1 Пояснительная записка Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности создана на основе следующих документов: • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ; • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»; • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • Концепция развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. № 2950-р); • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); • План мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждён заместителем председателя Правительства РФ Т. А. Голиковой 20 июня 2019 г. № 5486п-П44); • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); • Указ Президента РФ от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»; • Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2018 г. № 469-ФЗ) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)»; • Устав МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»; • Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»; • Годовой календарный учебный график; • Учебный план основного общего образования МКОУ «Усть-Салдинская СОШ» Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) рабочей программы Предлагаемый курс следует рассматривать как важный практический элемент системы воспитательной работы в общеобразовательной организации. Представляется, что практическая ценность курса заключается в том, что он позволяет проектировать социальные инициативы детей с учётом особенностей региона и конкретной образовательной организации. Вспомним слова широко известной песни «С чего начинается Родина?», которые сохраняют свою значимость и актуальность по нынешний день, являясь своеобразным поэтическим выражением любви к своему Отечеству, особенно когда мы говорим о добровольчестве (волонтёрстве). Именно в детстве, среди «хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе», у развивающейся личности формируется потребность в созидательной активности, реализации своего потенциала, определении смысла и ценности собственных поступков и заслуженном признании со стороны друзей и окружающих. 2 Тимуровцами нашего времени называют сегодня школьников-волонтёров, для которых потребность в улучшении окружающего мира, стремление заботиться о тех, кто меньше и слабее, оказывать помощь тем, кто остро в ней нуждается, становится осознанной необходимостью. Они готовы помогать людям и при этом не требовать вознаграждения за свой, порой нелёгкий, труд. Развитие добровольческого движения в общеобразовательной школе, вовлечение обучающихся в проекты социальной направленности (экологические, гражданскопатриотические, краеведческие, культурные, а также нацеленные на здоровьесбережение, помощь малообеспеченным слоям населения и т. д.) формируют такие качества личности, как любовь к Родине, трудолюбие, чувство долга, целеустремлённость, стремление к самосовершенствованию. В условиях ХХI в. именно различные формы добровольчества формируют систему ценностей человека с её специфическим содержанием и иерархической структурой. В современной школе развитие добровольчества (волонтёрства) является показателем социально-педагогической работы школы, готовности педагогов, учащихся и родителей к сотрудничеству и непосредственному участию в жизни местного сообщества, а волонтёрские практики становятся важнейшим инструментом формирования у школьников активной гражданской позиции и ответственности. Цели и задачи рабочей программы Цель курса: формирование активной гражданской позиции школьников путём включения в добровольческую (волонтёрскую) деятельность, формирование коммуникативных, социальных, профессиональных компетенций. Задачи курса: • сформировать у школьников базовые представления об основах российского добровольчества (волонтёрства) и особенностях его развития; • познакомить учащихся (в соответствии с их возрастными особенностями) с историей благотворительности, добровольчества; • изложить на основе системного подхода идейные принципы добровольчества и показать связь с различными формами патриотического воспитания; • рассказать об организационных формах волонтёрского движения на основе большого эмпирического материала; • выделить главные направления в школьном добровольчестве, используя мотивирующие поведение школьников примеры; • подчеркнуть социальную значимость добровольчества и важность личного участия школьника в волонтёрских проектах для успешного выбора профессии и построения профессиональной карьеры; • обучить школьников основам