РП ВД Волонтерский отряд Про добро

1

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности создана на основе следующих
документов:
• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ;
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011
г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
Федерального образовательного стандарта общего образования»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Концепция развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до
2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. №
2950-р);
• Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
• План мероприятий по реализации Концепции содействия развитию
добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждён
заместителем председателя Правительства РФ Т. А. Голиковой 20 июня 2019 г. №
5486п-П44);
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
• Указ Президента РФ от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской
общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское
движение школьников»;
• Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ (в ред. Федерального закона от
18 декабря 2018 г. № 469-ФЗ) «О благотворительной деятельности и
добровольчестве (волонтёрстве)»;
• Устав МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»;
• Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ
«Усть-Салдинская СОШ»;
• Годовой календарный учебный график;
• Учебный план основного общего образования МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) рабочей программы
Предлагаемый курс следует рассматривать как важный практический элемент системы
воспитательной работы в общеобразовательной организации. Представляется, что
практическая ценность курса заключается в том, что он позволяет проектировать социальные
инициативы детей с учётом особенностей региона и конкретной образовательной
организации.
Вспомним слова широко известной песни «С чего начинается Родина?», которые
сохраняют свою значимость и актуальность по нынешний день, являясь своеобразным
поэтическим выражением любви к своему Отечеству, особенно когда мы говорим о
добровольчестве (волонтёрстве). Именно в детстве, среди «хороших и верных товарищей,
живущих в соседнем дворе», у развивающейся личности формируется потребность в
созидательной активности, реализации своего потенциала, определении смысла и ценности
собственных поступков и заслуженном признании со стороны друзей и окружающих.
2

Тимуровцами нашего времени называют сегодня школьников-волонтёров, для которых
потребность в улучшении окружающего мира, стремление заботиться о тех, кто меньше и
слабее, оказывать помощь тем, кто остро в ней нуждается, становится осознанной
необходимостью. Они готовы помогать людям и при этом не требовать вознаграждения за
свой, порой нелёгкий, труд.
Развитие добровольческого движения в общеобразовательной школе, вовлечение
обучающихся в проекты социальной направленности (экологические, гражданскопатриотические, краеведческие, культурные, а также нацеленные на здоровьесбережение,
помощь малообеспеченным слоям населения и т. д.) формируют такие качества личности,
как любовь к Родине, трудолюбие, чувство долга, целеустремлённость, стремление к
самосовершенствованию. В условиях ХХI в. именно различные формы добровольчества
формируют систему ценностей человека с её специфическим содержанием и иерархической
структурой.
В современной школе развитие добровольчества (волонтёрства) является показателем
социально-педагогической работы школы, готовности педагогов, учащихся и родителей к
сотрудничеству и непосредственному участию в жизни местного сообщества, а волонтёрские
практики становятся важнейшим инструментом формирования у школьников активной
гражданской позиции и ответственности.
Цели и задачи рабочей программы
Цель курса:
формирование активной гражданской позиции школьников путём включения в
добровольческую (волонтёрскую) деятельность, формирование коммуникативных,
социальных, профессиональных компетенций.
Задачи курса:
•
сформировать у школьников базовые представления об основах российского
добровольчества (волонтёрства) и особенностях его развития;
•
познакомить учащихся (в соответствии с их возрастными особенностями) с историей
благотворительности, добровольчества;
•
изложить на основе системного подхода идейные принципы добровольчества и
показать связь с различными формами патриотического воспитания;
•
рассказать об организационных формах волонтёрского движения на основе большого
эмпирического материала;
•
выделить главные направления в школьном добровольчестве, используя
мотивирующие поведение школьников примеры;
•
подчеркнуть социальную значимость добровольчества и важность личного участия
школьника в волонтёрских проектах для успешного выбора профессии и построения
профессиональной карьеры;
•
обучить школьников основам социального проектирования на примере создания и
реализации добровольческих проектов в школе;
•
достичь планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Общая характеристика деятельности
Курс основывается на:
•
принципе служения людям и Отечеству (формирование духовно-нравственного
фундамента личности школьника);
3

