1.Пояснительная записка 1.1.Статус документа Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности «Спортивное совершенство» создана на основе следующих документов: • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ; • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • Устав МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»; • Годовой календарный учебный график; • Локальные акты по реализации дополнительного образования в ОО; • Учебный план дополнительного образования МКОУ «Усть-Салдинская СОШ» 1.2. Аннотация рабочей программы дополнительного образования Программа «Спортивное совершенство» направлена на физическое развитие личности учащегося, его творческой самореализации. Программа призвана помочь ребенку стать ответственным и знающим гражданином, способным сознательно беречь и укреплять свое здоровье. 1.3. Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) рабочей программы В последние годы в нашей стране отмечается тенденция ухудшения состояния здоровья детей. Причин для этого достаточно: плохая экология, падение уровня жизни во многих слоях населения, возрастание гиподинамии среди учащихся. Пропаганда здорового образа жизни, забота о здоровье нашего будущего поколения становится в настоящее время особенно острой и необходимой. Особенно полезно закладывать основы хорошего здоровья в детстве. Здоровье необходимо всем, независимо от сферы их деятельности, возраста, социального статуса. Программа «Спортивное совершенство» составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», нормативными документами Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, регламентирующими работу спортивных секции адаптирована к условиям деятельности образовательного учреждения. Данная программа актуальна, так как трех занятий физической культуры в неделю недостаточно для полноценного физического развития учащихся. С целью повышения двигательного режима учащихся необходимо проводить дополнительные занятия по физической культуре и спорту. 2 1.4. Цели и задачи программы дополнительного образования Цель программы: – развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, совершенствование техники и тактики лыжника-гонщика; Для реализации данной цели решаются следующие задачи: прививать устойчивый интерес к занятиям спортом; – укреплять здоровье учащихся и закаливать их организм; – всестороннее физическое развитие и развитие основных двигательных качеств; – выполнять требования контрольных тестовых заданий и контрольных нормативов. 1.5. Общая характеристика Задача объединения «Спортивное совершенство» – выявить и развивать спортивные наклонности у детей младшего и среднего школьного возраста (8 - 15 лет). Следует помнить, что занятия на свежем воздухе приносят большой оздоровительный и закаливающий эффект. Разнообразие форм и методов спортивно-тренировочных занятий формируют у детей устойчивый интерес к посещению данного кружка. В основе программы лежит принцип дифференциации и вариативности, что позволяет проводить занятия со смешанными и разновозрастными группами детей. Это позволяет учитывать специфику основных школ с малой наполняемостью классов. Занятия спортом компенсируют недостаточную двигательную активность детей младшего школьного возраста, в результате происходит предотвращение многих заболеваний, совершенствуются функциональные возможности организма, повышается работоспособность. Принести полное удовлетворение. Наиболее быстро и хорошо осваивают технические приемы младшие школьники. Правильные и рациональные движения сохраняются впоследствии на всю жизнь. Продуманная и хорошо организованная учебно-тренировочная работа способствует успешной подготовке юных спортсменов-лыжников. Программа разработана для детей 11 - 16 лет, то есть учащихся с 5 по 9 класс. Минимальная наполняемость – 5 человек, максимальная – 15 человек. 