РП ВД Волонтерский отряд Про добро

1

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности создана на основе следующих
документов:
• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ;
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011
г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
Федерального образовательного стандарта общего образования»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Концепция развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до
2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. №
2950-р);
• Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
• План мероприятий по реализации Концепции содействия развитию
добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждён
заместителем председателя Правительства РФ Т. А. Голиковой 20 июня 2019 г. №
5486п-П44);
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
• Указ Президента РФ от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской
общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское
движение школьников»;
• Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ (в ред. Федерального закона от
18 декабря 2018 г. № 469-ФЗ) «О благотворительной деятельности и
добровольчестве (волонтёрстве)»;
• Устав МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»;
• Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ
«Усть-Салдинская СОШ»;
• Годовой календарный учебный график;
• Учебный план основного общего образования МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) рабочей программы
Предлагаемый курс следует рассматривать как важный практический элемент системы
воспитательной работы в общеобразовательной организации. Представляется, что
практическая ценность курса заключается в том, что он позволяет проектировать социальные
инициативы детей с учётом особенностей региона и конкретной образовательной
организации.
Вспомним слова широко известной песни «С чего начинается Родина?», которые
сохраняют свою значимость и актуальность по нынешний день, являясь своеобразным
поэтическим выражением любви к своему Отечеству, особенно когда мы говорим о
добровольчестве (волонтёрстве). Именно в детстве, среди «хороших и верных товарищей,
живущих в соседнем дворе», у развивающейся личности формируется потребность в
созидательной активности, реализации своего потенциала, определении смысла и ценности
собственных поступков и заслуженном признании со стороны друзей и окружающих.
2

Тимуровцами нашего времени называют сегодня школьников-волонтёров, для которых
потребность в улучшении окружающего мира, стремление заботиться о тех, кто меньше и
слабее, оказывать помощь тем, кто остро в ней нуждается, становится осознанной
необходимостью. Они готовы помогать людям и при этом не требовать вознаграждения за
свой, порой нелёгкий, труд.
Развитие добровольческого движения в общеобразовательной школе, вовлечение
обучающихся в проекты социальной направленности (экологические, гражданскопатриотические, краеведческие, культурные, а также нацеленные на здоровьесбережение,
помощь малообеспеченным слоям населения и т. д.) формируют такие качества личности,
как любовь к Родине, трудолюбие, чувство долга, целеустремлённость, стремление к
самосовершенствованию. В условиях ХХI в. именно различные формы добровольчества
формируют систему ценностей человека с её специфическим содержанием и иерархической
структурой.
В современной школе развитие добровольчества (волонтёрства) является показателем
социально-педагогической работы школы, готовности педагогов, учащихся и родителей к
сотрудничеству и непосредственному участию в жизни местного сообщества, а волонтёрские
практики становятся важнейшим инструментом формирования у школьников активной
гражданской позиции и ответственности.
Цели и задачи рабочей программы
Цель курса:
формирование активной гражданской позиции школьников путём включения в
добровольческую (волонтёрскую) деятельность, формирование коммуникативных,
социальных, профессиональных компетенций.
Задачи курса:
•
сформировать у школьников базовые представления об основах российского
добровольчества (волонтёрства) и особенностях его развития;
•
познакомить учащихся (в соответствии с их возрастными особенностями) с историей
благотворительности, добровольчества;
•
изложить на основе системного подхода идейные принципы добровольчества и
показать связь с различными формами патриотического воспитания;
•
рассказать об организационных формах волонтёрского движения на основе большого
эмпирического материала;
•
выделить главные направления в школьном добровольчестве, используя
мотивирующие поведение школьников примеры;
•
подчеркнуть социальную значимость добровольчества и важность личного участия
школьника в волонтёрских проектах для успешного выбора профессии и построения
профессиональной карьеры;
•
обучить школьников основам социального проектирования на примере создания и
реализации добровольческих проектов в школе;
•
достичь планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Общая характеристика деятельности
Курс основывается на:
•
принципе служения людям и Отечеству (формирование духовно-нравственного
фундамента личности школьника);
3