•
идее служения, тесно связанного с возможностями развития, как в сфере
коммуникации между детьми, так и в сфере построения их будущей
профессиональной карьеры;
•
балансе
развития
личности,
который
создаётся
путём сочетания
идеи служения обществу с задачами личностного развития отдельного ребёнка.
Формы организации обучения
Важную роль в обеспечении интерактивности занятий играет педагог, который на
протяжении всего курса находится вместе с детьми, консультирует их и помогает
преодолевать возникающие трудности. Кроме того, своим поведением он поддерживает
доброжелательную атмосферу, позволяющую ученикам быть уверенными в себе,
чувствовать, что какие бы задания в учебнике они ни встретили, они обязательно с ними
справятся.
На каждом аудиторном занятии педагог разбирает с детьми особенности выполнения
размещённых в учебнике заданий, даёт комментарии к ним.
Педагогу рекомендуется разумно стимулировать детей, задавать больше вопросов и
активно получать на них ответы. Формы организации занятий курса: беседа, лекция-беседа,
тренинг, игра.
Межвозрастные взаимодействия
В ходе изучения курса поощряется взаимодействие школьников как внутри параллели, так
и между разными возрастными группами для выполнения обозначенных после каждого
параграфа заданий.
Школьники учатся взаимодействовать с людьми старшего возраста, они оказывают
посильную помощь пожилым педагогам своей школы или другим знакомым пенсионерам.
Интеграция курса с учебными дисциплинами и школьной программой
Данный курс предполагает интеграцию с учебными дисциплинами и школьной
программой. Это проявляется в том, что в ходе аудиторных занятий педагог может связать
выполнение заданий с темами отдельных школьных дисциплин (например, литературы,
истории, ОБЖ, физкультуры и пр.). Например, в ходе выполнения некоторых заданий дети
учатся оказывать первую медицинскую и психологическую помощь, решают задачи
налаживания эффективной коммуникации с внешним миром при отсутствии традиционных
средств связи.
Логика курса
Развитие гражданской активности школьников происходит в результате их практической
деятельности, посвящённой:
•
знакомству с волонтёрством и его направлениями;
•
обучению преодолевать типичные для волонтёров трудности;
•
обучению работать в волонтёрском объединении;
•
ориентации на выбор профессии посредством волонтёрской деятельности;
•
обучению социальному проектированию. На протяжении всего обучения
обязательны:
•
практика участия школьников в волонтёрской деятельности;
•
развитие у школьников способностей и качеств в соответствии с зоной ближайшего
развития;
•
помощь педагога школьникам, его гибкий/вариативный подход к выбору тем и
заданий из учебника.

4

Место курса в учебном плане
Курс реализуется за два года обучения (для 5—8 классов — 34 часа) и состоит из двух
частей.

Основное содержание курса внеурочной деятельности
Тема

Кол-во
часов

Кто такие
2
волонтёры
(добровольцы
)

История
развития
волонтёрства
(добровольче
ства)

2

Направления
волонтёрской
(добровольче
ской)
деятельности

3

Содержание
темы
Первый год обучения
Пример доброго дела (педагогу
можно взять готовый пример из
текста учебника или привести
собственный). Определение понятий
«доброволец» и
«волонтёр». В чём заключается
волонтёрский
(добровольческий)
труд? Обсуждение особенностей
волонтёрского (добровольческого)
труда. Как работают волонтёры
(добровольцы)? Пять основных
причин занятия волонтёрством
(добровольчеством).
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
1. Историческая справка о развитии
волонтёрства
(добровольчества).
Развитие волонтёрства в мире.
Развитие волонтёрства в России.
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
2. Волонтёрство (добровольчество)
в социальной сфере. Волонтёрство
(добровольчество)
в
сфере
физической культуры и спорта.
Волонтёрство (добровольчество) в
сфере
культуры.
Волонтёрство
(добровольчество) в сфере охраны
природы.
Волонтёрство
(добровольчество)
в
сфере
здравоохранения.
Волонтёрство
(добровольчество)
в
сфере
предупреждения и ликвидации
последствий
чрезвычайных
ситуаций.
Медиаволонтёрство.
Киберволонтёрство
(интернетволонтёрство, е-волонтёрство).
Задания к параграфу выполняются
по принципу: инструктаж для
школьников (и ответы на вопросы) практическое выполнение задания
школьниками (от 1 дня до 1–2
5

Вид
деятельности
Знакомятся с понятиями
«волонтёр»,
«доброволец». Обсуждают
примеры того, почему
люди
занимаются
волонтёрством.

Знакомятся с историей
развития волонтёрства в
мире и России. На основе
изученного
материала
выполняют задания.
Формулируют
определение
видов
волонтёрской
деятельности. Выбирают
и
выполняют
практические задания по
видам
волонтёрской
деятельности.

Основные
принципы
добровольчес
кого труда

3

Разнообразие
форм участия
в
волонтёрской
деятельности

1

Как
3
волонтёры
преодолевают
трудности?

