фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план начального общего образования состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками образовательных отношений, включающей внеурочную деятельность. Обязательные предметные области учебного плана: - «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание», «Основы религиозных культур и светской этики», «Искусство», «Технология», «Физическая культура». В обязательную часть учебного плана вошли 10 учебных предметов, изучаемых на первой ступени образования. Учебные предметы «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир» обеспечены федеральными образовательными программами. Учебный план предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Русский язык» в объеме 5 часов в неделю в течение 1-4 классов (всех четырех лет) обучения в начальной школе. В результате изучения курса обучающиеся научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Учебный предмет «Литературное чтение» реализуется в объеме 4 часа в неделю в 14 классах. В результате изучения курса обучающиеся осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам; получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями, воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств; овладеют техникой чтения, 4 приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа; научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, овладеют основами коммуникативной деятельности. Учебный предмет «Математика» реализуется в 1-4 классах в объеме по 4 часа в неделю. В результате изучения курса обучающиеся научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; приобретут необходимые вычислительные навыки; научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях; получат представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач; познакомятся с простейшими геометрическими формами; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы. Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» представлен модулем «Основы православной культуры», выбранным участниками образовательной деятельности. Учебный предмет «Окружающий мир» реализуется в 1-4 классах в объеме по 2 часа в неделю. В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Учебный предмет «Музыка» реализуется в 1-4 классах в объеме по 1 часу в неделю. В результате изучения курса обучающиеся приобретут сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовнонравственном развитии человека; сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокальнохоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах. Учебный предмет «Изобразительное искусство» реализуется в 1-4 классах в объеме по 1 часу в неделю. В результате изучения курса обучающиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративноприкладном искусстве; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности; смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни. 5 Учебный предмет «Труд (технология)» реализуется в 1-4 классах в объеме по 1 часу в неделю. В результате изучения курса обучающиеся получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социальноисторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций; получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития; научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий. Учебный предмет «Физическая культура» реализуется в 1-4 классах в объеме 2 часа в неделю. В результате обучения обучающиеся на уровне начального общего образования начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития, физической подготовленности и трудовой деятельности. В часть, формируемую участниками образовательных отношений, вошел предмет «Подвижные игры» для обучающихся 1 – 3 классов для развития двигательной активности младших школьников. Недельная нагрузка на ребенка не превышает допустимую СанПиН. В 2024-25 уч.г. в ОО сформированы 4 класса Учебный план начального общего образования (недельный) Учебные Количество часов в неделю Предметные предметы области классы I II III IV Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание Основы религиозных культур и светской этики Искусство Всего Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (английский) 5 5 5 5 20 4 4 4 4 16 – 2 2 2 6 Математика 4 4 4 4 16 2 2 2 2 8 – – – 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка 6 Технология Физическая культура Труд (технология) Физическая культура Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Подвижные игры Всего часов в неделю Учебные недели Всего часов в год Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе по СанПиН 1 1 1 1 4 2 2 2 2 8 20 22 22 23 87 1 1 1 0 3 1 1 1 0 3 21 23 23 23 90 33 34 34 34 135 693 782 782 782 3039 21 23 23 23 90 Обеспечение учебного плана Для реализации общеобразовательных программ будут использованы учебные пособия, рекомендованные Министерством просвещения РФ в федеральном перечне учебников. В начальной школе используется УМК «Школа России». УМК «Школа России» построен таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение - направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС и способствуют: - реализации идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться. - организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода. Порядковый номер учебника 1.1.1.1 1.1.1.1.1 1.1.1.1.1.1.1 1.1.1.1.1.1.2 Автор/авторский коллектив Наименование учебника Русский язык и литературное чтение (предметная область) Русский язык (учебный предмет) Горецкий В.