•
идее служения, тесно связанного с возможностями развития, как в сфере
коммуникации между детьми, так и в сфере построения их будущей
профессиональной карьеры;
•
балансе
развития
личности,
который
создаётся
путём сочетания
идеи служения обществу с задачами личностного развития отдельного ребёнка.
Формы организации обучения
Важную роль в обеспечении интерактивности занятий играет педагог, который на
протяжении всего курса находится вместе с детьми, консультирует их и помогает
преодолевать возникающие трудности. Кроме того, своим поведением он поддерживает
доброжелательную атмосферу, позволяющую ученикам быть уверенными в себе,
чувствовать, что какие бы задания в учебнике они ни встретили, они обязательно с ними
справятся.
На каждом аудиторном занятии педагог разбирает с детьми особенности выполнения
размещённых в учебнике заданий, даёт комментарии к ним.
Педагогу рекомендуется разумно стимулировать детей, задавать больше вопросов и
активно получать на них ответы. Формы организации занятий курса: беседа, лекция-беседа,
тренинг, игра.
Межвозрастные взаимодействия
В ходе изучения курса поощряется взаимодействие школьников как внутри параллели, так
и между разными возрастными группами для выполнения обозначенных после каждого
параграфа заданий.
Школьники учатся взаимодействовать с людьми старшего возраста, они оказывают
посильную помощь пожилым педагогам своей школы или другим знакомым пенсионерам.
Интеграция курса с учебными дисциплинами и школьной программой
Данный курс предполагает интеграцию с учебными дисциплинами и школьной
программой. Это проявляется в том, что в ходе аудиторных занятий педагог может связать
выполнение заданий с темами отдельных школьных дисциплин (например, литературы,
истории, ОБЖ, физкультуры и пр.). Например, в ходе выполнения некоторых заданий дети
учатся оказывать первую медицинскую и психологическую помощь, решают задачи
налаживания эффективной коммуникации с внешним миром при отсутствии традиционных
средств связи.
Логика курса
Развитие гражданской активности школьников происходит в результате их практической
деятельности, посвящённой:
•
знакомству с волонтёрством и его направлениями;
•
обучению преодолевать типичные для волонтёров трудности;
•
обучению работать в волонтёрском объединении;
•
ориентации на выбор профессии посредством волонтёрской деятельности;
•
обучению социальному проектированию. На протяжении всего обучения
обязательны:
•
практика участия школьников в волонтёрской деятельности;
•
развитие у школьников способностей и качеств в соответствии с зоной ближайшего
развития;
•
помощь педагога школьникам, его гибкий/вариативный подход к выбору тем и
заданий из учебника.

4

Место курса в учебном плане
Курс реализуется за два года обучения (для 5—8 классов — 34 часа) и состоит из двух
частей.

Основное содержание курса внеурочной деятельности
Тема

Кол-во
часов

Кто такие
2
волонтёры
(добровольцы
)

История
развития
волонтёрства
(добровольче
ства)

2

Направления
волонтёрской
(добровольче
ской)
деятельности

3

Содержание
темы
Первый год обучения
Пример доброго дела (педагогу
можно взять готовый пример из
текста учебника или привести
собственный). Определение понятий
«доброволец» и
«волонтёр». В чём заключается
волонтёрский
(добровольческий)
труд? Обсуждение особенностей
волонтёрского (добровольческого)
труда. Как работают волонтёры
(добровольцы)? Пять основных
причин занятия волонтёрством
(добровольчеством).
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
1. Историческая справка о развитии
волонтёрства
(добровольчества).
Развитие волонтёрства в мире.
Развитие волонтёрства в России.
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
2. Волонтёрство (добровольчество)
в социальной сфере. Волонтёрство
(добровольчество)
в
сфере
физической культуры и спорта.
Волонтёрство (добровольчество) в
сфере
культуры.
Волонтёрство
(добровольчество) в сфере охраны
природы.
Волонтёрство
(добровольчество)
в
сфере
здравоохранения.
Волонтёрство
(добровольчество)
в
сфере
предупреждения и ликвидации
последствий
чрезвычайных
ситуаций.
Медиаволонтёрство.
Киберволонтёрство
(интернетволонтёрство, е-волонтёрство).
Задания к параграфу выполняются
по принципу: инструктаж для
школьников (и ответы на вопросы) практическое выполнение задания
школьниками (от 1 дня до 1–2
5

Вид
деятельности
Знакомятся с понятиями
«волонтёр»,
«доброволец». Обсуждают
примеры того, почему
люди
занимаются
волонтёрством.

Знакомятся с историей
развития волонтёрства в
мире и России. На основе
изученного
материала
выполняют задания.
Формулируют
определение
видов
волонтёрской
деятельности. Выбирают
и
выполняют
практические задания по
видам
волонтёрской
деятельности.

Основные
принципы
добровольчес
кого труда

3

Разнообразие
форм участия
в
волонтёрской
деятельности

1

Как
3
волонтёры
преодолевают
трудности?