Настольная
игра
«Путешестви
е в мир
добровольчес
тва»

2

недель) - демонстрация результатов
выполнения задания школьниками.
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
3.
Принцип
добровольности.
Принцип безвозмездности. Принцип
добросовестности.
Принцип
законности. Принцип вежливой
активности. Какие личные качества
нужно развивать волонтёрам?
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
4.
Как
можно
разнообразить
проведение акций? (Тренировка
перед выполнением домашнего
задания.)
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
5.
Общение
с
незнакомыми
и
малознакомыми
людьми.
Самооценка в вопросах того, что ты
хочешь, и того, что можешь.
Выстраивание
приоритетов
по
отношению к тому, что важно и
срочно, и к тому, что может
подождать.
Правильные
представления
о
содержании
порученной
работы
и
её
результатах.
Умение
работать
сообща
(в
команде).
Связь
волонтёрского труда с будущей
профессией.
Выполнение школьниками заданий
по комиксам в параграфе.
Задание учащимся изучить правила
настольной игры «Путешествие в
мир добровольчества», которая
будет проводиться на следующем
уроке.
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
6. Для проведения командной
настольной игры вы можете:
•
использовать
готовые
карточки с заданиями
•
придумать
собственные
задания;
•
попросить
школьников
придумать задания и сдать на
проверку, чтобы вы выбрали самые
подходящие.
6

Изучают
основные
принципы добровольного
труда.
На
основе
изученного
материала
выполняют задания.

Изучают формы участия в
волонтёрских акциях. На
основе
изученного
материала
выполняют
задания.
Изучают
способы
преодоления трудностей
волонтёрской
деятельности. Выполняют
практические задания

В
игровой
форме
повторяют
изученный
материал. Отвечают на
вопросы после игры

Правила игры даны в учебном
пособии.
Примерные виды добровольческих
(волонтёрских)
объединений:
волонтёрская
группа
(звено),
волонтёрский отряд, волонтёрский
центр (движение). Поиск того, кто
нуждается в поддержке, помощи,
защите.
Что
делать,
если
объединения в школе нет? Что
делать, если школьные объединения
уже есть?
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
8.
Кто
такой
руководитель
волонтёрского объединения? Тест
лидерских качеств. Качества лидера.

Школьное
волонтёрское
объединение

1

Выбираем
лидера

1

Выбираем
направление
работы
объединения

2

Формируем
имидж
волонтёрског
о
объединения

2

Работаем
в команде

2

Тренинг «Сначала дружба, потом
соревнование».
Методические
рекомендации
по
проведению
тренинга см. в Приложении 3.

Cоциальный
квест
«Не умеешь
— научись»

1

Наши
мероприятия:
от идеи — к
результату

1

Привлекаем
новых

2

Что такое квест? Краткая история
тимуровского
движения.
Методические рекомендации по
проведению
тренинга
см.
Приложение 2.
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
13.
Выполнение
заданий
к
параграфу
и
демонстрация
результатов.
Практикум. Групповая работа по
темам.

Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
9.
Повторение
направлений
волонтёрской
деятельности.
Выполнение заданий к теме и
демонстрация
школьниками
результатов.
Понятие
«имидж».
Миссия
деятельности.
Общественное
мнение. Бренд.
Внутренняя
культура.
Организационная культура.

7

Изучают
понятие
волонтёрского
объединения. Отвечают на
вопросы и выполняют
задания к теме

Знакомятся с понятием
«руководитель
волонтёрского
объединения».
Выполняют
тест
лидерских
качеств.
Выполняют практические
задания.
Изучают, как выбрать
направление
работы
объединения и научиться
составлять
план.
Выполняют практические
задания вместе с другими
волонтёрами.
Формируют
понимание
правильного отношения
волонтёров
своего
объединения к чужому.
Выполняют задания на
создание
имиджа
волонтёрского
объединения.
Изучают, как работать в
команде. Участвуют в
тренинге
командообразования.
Выполняют практические
задания
Участвуют в социальном
квесте

Обсуждают подходы к
организации
и
проведению мероприятий.
Выполняют практические
задания.
Изучают
приёмы
привлечения
новых

волонтёров

Деловая игра 2
«Проводим
волонтёрское
мероприятие»

Дружим с
другими
организациям
и

2

Настольная
игра
«Мы команда
добрых дел»