1.6. Общая характеристика учебного процесса Программа учитывает требование ФГОС НОО и ООО: ретрансляция знаний в развитии творческих способностей обучающихся, раскрытие своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода. Технологии, используемые во учебном процессе: - технологии личностно-ориентированного обучения; - технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися с разными образовательными способностями, повышения их познавательного интереса; - здоровьесберегающие технологии. Организация учебного процесса предусматривает проведение теоретических и практических занятий. 3 Условия зачисления учащихся и переводы на последующие годы обучения на этапе спортивно-оздоровительной подготовки проводиться в следующем порядке: - принимаются дети, желающие заниматься физической культурой и спортом, не имеющие медицинских противопоказаний, установленных для данного вида спорта, при письменном заявлении родителей и разрешении врача. Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся в учебно-тренировочных группах являются: выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, овладение знаниями теории практическими навыками. Оздоровительная тренировка с использованием кроссов основывается на ряде закономерностей – биологических, педагогических, психологических, которые формируются в определенные принципы: - доступности; - «не навреди!» - биологической целесообразности; -программно-целевой; -интеграции; - индивидуализации; - возрастных изменений в организме. Основные направления работы: Проведение теоретических занятий. Проведение практических занятий. Проведение воспитательных и культурно- массовых мероприятий. Формы обучения - очная форма. Особенности организации образовательного процесса - группы учащихся разных возрастов, состав группы постоянный. По форме организации программа является кружковой. Занятия могут проводиться в группах, подгруппах, в парах, индивидуально. 1.7.Место курса в учебном плане Изучение курса рассчитано на 136 часов, из расчета 4 часа в неделю, включая каникулярное время. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным приказом директора. 2. Планируемые результаты изучения курса дополнительного образования В результате освоения программы дети должны знать / понимать: - значение быть спортивным в жизни людей; -индивидуальный выбор направлений физического совершенства. - формы занятий физической культуры, их целевое назначение и применение в обыденной жизни для достижения спортивного мастерства и высоких результатов; 4 требования техники безопасности; - способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности. уметь: планировать индивидуальные и групповые тренировочные занятия ; -выполнять приемы страховки и самостраховки; -выполнять комплексы упражнений по ОФП и СФП; - выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия по избранному виду спорта; - выполнять требования физической и спортивной подготовки во время соревнований и при сдаче контрольных нормативов; -владеть техникой основных видов дисциплин; - использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни. В результате регулярного посещения занятий занимающиеся должны: - Повысить уровень своей физической подготовленности. - Уметь технически правильно выполнять двигательные действия дисциплин т нормативов - Использовать двигательные действия в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга. - У занимающихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям и самосовершенствованию. 3.Основное содержание курса дополнительного образования Естественные основы Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении упражнений. Выполнение основных движений с различной скоростью. Выявление работающих групп мышц. Изменение роста, веса и силы мышц. Комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения. Обучение движениям. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Выполнение жизненно важных навыков различными способами и с изменением амплитуды. Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирование физических качеств. Приёмы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля Водные процедуры. Овладение приёмами саморегуляции, связанные с умением расслаблять и напрягать мышцы. Контроль и регуляция движений. Тестирование физических способностей. Подвижные игры Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила проведения и безопасности. Гимнастика с элементами акробатики 5 Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц. Лёгкоатлетические упражнения ПОНЯТИЯ: эстафета, темп, длительность бега; команда «Старт», «Финиш». Влияние бега на здоровье человека, элементарные сведения о правилах соревнований в прыжках, беге и метаниях. Техника безопасности на уроках. Лыжная подготовка Учащиеся должны знать правила поведения на занятиях лыжной подготовки. Как подобрать лыжи и палки по росту. Как правильно сложить и нести лыжи. Продолжается изучение техники скользящего шага, попеременного двухшажного хода, одновременного бесшажного хода и поворота переступанием в движении, начатое в предыдущих классах. Программой предусмотрено обучение новым способам: спуску в низкой стойке и подъёму «полуёлочкой». 4.Тематическое планирование при изучении курса дополнительного образования «Спортивное совершенство» Учебно-тематический план № Тема занятий 1 2 3 4 5 6 Введение. Легкая атлетика Кроссовая подготовка Гимнастика Лыжная подготовка Подвижные игры Спортивные состязания (в течение года) Итого: Кол-во часов Кол-во часов Кол-во всего теории часов практики 2 2 0 18 2 16 10 1 9 22 2 20 46 4 42 20 2 18 18 18 136 13 123 Календарно-тематическое планирование № Тема занятий Содержание занятия 1-2 Введение Страницы истории Лекция физкультуры и спорта. элементами Инструктаж по технике беседы безопасности 3-5 Легкая атлетика Ходьба и бег Росто-весовые показатели. Ходьба с изменением длины и частоты шагов. Бег с заданным темпом и скоростью. Бег на скорость в заданном коридоре. 6 Форма работы Лекция элементами беседы. Практика. Игра Количество часов с 2 18 с 3 Игра «Смена сторон». «Встречная эстафета». Развитие скоростных способностей. 6-8 Ходьба и бег Роль опорно-двигательного аппарата в выполнении физических упражнений. Бег на скорость 30,60 м. Встречная эстафета. Игра «Кот и мыши». Развитие скоростных способностей. Комплексы упражнений на развитие физических качеств 9-11 Прыжки Психологические особенности возрастного развития. Прыжки в длину по заданным ориентирам. Прыжок в длину с разбега на точность приземления. Игра «Зайцы в огороде». Развитие скоростносиловых качеств. 12- Прыжки Значение нервной системы в 14 управлении движениями и регуляции системы организма. Прыжок в длину способом согнув ноги. Тройной прыжок с места. Игра «Волк во рву». Развитие скоростно-силовых способностей 15- Метание Самоконтроль при занятиях 17 физическими упражнениями. Бросок теннисного мяча на дальность на точность и на заданное расстояние. Бросок в цель с расстояния 4 – 5 метров. Игра «Невод». Развитие скоростно– силовых способностей 18- Метание Научитесь управлять собой. 20 Бросок теннисного мяча на дальность на точность и на заданное расстояние. Бросок в цель с расстояния 4 – 5 метров. Игра «Невод». Развитие скоростно– силовых способностей Кроссовая подготовка 21- Бег по Влияние физических 25 пересеченной упражнений на основные местности системы организма. Равномерный бег 5 мин. Чередование бега и ходьбы (80 7 Лекция элементами беседы. Практика. Игра с 3 Лекция элементами беседы. Практика. Игра с 3 Лекция с 3 элементами беседы. Практика. Соревнования Лекция элементами беседы. Практика. Игра с 3 Лекция с 3 элементами беседы. Практика. Игра Соревнования Лекция элементами беседы. Практика. Игра 10 с 5 2630 3133 3436 3739 4042 4345 Бег пересеченной местности м бег, 100 м ходьба). Игра «Салки на марше». Развитие выносливости. Комплексы упражнений на развитие выносливости. по Личная гигиена. Рациональное питание. Равномерный бег 6 мин. Чередование бега и ходьбы (80 м бег, 100 м ходьба). Игра «Салки на марше». Развитие выносливости. Гимнастика Акробатика Самоконтроль. Дневник самоконтроля. ОРУ. Мост с помощью и самостоятельно. Кувырок назад и перекат, стойка на лопатках. Развитие координационных способностей. Игра «Что изменилось?» История возникновения и развития физической культуры. ОРУ. Мост с помощью и самостоятельно. Кувырок назад и перекат, стойка на лопатках. Развитие координационных способностей. Игра «Что изменилось?» Олимпийское движение в России. ОРУ. Мост