социального проектирования на примере создания и реализации добровольческих проектов в школе; • достичь планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов. Общая характеристика деятельности Курс основывается на: • принципе служения людям и Отечеству (формирование духовно-нравственного фундамента личности школьника); 3 • идее служения, тесно связанного с возможностями развития, как в сфере коммуникации между детьми, так и в сфере построения их будущей профессиональной карьеры; • балансе развития личности, который создаётся путём сочетания идеи служения обществу с задачами личностного развития отдельного ребёнка. Формы организации обучения Важную роль в обеспечении интерактивности занятий играет педагог, который на протяжении всего курса находится вместе с детьми, консультирует их и помогает преодолевать возникающие трудности. Кроме того, своим поведением он поддерживает доброжелательную атмосферу, позволяющую ученикам быть уверенными в себе, чувствовать, что какие бы задания в учебнике они ни встретили, они обязательно с ними справятся. На каждом аудиторном занятии педагог разбирает с детьми особенности выполнения размещённых в учебнике заданий, даёт комментарии к ним. Педагогу рекомендуется разумно стимулировать детей, задавать больше вопросов и активно получать на них ответы. Формы организации занятий курса: беседа, лекция-беседа, тренинг, игра. Межвозрастные взаимодействия В ходе изучения курса поощряется взаимодействие школьников как внутри параллели, так и между разными возрастными группами для выполнения обозначенных после каждого параграфа заданий. Школьники учатся взаимодействовать с людьми старшего возраста, они оказывают посильную помощь пожилым педагогам своей школы или другим знакомым пенсионерам. Интеграция курса с учебными дисциплинами и школьной программой Данный курс предполагает интеграцию с учебными дисциплинами и школьной программой. Это проявляется в том, что в ходе аудиторных занятий педагог может связать выполнение заданий с темами отдельных школьных дисциплин (например, литературы, истории, ОБЖ, физкультуры и пр.). Например, в ходе выполнения некоторых заданий дети учатся оказывать первую медицинскую и психологическую помощь, решают задачи налаживания эффективной коммуникации с внешним миром при отсутствии традиционных средств связи. Логика курса Развитие гражданской активности школьников происходит в результате их практической деятельности, посвящённой: • знакомству с волонтёрством и его направлениями; • обучению преодолевать типичные для волонтёров трудности; • обучению работать в волонтёрском объединении; • ориентации на выбор профессии посредством волонтёрской деятельности; • обучению социальному проектированию. На протяжении всего обучения обязательны: • практика участия школьников в волонтёрской деятельности; • развитие у школьников способностей и качеств в соответствии с зоной ближайшего развития; • помощь педагога школьникам, его гибкий/вариативный подход к выбору тем и заданий из учебника. 4 Место курса в учебном плане Курс реализуется за два года обучения (для 5—8 классов — 34 часа) и состоит из двух частей. Основное содержание курса внеурочной деятельности Тема Кол-во часов Кто такие 2 волонтёры (добровольцы ) История развития волонтёрства (добровольче ства) 2 Направления волонтёрской (добровольче ской) деятельности 3 Содержание темы Первый год обучения Пример доброго дела (педагогу можно взять готовый пример из текста учебника или привести собственный). Определение понятий «доброволец» и «волонтёр». В чём заключается волонтёрский (добровольческий) труд? Обсуждение особенностей волонтёрского (добровольческого) труда. Как работают волонтёры (добровольцы)? Пять основных причин занятия волонтёрством (добровольчеством). Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 1. Историческая справка о развитии волонтёрства (добровольчества). Развитие волонтёрства в мире. Развитие волонтёрства в России. Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 2. Волонтёрство (добровольчество) в социальной сфере. Волонтёрство (добровольчество) в сфере физической культуры и спорта. Волонтёрство (добровольчество) в сфере культуры. Волонтёрство (добровольчество) в сфере охраны природы. Волонтёрство (добровольчество) в сфере здравоохранения. Волонтёрство (добровольчество) в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Медиаволонтёрство. Киберволонтёрство (интернетволонтёрство, е-волонтёрство). Задания к параграфу выполняются по принципу: инструктаж для школьников (и ответы на вопросы) практическое выполнение задания школьниками (от 1 дня до 1–2 5 Вид деятельности Знакомятся с понятиями «волонтёр», «доброволец». Обсуждают примеры того, почему люди занимаются волонтёрством. Знакомятся с историей развития волонтёрства в мире и России. На основе изученного материала выполняют задания. Формулируют определение видов волонтёрской деятельности. Выбирают и выполняют практические задания по видам волонтёрской деятельности. Основные принципы добровольчес кого труда 3 Разнообразие форм участия в волонтёрской деятельности 1 Как 3 волонтёры преодолевают трудности? Настольная игра «Путешестви е в мир добровольчес тва» 2 недель) - демонстрация результатов выполнения задания школьниками. Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 3. Принцип добровольности. Принцип безвозмездности. Принцип добросовестности. Принцип законности. Принцип вежливой активности. Какие личные качества нужно развивать волонтёрам? Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 4. Как можно разнообразить проведение акций? (Тренировка перед выполнением домашнего задания.) Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 5. Общение с незнакомыми и малознакомыми людьми. Самооценка в вопросах того, что ты хочешь, и того, что можешь. Выстраивание приоритетов по отношению к тому, что важно и срочно, и к тому, что может подождать. Правильные представления о содержании порученной работы и её результатах. Умение работать сообща (в команде). Связь волонтёрского труда с будущей профессией. Выполнение школьниками заданий по комиксам в параграфе. Задание учащимся изучить правила настольной игры «Путешествие в мир добровольчества», которая будет проводиться на следующем уроке. Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 6. Для проведения командной настольной игры вы можете: • использовать готовые карточки с заданиями • придумать собственные задания; • попросить школьников придумать задания и сдать на проверку, чтобы вы выбрали самые подходящие. 6 Изучают основные принципы добровольного труда. На основе изученного материала выполняют задания. Изучают формы участия в волонтёрских акциях. На основе изученного материала выполняют задания. Изучают способы преодоления трудностей волонтёрской деятельности. Выполняют практические задания В игровой форме повторяют изученный материал. Отвечают на вопросы после игры Правила игры даны в учебном пособии. Примерные виды добровольческих (волонтёрских) объединений: волонтёрская группа (звено), волонтёрский отряд, волонтёрский центр (движение). Поиск того, кто нуждается в поддержке, помощи, защите. Что делать, если объединения в школе нет? Что делать, если школьные объединения уже есть? Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 8. Кто такой руководитель волонтёрского объединения? Тест лидерских качеств. Качества лидера. Школьное волонтёрское объединение 1 Выбираем лидера 1 Выбираем направление работы объединения 2 Формируем имидж волонтёрског о объединения 2 Работаем в команде 2 Тренинг «Сначала дружба, потом соревнование». Методические рекомендации по проведению тренинга см. в Приложении 3. Cоциальный квест «Не умеешь — научись» 1 Наши мероприятия: от идеи — к результату 1 Привлекаем новых 2 Что такое квест? Краткая история тимуровского движения. Методические рекомендации по проведению тренинга см. Приложение 2. Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 13. Выполнение заданий к параграфу и демонстрация результатов. Практикум. Групповая работа по темам. Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 9. Повторение направлений волонтёрской деятельности. Выполнение заданий к теме и демонстрация школьниками результатов. Понятие «имидж». Миссия деятельности. Общественное мнение. Бренд. Внутренняя культура. Организационная культура. 7 Изучают понятие волонтёрского объединения. Отвечают на вопросы и выполняют задания к теме Знакомятся с понятием «руководитель волонтёрского объединения». Выполняют тест лидерских качеств. Выполняют практические задания. Изучают, как выбрать направление работы объединения и научиться составлять план. Выполняют практические задания вместе с другими волонтёрами. Формируют понимание правильного отношения волонтёров своего объединения к чужому. Выполняют задания на создание имиджа волонтёрского объединения. Изучают, как работать в команде. Участвуют в тренинге командообразования. Выполняют практические задания Участвуют в социальном квесте Обсуждают подходы к организации и проведению мероприятий. Выполняют практические задания. Изучают приёмы привлечения новых волонтёров Деловая игра 2 «Проводим волонтёрское мероприятие» Дружим с другими организациям и 2 Настольная игра «Мы команда добрых дел» 2 Второй год обучения Направления 2 волонтёрства волонтёров. Участвуют в групповой работе по темам. Проводят урок о волонтёрстве. Демонстрация школьниками Организуют и проводят результатов выполнения заданий к § мероприятие. 