2

Второй год обучения
Направления 2
волонтёрства

волонтёров. Участвуют в
групповой
работе
по
темам. Проводят урок о
волонтёрстве.
Демонстрация
школьниками Организуют и проводят
результатов выполнения заданий к § мероприятие.
15.
О проблеме, которую вы хотите
решить. Кто будет помогать вам
создавать
и
проводить
мероприятие? О тех, для кого вы
делаете мероприятие. С кем вы
будете договариваться, чтобы вам
разрешили его провести? Место, где
вы будете проводить мероприятие
(например, в актовом зале, на
детской площадке или в парке).
Необходимый
реквизит
(вещи,
которые вам понадобятся для
проведения
мероприятия
и
награждения победителей) и где вы
его возьмёте. День и время, в
которые вы планируете проводить
мероприятие. Как и когда вы будете
приглашать
участников?
Последовательность всех этапов
события.
Анализ
проведения
мероприятия.
Демонстрация
школьниками Изучают
основные
результатов выполнения заданий к § понятия
партнёрских
16. Основные задачи установления отношений. Выполняют
партнёрских отношений с другими задания
на
объединениями.
взаимодействие.
Задание
школьникам
изучить
правила настольной игры «Мы
команда добрых дел», которая будет
проводиться на следующем занятии.
Для
проведения
командной В
игровой
форме
настольной игры вы можете:
повторяют
изученный
•
использовать
готовые материал. Отвечают на
карточки с заданиями;
вопросы после игры
•
придумать
собственные
задания;
•
попросить
школьников
придумать задания и сдать на
проверку, чтобы вы выбрали самые
подходящие.
Правила игры написаны в учебном
пособии «Школа волонтёра. 5–7
классы»
Поиск ответов на вопросы во время Изучают, какие профессии
занятия
добровольчеством. соответствуют
8

и профессии

Соотношение
направлений
волонтёрства
и
профессий.
Волонтёрство в сфере охраны
природы (биоэколог и инженерэколог). Волонтёрство в социальной
сфере
(социальный
работник).
Волонтёрство в сфере физической
культуры и спорта (спортивные
тренер, судья, арбитр, рефери,
менеджер).
Событийное
волонтёрство
(event-менеджер,
культорганизатор). Волонтёрство в
сфере
здравоохранения
(врач,
архитектор
медицинского
оборудования,
валеолог).
Волонтёрство
в
сфере
предупреждения и ликвидации
последствий
чрезвычайных
ситуаций (инженер по защите в
чрезвычайных
ситуациях,
сотрудник
МЧС,
спасатель).
Задания к параграфу выполняются
по принципу: инструктаж для
школьников (и ответы на вопросы) практическое выполнение задания
школьниками (от 1 дня до 1–2
недель)
демонстрация
школьниками
результатов
выполнения задания. Разъяснение
особенностей выполнения заданий к
§ 1. Демонстрация результатов
выполнения заданий.
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
1. Пример проекта «Компьютерный
ликбез». Рекомендации по работе с
пожилыми
людьми.
Помощь
ученикам
младших
классов.
Рекомендации
по
работе
с
учениками младших классов.

Волонтёры
в социальной
сфере

3

Волонтёры в
сфере
физической
культуры и
спорта

2

Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
2. Требования к волонтёру в сфере
физической культуры и спорта.
Примеры направлений участия в
волонтёрстве.

Волонтёры в
сфере
культуры

2

Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
3. Требования к волонтёру в сфере
культуры.
Участие
в
9

направлениям
волонтёрства. Выполняют
практические задания с
использованием
изученного материала.

Обсуждают,
чем
занимаются волонтёры в
социальной
сфере.
Изучают
советы
социальному волонтёру.
Выполняют задания с
использованием
изученного
материала.
Проводят
социальный
квест на одну из тем.
Изучают полезные советы
для волонтёров в сфере
физической культуры и
спорта.
Выполняют
практические задания с
использованием
изученного материала.
Обсуждают и изучают,
чем могут заниматься
волонтёры
в
сфере
культуры.

восстановлении
памятников
культурного
и
исторического
наследия,
археологических
исследованиях.
Экскурсоведение.
Проект
«Доброхоты»
(девиз:
«Узнавая памятники – узнаёшь
себя»). Акция «Танцуй, Москва –
танцуй,
Россия!».
Проект
«Искусство
в
городском
пространстве». Проект «Судьба
моего рода в судьбе моего края».
Всемирная образовательная акция
«Тотальный
диктант».
Проект
«Кино для всех».
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
4. Акция
«Чистый двор». Проект «ЭкоГТО».
Юные добровольцы РДШ.
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
5.
Пять
ключевых
умений
событийного волонтёра. Как стать
событийным волонтёром?