с помощью и самостоятельно. Кувырок назад и перекат, стойка на лопатках. Развитие координационных способностей. Игра «Что изменилось?» Висы. Олимпиады современности. Развитие силовых ОРУ с предметами. Вис качеств. завесом, вис на согнутых руках, согнув ноги. Эстафеты. Игра «Посадка картофеля». Развитие силовых качеств. Режим труда и Режим труда и отдыха. отдыха. ОРУ с предметами. На ОРУ с предметами гимнастической стенке вис прогнувшись, поднимание ног в висе, подтягивание в висе. Эстафеты. Игра «Посадка картофеля». Развитие силовых качеств 8 Лекция с 5 элементами беседы. Практика. Игра Соревнования Лекция элементами беседы. Практика. Игра Лекция элементами беседы. Практика. Игра 22 с 3 с 3 Лекция с 3 элементами беседы. Практика. Игра Соревнования Лекция элементами беседы. Практика. Игра с 3 Лекция элементами беседы. Практика. Игра с 3 4648 4952 5355 5659 6063 6467 Вредные привычки и способы избавления от них. Вредные привычки и способы избавления от них. ОРУ с предметами. На гимнастической стенке вис прогнувшись, поднимание ног в висе, подтягивание в висе. Эстафеты. Игра «Посадка картофеля». Развитие силовых качеств Оказание первой Первая помощь при травмах: помощи при потертости, раны, ссадины. травмах. ОРУ в движении. Лазание по Лазанье по канату. канату в три приёма. Опорные прыжки. Перелезание через препятствие. Учебная игра Опорный прыжок на горку матов. Вскок в упор на коленях, соскок взмахом рук. Игра «Прокати быстрее мяч». Развитие скоростно-силовых качеств Лыжная подготовка Первая помощь Первая помощь при травмах: при травмах: переохлаждение организма. переохлаждение ТБ на занятиях лыжной организма. подготовки. Поздний перенос массы тела на маховую ногу в попеременном двухшажном ходе. Отталкивание руками в одновременном бесшажном ходе. Попеременный Первая помощь при травмах: двухшажный ход переломы, солнечные и тепловые удары. Отталкивание ногой в попеременном двухшажном ходе. Постановка палок на снег в одновременном бесшажном ходе. Переход в поворот переступанием в движении после спуска в низкой стойке. Одновременный Основные двигательные бесшажный ход способности: гибкость, сила. Использовать массу туловища при отталкивании руками в одновременном бесшажном ходе. Отталкивание руками во время поворота переступанием в движении. Повороты Основные двигательные способности: быстрота, 9 Лекция с 3 элементами беседы. Практика. Игра Соревнования Лекция с 4 элементами беседы. Практика. Игра Соревнования Лекция. Инструктаж Лекция элементами беседы. Практика. 46 3 с 4 Лекция с 4 элементами беседы. Практика. Соревнования Лекция элементами с 4 6871 7275 7679 8083 8487 8891 выносливисть. Окончательное отталкивание рукой в попеременном двухшажном ходе. Разгибание рук при отталкивании в одновременном бесшажном ходе. Поворот переступанием в движении с отталкиванием руками. Спуски с горы Основные двигательные способности: ловкость. Отталкивание ногой и руками при выполнении поворота переступанием в движении по извилистой лыжне под уклон 3 – 5 градусов. Постановка палок Влияние возрастных на снег особенностей организма на физическое развитие и физическую подготовленность. Постановка палок на снег в попеременном двухшажном ходе. Лыжные гонки Психические процессы в обучении двигательным действиям. Согласованность движений рук и ног при выполнении поворота переступанием в движении по кругу. Лыжные гонки 1 км. Подъем Основы обучения и «полуелочкой» самообучения двигательным действиям. Согласованность движений рук и ног в скользящем шаге при длительном одноопорном скольжении. Согласованность движений рук и ног в подъёме «полуёлочкой». Лыжные гонки Психические процессы в обучении двигательным действиям. Согласованность движений рук и ног при выполнении поворота переступанием в движении по кругу. Лыжные гонки 2 км. Скользящий шаг Предупреждение травм и оказание первой помощи при травмах и ушибах. Согласованность движений рук и ног в скользящем шаге и 10 беседы. Практика. Лекция элементами беседы. Практика. с 4 Лекция элементами беседы. Практика. с 4 Соревнования Лекция элементами беседы. Практика. Соревнования Лекция элементами беседы. Практика. 