Настольная
игра
«Путешестви
е в мир
добровольчес
тва»

2

недель) - демонстрация результатов
выполнения задания школьниками.
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
3.
Принцип
добровольности.
Принцип безвозмездности. Принцип
добросовестности.
Принцип
законности. Принцип вежливой
активности. Какие личные качества
нужно развивать волонтёрам?
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
4.
Как
можно
разнообразить
проведение акций? (Тренировка
перед выполнением домашнего
задания.)
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
5.
Общение
с
незнакомыми
и
малознакомыми
людьми.
Самооценка в вопросах того, что ты
хочешь, и того, что можешь.
Выстраивание
приоритетов
по
отношению к тому, что важно и
срочно, и к тому, что может
подождать.
Правильные
представления
о
содержании
порученной
работы
и
её
результатах.
Умение
работать
сообща
(в
команде).
Связь
волонтёрского труда с будущей
профессией.
Выполнение школьниками заданий
по комиксам в параграфе.
Задание учащимся изучить правила
настольной игры «Путешествие в
мир добровольчества», которая
будет проводиться на следующем
уроке.
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
6. Для проведения командной
настольной игры вы можете:
•
использовать
готовые
карточки с заданиями
•
придумать
собственные
задания;
•
попросить
школьников
придумать задания и сдать на
проверку, чтобы вы выбрали самые
подходящие.
6

Изучают
основные
принципы добровольного
труда.
На
основе
изученного
материала
выполняют задания.

Изучают формы участия в
волонтёрских акциях. На
основе
изученного
материала
выполняют
задания.
Изучают
способы
преодоления трудностей
волонтёрской
деятельности. Выполняют
практические задания

В
игровой
форме
повторяют
изученный
материал. Отвечают на
вопросы после игры

Правила игры даны в учебном
пособии.
Примерные виды добровольческих
(волонтёрских)
объединений:
волонтёрская
группа
(звено),
волонтёрский отряд, волонтёрский
центр (движение). Поиск того, кто
нуждается в поддержке, помощи,
защите.
Что
делать,
если
объединения в школе нет? Что
делать, если школьные объединения
уже есть?
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
8.
Кто
такой
руководитель
волонтёрского объединения? Тест
лидерских качеств. Качества лидера.

Школьное
волонтёрское
объединение

1

Выбираем
лидера

1

Выбираем
направление
работы
объединения

2

Формируем
имидж
волонтёрског
о
объединения

2

Работаем
в команде

2

Тренинг «Сначала дружба, потом
соревнование».
Методические
рекомендации
по
проведению
тренинга см. в Приложении 3.

Cоциальный
квест
«Не умеешь
— научись»

1

Наши
мероприятия:
от идеи — к
результату

1

Привлекаем
новых

2

Что такое квест? Краткая история
тимуровского
движения.
Методические рекомендации по
проведению
тренинга
см.
Приложение 2.
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
13.
Выполнение
заданий
к
параграфу
и
демонстрация
результатов.
Практикум. Групповая работа по
темам.

Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
9.
Повторение
направлений
волонтёрской
деятельности.
Выполнение заданий к теме и
демонстрация
школьниками
результатов.
Понятие
«имидж».
Миссия
деятельности.
Общественное
мнение. Бренд.
Внутренняя
культура.
Организационная культура.

7

Изучают
понятие
волонтёрского
объединения. Отвечают на
вопросы и выполняют
задания к теме

Знакомятся с понятием
«руководитель
волонтёрского
объединения».
Выполняют
тест
лидерских
качеств.
Выполняют практические
задания.
Изучают, как выбрать
направление
работы
объединения и научиться
составлять
план.
Выполняют практические
задания вместе с другими
волонтёрами.
Формируют
понимание
правильного отношения
волонтёров
своего
объединения к чужому.
Выполняют задания на
создание
имиджа
волонтёрского
объединения.
Изучают, как работать в
команде. Участвуют в
тренинге
командообразования.
Выполняют практические
задания
Участвуют в социальном
квесте

Обсуждают подходы к
организации
и
проведению мероприятий.
Выполняют практические
задания.
Изучают
приёмы
привлечения
новых

волонтёров

Деловая игра 2
«Проводим
волонтёрское
мероприятие»

Дружим с
другими
организациям
и

2

Настольная
игра
«Мы команда
добрых дел»