Эковолонтёр
ы

2

Событийные
волонтёры

2

Медиаволонт
ёры

2

Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
6. Почему новости интересно
читать? Особенности создания и
редактирования новости

Киберволонтё 2
ры

Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
7. Попробовать читать тексты для
Librivox.org.
Заниматься
репетиторством онлайн. Писать
статьи для Википедии. Помогать
школе распространять новости в
интернет-среде.

Волонтёры в
сфере
здравоохране
ния

Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
8. Особенности допуска волонтёров
к работе с пациентами. Направления
работы:
досуговая
работа,
обучающая работа, хозяйственная и
организационная
помощь,
поддержка
родителей
и
родственников пациентов не на
территории лечебных отделений
медицинского учреждения в рамках
программ,
реализуемых
медицинским
учреждением,

2

10

Организовывают
и
показывают театральную
постановку. Выполняют
практические задания с
использованием
изученного материала.

Изучают,
какие
есть
экологические проекты.
Выполняют практические
задания с использованием
изученного материала.
Узнают
о
ключевых
умениях
событийного
волонтёра.
Выполняют
практические задания с
использованием
изученного материала.
Изучают,
чем
может
заниматься
медиаволонтёр.
Выполняют практические
задания с использованием
изученного материала.
Изучают,
чем
может
заниматься
киберволонтёр.
Выполняют практические
задания с использованием
изученного
материала.
Создают
виртуальное
сообщество
друзей
волонтёрского движения.
Изучают
проекты
добровольчества в сфере
здравоохранения.
Выполняют практические
задания с использованием
изученного материала. В
игровой форме учатся
оказывать
первую
медицинскую
помощь.
Проводят добрый урок на
одну из тем

Волонтёры в
сфере
предупрежде
ния и
ликвидации
последствий
чрезвычайны
х ситуаций

2

Доверяй, но
проверяй

2

Продумываем 3
свой
социальный
проект

информационная помощь.
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
9. Требования к волонтёрам в сфере
предупреждения и ликвидации
последствий
чрезвычайных
ситуаций. Возможности участия
несовершеннолетних.

Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
10. Как не попасться на удочку
мошенников в ходе волонтёрской
деятельности.
Как
выглядит
предложение
мошенников.
Типичная история пострадавшего от
мошенников. Что делать, если вы
оказались обманутым.
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
11. Что такое квест? проект?
Понятие социального проекта. Что
нужно знать, чтобы продумать
социальный
проект?
Как
реализовать проект?

Квест как
форма
социального
проекта

3

Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
12. Изучение содержания квеста.
Планирование
работы
по
организации и проведению квеста.
Распределение ролей. Проведение
квеста «Потерянные ценности».

Этапы
социального
проекта

3

Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
13. Понятие проекта. Волонтёрский
социальный проект. Ключевые
пункты проекта (название, цель,
задачи,
целевая
аудитория,
мероприятия
проекта
и
их
периодичность, ресурсы, схема
взаимодействия
участников
команды проекта, риски). О чём
11

Знакомятся
с
содержанием
работы
волонтёров
в
сфере
предупреждения
и
ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Выполняют практические
задания с использованием
изученного
материала.
Учатся взаимодействовать
в условиях игровой ЧС.
Организуют
школьный
патруль для обеспечения
контроля
безопасности
школьников на переменах.
Узнают
о
правилах,
соблюдение
которых
позволяет
не
стать
жертвой
мошенников.
Выполняют практические
задания с использованием
изученного материала.
Узнают
о
понятиях
«квест» и «социальный
квест».
Изучают
технологию организации
и проведения квестов.
Выполняют практические
задания с использованием
изученного материала.
Организовывают
проведение
квеста,
знакомящего
с
ценностями
волонтёрского движения.
Изучают
понятия
«проект» и «волонтёрский
проект».
Придумывают
социальный волонтёрский
проект.
Изучают
понятия
«проект» и «волонтёрский
проект».
Придумывают
социальный волонтёрский
проект.

Анализ
социальных
проектов.
Деловая игра

1

Итоговое
занятие.
Защита
проектов

1

подумать
в
начале
создания
проекта?
Выполнение
практического задания.
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
14. «Гимнастика для всех!». «Беречь
малую родину — значит беречь
Россию».
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
15, 16.
Защита проектов.

Обсуждают
примеры
школьных волонтёрских
проектов. Отвечают на
вопросы по теме.