4 с 4 4 с 4 попеременном двухшажном ходе на разной скорости передвижения. Отталкивание ногой в повороте переступанием в движении. 92- Лыжные гонки Психические процессы в 94 обучении двигательным действиям. Согласованность движений рук и ног при выполнении поворота переступанием в движении по кругу. Лыжные гонки 2-3 км. 95- Подъем «елочкой» Согласованность движений рук 98 и ног в скользящем шаге при длительном одноопорном скольжении. Согласованность движений рук и ног в подъёме «ёлочкой». Подвижные игры 99- История История возникновения 100 возникновения подвижных игр. подвижных игр. ОРУ, Ловля и передача мяча в Эстафета движении. Ведение мяча правой и левой рукой в движении. Эстафеты. Игра «Овладей мячом». Развитие координационных способностей 101- Ловля и передача Утренняя гимнастика. 102 мяча в движении. ОРУ, Ловля и передача мяча в Ведение мяча движении. Ведение мяча правой и левой правой и левой рукой в рукой в движении. движении. Эстафеты. Игра «Овладей мячом». Развитие координационных способностей 103- Тренировка Тренировка начинается с 104 начинается с разминки. разминки. ОРУ, Ловля и передача мяча в кругу. Ведение мяча правой и левой рукой в движении. Эстафеты. Игра «Мяч ловцу». Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей 105- Игра в мини- Выбор видов спорта для 106 баскетбол. самостоятельными занятиями физкультурой и спортом. ОРУ, Ловля и передача мяча в кругу. Ведение мяча правой и левой рукой в движении. 11 Соревнования Лекция элементами беседы. Практика. Лекция элементами беседы. Практика. Игра 3 с 4 20 с 2 Лекция элементами беседы. Практика. Игра с 2 Лекция элементами беседы. Практика. Игра с 2 Лекция с 2 элементами беседы. Соревнования 107- Развитие силы и 108 быстроты. 109- Броски мяча в 110 кольцо двумя руками от груди 111- Броски мяча в 112 кольцо двумя руками от груди 113- Игра в 114 баскетбол. мини- 115- Подвижные игры 118 119- Спортивные 136 состязания Эстафеты. Игра «Мяч ловцу». Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей Развитие силы и быстроты. ОРУ, Ловля и передача мяча в кругу. Ведение мяча правой и левой рукой в движении. Эстафеты. Игра «Мяч ловцу». Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей Развитие выносливости и гибкости. ОРУ, Ловля и передача мяча в кругу. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Эстафеты. Игра «Мяч ловцу». Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей Гигиена занятий физическими упражнениями. ОРУ, Ловля и передача мяча в кругу. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Эстафеты. Игра «Снайперы». Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей Ваш домашний стадион. ОРУ, Ловля и передача мяча в кругу. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Эстафеты. Игра «Снайперы». Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей Лекция элементами беседы. Практика. Игра с 2 Лекция элементами беседы. Практика с 2 Лекция элементами беседы. Практика. Игра с 2 Лекция с 2 элементами беседы. Соревнования Соревнования В течение года 4 18 12 4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы 4.1. Методическая часть На занятиях лыжной подготовки используются следующие методы: - наглядный – повторение, копирование, практический показ способов деятельности; - словесный – объяснение, передача информации; - практический – приобретение навыков и умений; - игровой; - частично-поисковый – используя полученные ЗУН, дети самостоятельно проводят занятия или его часть; - соревновательный Основные приемы, используемые в организации образовательного процесса: стимулирование, сотрудничество, контроль, соревнования, мотивация. убеждение, Подготовительная часть способствует разогреванию мышц, повышению частоты пульса и дыхания. Основная часть - развитию физических качеств, обучение передвижению на лыжах, тестирования. Заключительная часть должна научить занимающихся расслабляться, восстанавливать силы. Форма занятий: учебно - тренировочная Организационно - методические указания: - каждое звено является звеном системы