15. О проблеме, которую вы хотите решить. Кто будет помогать вам создавать и проводить мероприятие? О тех, для кого вы делаете мероприятие. С кем вы будете договариваться, чтобы вам разрешили его провести? Место, где вы будете проводить мероприятие (например, в актовом зале, на детской площадке или в парке). Необходимый реквизит (вещи, которые вам понадобятся для проведения мероприятия и награждения победителей) и где вы его возьмёте. День и время, в которые вы планируете проводить мероприятие. Как и когда вы будете приглашать участников? Последовательность всех этапов события. Анализ проведения мероприятия. Демонстрация школьниками Изучают основные результатов выполнения заданий к § понятия партнёрских 16. Основные задачи установления отношений. Выполняют партнёрских отношений с другими задания на объединениями. взаимодействие. Задание школьникам изучить правила настольной игры «Мы команда добрых дел», которая будет проводиться на следующем занятии. Для проведения командной В игровой форме настольной игры вы можете: повторяют изученный • использовать готовые материал. Отвечают на карточки с заданиями; вопросы после игры • придумать собственные задания; • попросить школьников придумать задания и сдать на проверку, чтобы вы выбрали самые подходящие. Правила игры написаны в учебном пособии «Школа волонтёра. 5–7 классы» Поиск ответов на вопросы во время Изучают, какие профессии занятия добровольчеством. соответствуют 8 и профессии Соотношение направлений волонтёрства и профессий. Волонтёрство в сфере охраны природы (биоэколог и инженерэколог). Волонтёрство в социальной сфере (социальный работник). Волонтёрство в сфере физической культуры и спорта (спортивные тренер, судья, арбитр, рефери, менеджер). Событийное волонтёрство (event-менеджер, культорганизатор). Волонтёрство в сфере здравоохранения (врач, архитектор медицинского оборудования, валеолог). Волонтёрство в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (инженер по защите в чрезвычайных ситуациях, сотрудник МЧС, спасатель). Задания к параграфу выполняются по принципу: инструктаж для школьников (и ответы на вопросы) практическое выполнение задания школьниками (от 1 дня до 1–2 недель) демонстрация школьниками результатов выполнения задания. Разъяснение особенностей выполнения заданий к § 1. Демонстрация результатов выполнения заданий. Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 1. Пример проекта «Компьютерный ликбез». Рекомендации по работе с пожилыми людьми. Помощь ученикам младших классов. Рекомендации по работе с учениками младших классов. Волонтёры в социальной сфере 3 Волонтёры в сфере физической культуры и спорта 2 Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 2. Требования к волонтёру в сфере физической культуры и спорта. Примеры направлений участия в волонтёрстве. Волонтёры в сфере культуры 2 Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 3. Требования к волонтёру в сфере культуры. Участие в 9 направлениям волонтёрства. Выполняют практические задания с использованием изученного материала. Обсуждают, чем занимаются волонтёры в социальной сфере. Изучают советы социальному волонтёру. Выполняют задания с использованием изученного материала. Проводят социальный квест на одну из тем. Изучают полезные советы для волонтёров в сфере физической культуры и спорта. Выполняют практические задания с использованием изученного материала. Обсуждают и изучают, чем могут заниматься волонтёры в сфере культуры. восстановлении памятников культурного и исторического наследия, археологических исследованиях. Экскурсоведение. Проект «Доброхоты» (девиз: «Узнавая памятники – узнаёшь себя»). Акция «Танцуй, Москва – танцуй, Россия!». Проект «Искусство в городском пространстве». Проект «Судьба моего рода в судьбе моего края». Всемирная образовательная акция «Тотальный диктант». Проект «Кино для всех». Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 4. Акция «Чистый двор». Проект «ЭкоГТО». Юные добровольцы РДШ. Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 5. Пять ключевых умений событийного волонтёра. Как стать событийным волонтёром? Эковолонтёр ы 2 Событийные волонтёры 2 Медиаволонт ёры 2 Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 6. Почему новости интересно читать? Особенности создания и редактирования новости Киберволонтё 2 ры Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 7. Попробовать читать тексты для Librivox.org. Заниматься репетиторством онлайн. Писать статьи для Википедии. Помогать школе распространять новости в интернет-среде. Волонтёры в сфере здравоохране ния Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 8. Особенности допуска волонтёров к работе с пациентами. Направления работы: досуговая работа, обучающая работа, хозяйственная и организационная помощь, поддержка родителей и родственников пациентов не на территории лечебных отделений медицинского учреждения в рамках программ, реализуемых медицинским учреждением, 2 10 Организовывают и показывают театральную постановку. Выполняют практические задания с использованием изученного материала. Изучают, какие есть экологические проекты. Выполняют практические задания с использованием изученного материала. Узнают о ключевых умениях событийного волонтёра. Выполняют практические задания с использованием изученного материала. Изучают, чем может заниматься медиаволонтёр. Выполняют практические задания с использованием изученного материала. Изучают, чем может заниматься киберволонтёр. Выполняют практические задания с использованием изученного материала. Создают виртуальное сообщество друзей волонтёрского движения. Изучают проекты добровольчества в сфере здравоохранения. Выполняют практические задания с использованием изученного материала. В игровой форме учатся оказывать первую медицинскую помощь. Проводят добрый урок на одну из тем Волонтёры в сфере предупрежде ния и ликвидации последствий чрезвычайны х ситуаций 2 Доверяй, но проверяй 2 Продумываем 3 свой социальный проект информационная помощь. Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 9. Требования к волонтёрам в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Возможности участия несовершеннолетних. Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 10. Как не попасться на удочку мошенников в ходе волонтёрской деятельности. Как выглядит предложение мошенников. Типичная история пострадавшего от мошенников. Что делать, если вы оказались обманутым. Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 11. Что такое квест? проект? Понятие социального проекта. Что нужно знать, чтобы продумать социальный проект? Как реализовать проект? Квест как форма социального проекта 3 Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 12. Изучение содержания квеста. Планирование работы по организации и проведению квеста. Распределение ролей. Проведение квеста «Потерянные ценности». Этапы социального проекта 3 Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 13. Понятие проекта. Волонтёрский социальный проект. Ключевые пункты проекта (название, цель, задачи, целевая аудитория, мероприятия проекта и их периодичность, ресурсы, схема взаимодействия участников команды проекта, риски). О чём 11 Знакомятся с содержанием работы волонтёров в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Выполняют практические задания с использованием изученного материала. Учатся взаимодействовать в условиях игровой ЧС. Организуют школьный патруль для обеспечения контроля безопасности школьников на переменах. Узнают о правилах, соблюдение которых позволяет не стать жертвой мошенников. Выполняют практические задания с использованием изученного материала. Узнают о понятиях «квест» и «социальный квест». Изучают технологию организации и проведения квестов. Выполняют практические задания с использованием изученного материала. Организовывают проведение квеста, знакомящего с ценностями волонтёрского движения. Изучают понятия «проект» и «волонтёрский проект». Придумывают социальный волонтёрский проект. Изучают понятия «проект» и «волонтёрский проект». Придумывают социальный волонтёрский проект. Анализ социальных проектов. Деловая игра 1 Итоговое занятие. Защита проектов 1 подумать в начале создания проекта? Выполнение практического задания. Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 14. «Гимнастика для всех!». «Беречь малую родину — значит беречь Россию». Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 15, 16. Защита проектов. Обсуждают примеры школьных волонтёрских проектов. Отвечают на вопросы по теме. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса Учебный курс позволяет педагогу системно организовать процесс вовлечения детей в добровольческую деятельность, что запустит механизм комплексного развития гражданской активности школьников, «добровольное участие детей и подростков в социально значимой деятельности, в том числе в проектах и мероприятиях социальной направленности (экологических, гражданско-патриотических, краеведческих, культурных, нацеленных на пропаганду здорового образа жизни, помощь малообеспеченным слоям населения и т. д.)» Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса. К личностным результатам относят: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном 12 самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственны чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности, таких как: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • смысловое чтение; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 13 • формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Достижение предметных результатов образовательной программы общественно-научных предметов даст учащимся возможность: • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; • выявлять причинно-следственные связи между общественными явлениями и характеризовать основные направления общественного развития; • осознанно содействовать защите природы; • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; • различать отдельные виды социальных норм; • характеризовать основные нормы морали; • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; • раскрывать сущность процесса социализации личности; • оценивать социальную значимость здорового образа жизни; • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности; • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода; • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; • описывать основные социальные роли подростка; • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи; • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; • раскрывать достижения российского народа; • использовать знания и умения для формирования способности уважительно относиться к правам других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. 14 Тематическое планирование 1 год обучения № Тема 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Всего Теоретические занятия Практи Самостояческие тельная занятия работа Часть I. Путешествие в мир волонтёрства (добровольчества) Кто такие волонтёры 2 1 — 1 (добровольцы)? История развития 2 — — 1 волонтёрства (добровольчества) Направления 3 1 — 2 волонтёрской (добровольческой) деятель ности Основные принципы 3 1 — 2 добровольческого труда Разнообразие форм 1 — — 1 участия в волонтёрской деятельности Как волонтёры 3 1 — 2 преодолевают трудности? Настольная игра 2 1 1 — «Путешествие в мир добровольчества» Часть II. Волонтёрский труд: нужный, интересный, твой! Школьное 1 1 — 2 волонтёрское объединение Выбираем лидера 1 — 1 — Выбираем направление 2 — 1 1 работы объединения Формируем имидж 2 1 — 1 волонтёрского объединения Работаем в команде 2 — 1 — Cоциальный квест «Не 1 — 1 — уме ешь — научись» Наши мероприятия: от 1 — 1 — идеи — к результату Привлекаем новых 2 — 1 1 волонтёров Деловая игра 2 — 1 1 «Проводим волонтёрское мероприятие» Дружим с другими 2 — 1 1 организациями Настольная игра «Мы 2 1 1 — команда добрых дел» ИТОГО 34 8 10 14 15 Тематическое планирование 2 год обучения № Тема 1 Направления волонтёрства и профессии 2 1 — 1 2 Волонтёры в социальной сфере 3 1 — 1 3 Волонтёры в сфере физической культуры и спорта 2 — — 1 4 Волонтёры в сфере культуры 2 — — 1 5 Эковолонтёры 2 — — 1 6 Событийные волонтёры 2 — — 1 7 Медиаволонтёры 2 — — 2 8 Киберволонтёры 2 — — 1 9 Волонтёры в сфере здравоохранения 2 — — 2 10 Волонтёры в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций 2 — — 1 11 Доверяй, но проверяй 2 1 Часть II. От твоей идеи к твоему проекту 1 — 12 Продумываем свой социальный квест 3 2 1 1 13 Квест как форма социального проекта 3 2 1 1 14 Этапы социального проекта 3 2 1 1 15 Анализ социальных проектов. Деловая игра 1 — 1 — 16 Итоговое занятие. Защита проектов 1 — 1 — 34 8 ИТОГО Всего Теоретические занятия Практи ческие занятия Часть I. Волонтёрство и твоя будущая профессия 16 10 Самостоятельная работа 14 17