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Учебный курс позволяет педагогу системно организовать процесс вовлечения детей в
добровольческую деятельность, что запустит механизм комплексного развития гражданской
активности школьников, «добровольное участие детей и подростков в социально значимой
деятельности, в том числе в проектах и мероприятиях социальной направленности
(экологических, гражданско-патриотических, краеведческих, культурных, нацеленных на
пропаганду здорового образа жизни, помощь малообеспеченным слоям населения и т. д.)»
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения курса.
К личностным результатам относят:
•
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
•
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
•
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
•
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
•
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
12

самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
•
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственны чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
•
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
•
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
•
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности, таких как:
•
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
•
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
•
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
•
смысловое чтение;
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
•
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
13

•
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами;
•
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Достижение предметных результатов образовательной программы общественно-научных
предметов даст учащимся возможность:
•
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
•
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и
личность;
•
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
•
выявлять причинно-следственные связи между общественными явлениями и
характеризовать основные направления общественного развития;
•
осознанно содействовать защите природы;
•
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
•
различать отдельные виды социальных норм;
•
характеризовать основные нормы морали;
•
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры
проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
•
раскрывать сущность процесса социализации личности;
•
оценивать социальную значимость здорового образа жизни;
•
учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
•
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
•
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
•
описывать основные социальные роли подростка;
•
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать
верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
•
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
молодёжи;
•
формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ
жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
•
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
•
раскрывать достижения российского народа;
•
использовать знания и умения для формирования способности уважительно
относиться к правам других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

14

Тематическое планирование 1 год обучения
№

Тема

1
2

3

4
5

6

7

8

9
10
11

12
13
14
15
16

17
18

Всего

Теоретические
занятия

Практи
Самостояческие
тельная
занятия работа
Часть I. Путешествие в мир волонтёрства (добровольчества)
Кто такие волонтёры
2
1
—
1
(добровольцы)?
История развития
2
—
—
1
волонтёрства
(добровольчества)
Направления
3
1
—
2
волонтёрской
(добровольческой)
деятель ности
Основные принципы
3
1
—
2
добровольческого труда
Разнообразие форм
1
—
—
1
участия в
волонтёрской
деятельности
Как волонтёры
3
1
—
2
преодолевают
трудности?
Настольная
игра
2
1
1
—
«Путешествие в мир
добровольчества»
Часть II. Волонтёрский труд: нужный, интересный, твой!
Школьное
1
1
—
2
волонтёрское
объединение
Выбираем лидера
1
—
1
—
Выбираем направление
2
—
1
1
работы объединения
Формируем имидж
2
1
—
1
волонтёрского
объединения
Работаем в команде
2
—
1
—
Cоциальный квест «Не
1
—
1
—
уме ешь — научись»
Наши мероприятия: от
1
—
1
—
идеи — к результату
Привлекаем новых
2
—
1
1
волонтёров
Деловая игра
2
—
1
1
«Проводим
волонтёрское
мероприятие»
Дружим с другими
2
—
1
1
организациями
Настольная игра «Мы
2
1
1
—
команда добрых дел»
ИТОГО
34
8
10
14
15

Тематическое планирование 2 год обучения
№

Тема

1

Направления
волонтёрства и
профессии

2

1

—

1

2

Волонтёры в
социальной сфере

3

1

—

1

3

Волонтёры в сфере
физической культуры и
спорта

2

—

—

1

4

Волонтёры в сфере
культуры

2

—

—

1

5

Эковолонтёры

2

—

—

1

6

Событийные волонтёры

2

—

—

1

7

Медиаволонтёры

2

—

—

2

8

Киберволонтёры

2

—

—

1

9

Волонтёры в сфере
здравоохранения

2

—

—

2

10

Волонтёры в сфере
предупреждения и
ликвидации
последствий
чрезвычайных ситуаций

2

—

—

1

11

Доверяй, но проверяй
2
1
Часть II. От твоей идеи к твоему проекту

1

—

12

Продумываем свой
социальный квест

3

2

1

1

13

Квест как форма
социального проекта

3

2

1

1

14

Этапы социального
проекта

3

2

1

1

15

Анализ социальных
проектов. Деловая игра

1

—

1

—

16

Итоговое занятие.
Защита проектов

1

—

1

—

34

8

ИТОГО

Всего

Теоретические
занятия

Практи
ческие
занятия
Часть I. Волонтёрство и твоя будущая профессия

16

10

Самостоятельная
работа

14

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».