Г., Азбука Кирюшкин В.А., (в 2 частях) Виноградская Л.А. Канакина В.П., Русский язык Горецкий В.Г. 7 Класс Наименование издателя(ей) учебника Год издания 1 АО «Издательство «Просвещение» 2023 1 АО «Издательство 2023 1.1.1.1.1.1.3 Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык (в 2 частях) 2 1.1.1.1.1.1.4 Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык (в 2 частях) 3 Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык (в 2 частях) 4 «Просвещение» АО «Издательство «Просвещение» АО «Издательство «Просвещение» АО «Издательство «Просвещение» 1.1.1.1.2. Литературное чтение (учебный предмет) 1.1.1.1.2.1.1 Климанова Л.Ф., Литературное 1 АО Горецкий В.Г., чтение «Издательство Голованова М.В. (в 2 частях) «Просвещение» и др. 1.1.1.1.2.1.2 Климанова Л.Ф., Литературное 2 АО Горецкий В.Г., чтение «Издательство Голованова М.В. (в 2 частях) «Просвещение» и др 1.1.1.1.2.1.3 Климанова Л.Ф., Литературное 3 АО Горецкий В.Г., чтение «Издательство Голованова М.В. (в 2 частях) «Просвещение» и др 1.1.1.1.2.1.4 Климанова Л.Ф., Литературное 4 АО Горецкий В.Г., чтение «Издательство Голованова М.В. (в 2 частях) «Просвещение» и др 1.1.1.3. Иностранный язык (учебный предмет) 1. Английский язык 1.1.1.3.1.1.1 Быкова Н. И. Английский 2 АО Дули Д. язык «Издательство Поспелова М. Д. «Просвещение» 1.1.1.3.1.1.2 Быкова Н. И. Английский 3 АО Дули Д. язык «Издательство Поспелова М. Д. «Просвещение» 1.1.1.2.1.7.3 Биболетова М.З., Английский 4 ООО Денисенко О.А., язык «ДРОФА» Трубанева Н.Н. 1.1.1.4. Математика и информатика (предметная область) 1.1.1.4.1 Математика (учебный предмет) 1.1.1.4.1.1.1 Моро М.И., Математика 1 АО Волкова С.И., (в 2 частях) «Издательство Степанова С.В. «Просвещение» 1.1.1.3.1.8.2 Моро М.И., Математика 2 АО Бантова М.А., (в 2 частях) «Издательство Бельтюкова Г.В. «Просвещение» и др. 1.1.1.3.1.8.3 Моро М.И., Математика 3 АО Бантова М.А., (в 2 частях) «Издательство Бельтюкова Г.В. «Просвещение» и др. 1.1.1.1.1.1.5 8 2024 2013 2014 2023 2024 2013 2014 2023 2024 2020, 2021 2023 2024 2013 1.1.1.3.1.8.4 1.1.1.5. 1.1.1.5.1 1.1.1.5.1.1.1 1.1.1.4.1.3.2 1.1.1.4.1.3.3 1.1.1.4.1.3.4 1.1.1.6. 1.1.1.6.1 1.1.1.6.1.1.1 1.1.1.6. 1.1.1.6.1. 1.1.1.6.1.1.1 1.1.1.6.1.1.2 1.1.1.6.1.1.3 1.1.1.6.1.1.4 1.1.1.6.2. 1.1.1.6.2.2.1 Моро М.И., Математика 4 АО Бантова М.А., (в 2 частях) «Издательство Бельтюкова Г.В. «Просвещение» и др. Обществознание и естествознание (Окружающий мир) (предметная область) Окружающий мир (учебный предмет) Плешаков А.А. Окружающий 1 АО мир (в 2 частях) «Издательство «Просвещение» Плешаков А.А. Окружающий 2 АО мир (в 2 частях) «Издательство «Просвещение» Плешаков А.А. Окружающий 3 АО мир (в 2 частях) «Издательство «Просвещение» Плешаков А.А., Окружающий 4 АО Крючкова Е.А. мир (в 2 частях) «Издательство «Просвещение» Основы религиозных культур и светской этики (предметная область) Основы религиозных культур и светской этики (учебный предмет) Васильева О. Ю. Основы 4 АО Кульберг А. С. религиозных «Издательство Корытко О. В. культур и «Просвещение» светской этики. Основы православной культуры. (В 2-х частях) Искусство (предметная область) Изобразительное искусство (учебный предмет) Неменская Л.А./ Изобразительное 1 АО Под ред. искусство «Издательство Неменского Б.М. «Просвещение» Коротеева Е.И./ Изобразительное 2 АО Под ред. искусство «Издательство Неменского Б.М. «Просвещение» Горяева Н.А., Изобразительное 3 АО Неменская Л.А., искусство «Издательство Питерских А.С. и «Просвещение» др./Под ред. Неменского Б.М. Горяева Н. А. / Изобразительное 4 АО Под ред. искусство «Издательство Неменского Б.М. «Просвещение» Музыка (учебный предмет) Критская Е.Д., Музыка 1 АО Сергеева Г.П., «Издательство Шмагина Т.С. «Просвещение» 9 2014 2023 2024 2013 2014, 2015 2023 2013 2014 2013 2014 2011 1.1.1.6.2.2.2 1.1.1.6.2.2.3 1.1.1.6.2.2.4 1.1.1.7. 1.1.1.7.1 1.1.1.8.1.1.1 1.1.1.7.1.8.2 1.1.1.7.1.8.3 1.1.1.7.1.8.4 1.1.1.8. 1.1.1.8.1.3.1 Критская Е.Д., Музыка Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Критская Е.Д., Музыка Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Критская Е.Д., Музыка Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Технология (предметная область) Технология (учебный предмет) Лутцева Е. А., Технология Зуева Т. П. АО «Издательство «Просвещение» АО «Издательство «Просвещение» АО «Издательство «Просвещение» 2014 АО «Издательство «Просвещение» Роговцева Н.И., Технология 2 АО Богданова Н.В., «Издательство Шипилова Н.В. «Просвещение» Роговцева Н.И., Технология 3 АО Богданова Н.В., «Издательство Шипилова Н.В. «Просвещение» Роговцева Н.И., Технология 4 АО Богданова Н.В., «Издательство Шипилова Н.В. «Просвещение» Физическая культура (предметная область) Лях В.И. Физическая 1-4 АО культура «Издательство «Просвещение» 2022 10 2 3 4 1 2013 2014 2013 2013 2014 2013