2

Второй год обучения
Направления 2
волонтёрства

волонтёров. Участвуют в
групповой
работе
по
темам. Проводят урок о
волонтёрстве.
Демонстрация
школьниками Организуют и проводят
результатов выполнения заданий к § мероприятие.
15.
О проблеме, которую вы хотите
решить. Кто будет помогать вам
создавать
и
проводить
мероприятие? О тех, для кого вы
делаете мероприятие. С кем вы
будете договариваться, чтобы вам
разрешили его провести? Место, где
вы будете проводить мероприятие
(например, в актовом зале, на
детской площадке или в парке).
Необходимый
реквизит
(вещи,
которые вам понадобятся для
проведения
мероприятия
и
награждения победителей) и где вы
его возьмёте. День и время, в
которые вы планируете проводить
мероприятие. Как и когда вы будете
приглашать
участников?
Последовательность всех этапов
события.
Анализ
проведения
мероприятия.
Демонстрация
школьниками Изучают
основные
результатов выполнения заданий к § понятия
партнёрских
16. Основные задачи установления отношений. Выполняют
партнёрских отношений с другими задания
на
объединениями.
взаимодействие.
Задание
школьникам
изучить
правила настольной игры «Мы
команда добрых дел», которая будет
проводиться на следующем занятии.
Для
проведения
командной В
игровой
форме
настольной игры вы можете:
повторяют
изученный
•
использовать
готовые материал. Отвечают на
карточки с заданиями;
вопросы после игры
•
придумать
собственные
задания;
•
попросить
школьников
придумать задания и сдать на
проверку, чтобы вы выбрали самые
подходящие.
Правила игры написаны в учебном
пособии «Школа волонтёра. 5–7
классы»
Поиск ответов на вопросы во время Изучают, какие профессии
занятия
добровольчеством. соответствуют
8

и профессии

Соотношение
направлений
волонтёрства
и
профессий.
Волонтёрство в сфере охраны
природы (биоэколог и инженерэколог). Волонтёрство в социальной
сфере
(социальный
работник).
Волонтёрство в сфере физической
культуры и спорта (спортивные
тренер, судья, арбитр, рефери,
менеджер).
Событийное
волонтёрство
(event-менеджер,
культорганизатор). Волонтёрство в
сфере
здравоохранения
(врач,
архитектор
медицинского
оборудования,
валеолог).
Волонтёрство
в
сфере
предупреждения и ликвидации
последствий
чрезвычайных
ситуаций (инженер по защите в
чрезвычайных
ситуациях,
сотрудник
МЧС,
спасатель).
Задания к параграфу выполняются
по принципу: инструктаж для
школьников (и ответы на вопросы) практическое выполнение задания
школьниками (от 1 дня до 1–2
недель)
демонстрация
школьниками
результатов
выполнения задания. Разъяснение
особенностей выполнения заданий к
§ 1. Демонстрация результатов
выполнения заданий.
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
1. Пример проекта «Компьютерный
ликбез». Рекомендации по работе с
пожилыми
людьми.
Помощь
ученикам
младших
классов.
Рекомендации
по
работе
с
учениками младших классов.

Волонтёры
в социальной
сфере

3

Волонтёры в
сфере
физической
культуры и
спорта

2

Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
2. Требования к волонтёру в сфере
физической культуры и спорта.
Примеры направлений участия в
волонтёрстве.

Волонтёры в
сфере
культуры

2

Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
3. Требования к волонтёру в сфере
культуры.
Участие
в
9

направлениям
волонтёрства. Выполняют
практические задания с
использованием
изученного материала.

Обсуждают,
чем
занимаются волонтёры в
социальной
сфере.
Изучают
советы
социальному волонтёру.
Выполняют задания с
использованием
изученного
материала.
Проводят
социальный
квест на одну из тем.
Изучают полезные советы
для волонтёров в сфере
физической культуры и
спорта.
Выполняют
практические задания с
использованием
изученного материала.
Обсуждают и изучают,
чем могут заниматься
волонтёры
в
сфере
культуры.

восстановлении
памятников
культурного
и
исторического
наследия,
археологических
исследованиях.
Экскурсоведение.
Проект
«Доброхоты»
(девиз:
«Узнавая памятники – узнаёшь
себя»). Акция «Танцуй, Москва –
танцуй,
Россия!».
Проект
«Искусство
в
городском
пространстве». Проект «Судьба
моего рода в судьбе моего края».
Всемирная образовательная акция
«Тотальный
диктант».
Проект
«Кино для всех».
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
4. Акция
«Чистый двор». Проект «ЭкоГТО».
Юные добровольцы РДШ.
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
5.
Пять
ключевых
умений
событийного волонтёра. Как стать
событийным волонтёром?