занятий, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала; - обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом их состояния, возраста, физического развития, двигательной подготовленности. При реализации программы необходимо учитывать 3 уровня обеспечения: -Методическое обеспечение: использование собственного опыта работы, учебно-методическая литература. -Психолого-педагогическое обеспечение (возрастные, психологические возможности детей, уровень их физической подготовки). -Техническое обеспечение: - занятия проводятся на учебной лыжне; - лыжи, палки, ботинки; - лыжный костюм; - секундомер; - гимнастические палки, скакалки, мячи 4.2. Диагностическая часть Диагностика проводится с целью определения уровня здоровья, она проводится в октябре и в мае. Основными показателями выполнения программных требований являются следующие показатели: - стабильность состава занимающихся; - динамика прироста показателей физической подготовленности; - уровень освоения основ техники лыжных гонок. Качество полученных знаний, умений и навыков проверяется через итоговый контроль: по теории “Основы знаний”: тесты, беседы, согласно теоретического курса данной программы; по технике выполнения упражнений: контрольные испытания на развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, скорости, выносливости, прыгучести, гибкости, координации движений); контрольные упражнения на владение техникой движений основных лыжных ходов; участие в соревнованиях по легкой атлетике и по лыжным гонкам (школьных, районных). Усвоение программы учащимися оценивается по сдаче нормативов общей и специальной физической подготовки – низкий уровень, средний, высокий. Контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке № п-п Контрольное упражнение возраст Общая физическая подготовка 7 1. Бег 30м (сек) 8 9 10 7 2. Бег 60 м (сек) 8 9 10 7 3. Прыжок в длину с 8 места (см) 9 10 7 4. Подтягивание на 8 перекладине (раз) 9 10 5. Отжимание в упоре 7 на руках (раз) 8 9 10 Специальная физическая подготовка 1. 2. 7 Лыжи. 8 Классический 9 стиль. 1 км (мин, 10 сек) 7 2 км (мин,сек) 8 9 10 Оценка мальчики 3 4 5 девочки 3 4 5 7.5 6.8 7.1 6.6 6,6 6,0 6,5 5,8 Без учета времени 5.6 5.4 5,4 5,1 7.6 7.3 6,8 6,6 7.3 6.8 6,2 6,0 5.8 5.6 5,5 5,2 11,8 11,2 100 110 145 155 1 1 1 11,2 10,6 130 140 155 165 2 3 4 10,6 10,0 155 165 165 175 4 4 5 12,2 11,4 90 100 135 145 2 3 3 11,6 10,8 120 135 145 155 7 9 10 10,8 10,1 150 155 155 165 12 14 16 1 10 10 12 14 4 11 11 14 16 5 12 12 16 18 4 9 9 8 10 12 10 10 11 14 18 11 11 14 16 10.00 9.30 9.00 8.00 9.30 9.00 8.30 7.30 9.00 8.30 8.00 7.00 11.00 10.00 9.30 8.30 10.30 9.30 9.00 8.00 10.00 9.00 8.30 7.30 12,44 11,19 16,34 15,19 15,19 13,52 13,52 12,38 Без учета времени 15,18 13,28 13,39 12,44 14 4.3. Информационное обеспечение Для учащихся пособия и учебники, входящие в предметную линию учебников В.И. Ляха. 1. Лях В.И. Физическая культура: учебник для учащихся 10-11 классов. М.: Просвещение, 2010. 2. Лях В.И. Физическая культура: учебник для учащихся 5-7 классов. М.: Просвещение, 2010. 3. Лях В.И. Физическая культура: учебник для учащихся 8-9 классов. М.: Просвещение, 2010. 4. Физическая культура 5-7 кл., под реакцией М.Я. Виленского. М.: Просвещение, 2009. 5. Физическая культура 8-9 кл., под обще редакцией В.И. Ляха. М.: Просвещение, 2009. Методические издания по ФК для учителя. 1. Журналы «Физическая культура в школе». 2. Кузнецов В.С., Колодницкий, Г.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М., 2003. 3. Легкая атлетика в школе / под ред. Г.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Г.А. Колодницкого. – М., 1998. 4. Макаров А.Н. Легкая атлетика. – М., 1990. 5. Методика преподавания гимнастики в школе. – М., 2000. 6. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л.Б. Кофмана. – М., 2000. 7. Настольная книга учителя физической культуры, Г.И. Погодаев. «Физкультура и спорт». Москва, 2000. 8.Спортивные игры на уроках физкультуры / ред. О. Листов. – М.,2001. 9. Спорт в школе / под ред. И.П. Космина, А.П. Паршикова, Ю.П. Пузыря. – М., 2003. 10. Справочник учителя физической культуры. Г.А. Киселев, С.Б. Киселева. «Учитель». Волгоград, 2008. 15