Эковолонтёр
ы

2

Событийные
волонтёры

2

Медиаволонт
ёры

2

Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
6. Почему новости интересно
читать? Особенности создания и
редактирования новости

Киберволонтё 2
ры

Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
7. Попробовать читать тексты для
Librivox.org.
Заниматься
репетиторством онлайн. Писать
статьи для Википедии. Помогать
школе распространять новости в
интернет-среде.

Волонтёры в
сфере
здравоохране
ния

Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
8. Особенности допуска волонтёров
к работе с пациентами. Направления
работы:
досуговая
работа,
обучающая работа, хозяйственная и
организационная
помощь,
поддержка
родителей
и
родственников пациентов не на
территории лечебных отделений
медицинского учреждения в рамках
программ,
реализуемых
медицинским
учреждением,

2

10

Организовывают
и
показывают театральную
постановку. Выполняют
практические задания с
использованием
изученного материала.

Изучают,
какие
есть
экологические проекты.
Выполняют практические
задания с использованием
изученного материала.
Узнают
о
ключевых
умениях
событийного
волонтёра.
Выполняют
практические задания с
использованием
изученного материала.
Изучают,
чем
может
заниматься
медиаволонтёр.
Выполняют практические
задания с использованием
изученного материала.
Изучают,
чем
может
заниматься
киберволонтёр.
Выполняют практические
задания с использованием
изученного
материала.
Создают
виртуальное
сообщество
друзей
волонтёрского движения.
Изучают
проекты
добровольчества в сфере
здравоохранения.
Выполняют практические
задания с использованием
изученного материала. В
игровой форме учатся
оказывать
первую
медицинскую
помощь.
Проводят добрый урок на
одну из тем

Волонтёры в
сфере
предупрежде
ния и
ликвидации
последствий
чрезвычайны
х ситуаций

2

Доверяй, но
проверяй

2

Продумываем 3
свой
социальный
проект

информационная помощь.
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
9. Требования к волонтёрам в сфере
предупреждения и ликвидации
последствий
чрезвычайных
ситуаций. Возможности участия
несовершеннолетних.

Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
10. Как не попасться на удочку
мошенников в ходе волонтёрской
деятельности.
Как
выглядит
предложение
мошенников.
Типичная история пострадавшего от
мошенников. Что делать, если вы
оказались обманутым.
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
11. Что такое квест? проект?
Понятие социального проекта. Что
нужно знать, чтобы продумать
социальный
проект?
Как
реализовать проект?

Квест как
форма
социального
проекта

3

Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
12. Изучение содержания квеста.
Планирование
работы
по
организации и проведению квеста.
Распределение ролей. Проведение
квеста «Потерянные ценности».

Этапы
социального
проекта

3

Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
13. Понятие проекта. Волонтёрский
социальный проект. Ключевые
пункты проекта (название, цель,
задачи,
целевая
аудитория,
мероприятия
проекта
и
их
периодичность, ресурсы, схема
взаимодействия
участников
команды проекта, риски). О чём
11

Знакомятся
с
содержанием
работы
волонтёров
в
сфере
предупреждения
и
ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Выполняют практические
задания с использованием
изученного
материала.
Учатся взаимодействовать
в условиях игровой ЧС.
Организуют
школьный
патруль для обеспечения
контроля
безопасности
школьников на переменах.
Узнают
о
правилах,
соблюдение
которых
позволяет
не
стать
жертвой
мошенников.
Выполняют практические
задания с использованием
изученного материала.
Узнают
о
понятиях
«квест» и «социальный
квест».
Изучают
технологию организации
и проведения квестов.
Выполняют практические
задания с использованием
изученного материала.
Организовывают
проведение
квеста,
знакомящего
с
ценностями
волонтёрского движения.
Изучают
понятия
«проект» и «волонтёрский
проект».
Придумывают
социальный волонтёрский
проект.
Изучают
понятия
«проект» и «волонтёрский
проект».
Придумывают
социальный волонтёрский
проект.

Анализ
социальных
проектов.
Деловая игра

1

Итоговое
занятие.
Защита
проектов

1

подумать
в
начале
создания
проекта?
Выполнение
практического задания.
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
14. «Гимнастика для всех!». «Беречь
малую родину — значит беречь
Россию».
Демонстрация
школьниками
результатов выполнения заданий к §
15, 16.
Защита проектов.

Обсуждают
примеры
школьных волонтёрских
проектов. Отвечают на
вопросы по теме.

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Учебный курс позволяет педагогу системно организовать процесс вовлечения детей в
добровольческую деятельность, что запустит механизм комплексного развития гражданской
активности школьников, «добровольное участие детей и подростков в социально значимой
деятельности, в том числе в проектах и мероприятиях социальной направленности
(экологических, гражданско-патриотических, краеведческих, культурных, нацеленных на
пропаганду здорового образа жизни, помощь малообеспеченным слоям населения и т. д.)»
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения курса.
К личностным результатам относят:
•
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
•
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
•
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
•
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
•
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
12

самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
•
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственны чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
•
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
•
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
•
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности, таких как:
•
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
•
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
•
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
•
смысловое чтение;
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
•
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
13

•
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами;
•
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Достижение предметных результатов образовательной программы общественно-научных
предметов даст учащимся возможность:
•
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
•
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и
личность;
•
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
•
выявлять причинно-следственные связи между общественными явлениями и
характеризовать основные направления общественного развития;
•
осознанно содействовать защите природы;
•
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
•
различать отдельные виды социальных норм;
•
характеризовать основные нормы морали;
•
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры
проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
•
раскрывать сущность процесса социализации личности;
•
оценивать социальную значимость здорового образа жизни;
•
учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
•
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
•
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
•
описывать основные социальные роли подростка;
•
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать
верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
•
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
молодёжи;
•
формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ
жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
•
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
•
раскрывать достижения российского народа;
•
использовать знания и умения для формирования способности уважительно
относиться к правам других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

14

Тематическое планирование 1 год обучения
№

Тема

1
2

3

4
5

6

7

8

9
10
11

12
13
14
15
16

17
18

Всего

Теоретические
занятия

Практи
Самостояческие
тельная
занятия работа
Часть I. Путешествие в мир волонтёрства (добровольчества)
Кто такие волонтёры
2
1
—
1
(добровольцы)?
История развития
2
—
—
1
волонтёрства
(добровольчества)
Направления
3
1
—
2
волонтёрской
(добровольческой)
деятель ности
Основные принципы
3
1
—
2
добровольческого труда
Разнообразие форм
1
—
—
1
участия в
волонтёрской
деятельности
Как волонтёры
3
1
—
2
преодолевают
трудности?
Настольная
игра
2
1
1
—
«Путешествие в мир
добровольчества»
Часть II. Волонтёрский труд: нужный, интересный, твой!
Школьное
1
1
—
2
волонтёрское
объединение
Выбираем лидера
1
—
1
—
Выбираем направление
2
—
1
1
работы объединения
Формируем имидж
2
1
—
1
волонтёрского
объединения
Работаем в команде
2
—
1
—
Cоциальный квест «Не
1
—
1
—
уме ешь — научись»
Наши мероприятия: от
1
—
1
—
идеи — к результату
Привлекаем новых
2
—
1
1
волонтёров
Деловая игра
2
—
1
1
«Проводим
волонтёрское
мероприятие»
Дружим с другими
2
—
1
1
организациями
Настольная игра «Мы
2
1
1
—
команда добрых дел»
ИТОГО
34
8
10
14
15

Тематическое планирование 2 год обучения
№

Тема

1

Направления
волонтёрства и
профессии

2

1

—

1

2

Волонтёры в
социальной сфере

3

1

—

1

3

Волонтёры в сфере
физической культуры и
спорта

2

—

—

1

4

Волонтёры в сфере
культуры

2

—

—

1

5

Эковолонтёры

2

—

—

1

6

Событийные волонтёры

2

—

—

1

7

Медиаволонтёры

2

—

—

2

8

Киберволонтёры

2

—

—

1

9

Волонтёры в сфере
здравоохранения

2

—

—

2

10

Волонтёры в сфере
предупреждения и
ликвидации
последствий
чрезвычайных ситуаций

2

—

—

1

11

Доверяй, но проверяй
2
1
Часть II. От твоей идеи к твоему проекту

1

—

12

Продумываем свой
социальный квест

3

2

1

1

13

Квест как форма
социального проекта

3

2

1

1

14

Этапы социального
проекта

3

2

1

1

15

Анализ социальных
проектов. Деловая игра

1

—

1

—

16

Итоговое занятие.
Защита проектов

1

—

1

—

34

8

ИТОГО

Всего

Теоретические
занятия

Практи
ческие
занятия
Часть I. Волонтёрство и твоя будущая профессия

16

10

Самостоятельная
работа

14

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».