РП ВД Школьный хор 1-4, 5-9 кл (1)

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школьный хор» для обучающихся 1-4
классов, 5 – 9 классов направлена на формирование в образовательном учреждении
целостного образовательного пространства, объединяющего урочную и внеурочную
деятельность детей, обеспечивающего тесное взаимодействие с родителями обучающихся и
другими социальными партнерами по вопросам обучения и воспитания детей в целях
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего и основного общего образования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Хоровое пение — наиболее доступный вид практической музыкальной деятельности
школьников. Данная форма коллективного музицирования обладает уникальными
возможностями для развития общих и специальных способностей детей, достижения
содержательного комплекса предметных, метапредметных и личностных результатов.
Отечественная система музыкального воспитания школьников опирается на положения
концепции Д. Б. Кабалевского, среди которых по-прежнему актуально звучит девиз «Каждый
класс — хор!». Однако, ограничиваясь рамками одного урока музыки в неделю,
сформировать у детей соответствующие вокально-хоровые навыки невозможно. Для
достижения значимых результатов в этом направлении необходимо гармоничное сочетание
урочной и внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Хоровое пение» учитывает соответствующий
опыт советского периода. Его переосмысление в контексте системно-деятельностного
подхода позволяет выстроить единую логику реализации программ урочной и внеурочной
деятельности на основе обновлённых ФГОС общего образования.
Среди различных видов музицирования хоровое пение стоит на первом месте, как
наиболее доступная и массовая форма музыкально-исполнительской деятельности. «Хоровое
пение» является органичным дополнением уроков предмета «Музыка». Программа
разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития
обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» («Музыка»).
Основное содержание занятий — пение, освоение соответствующих теоретических и
практических умений и навыков, концертно-исполнительская деятельность.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи программы «Школьный хор» определяются в рамках обобщённых целей и
задач ФГОС НОО и ФГОС ООО, являются их логическим продолжением.
Главная цель: Развитие музыкальной культуры обучающихся как части их духовной
культуры через коллективную исполнительскую деятельность — пение в хоре.
Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной области
«Искусство» в целом и музыкального искусства в частности:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и
познавательной сферы;
2) осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения,
интонационно-художественного отражения многообразия жизни;
3) реализация творческих потребностей обучающихся, развитие потребности в общении с
произведениями искусства, внутренней мотивации к музицированию.
2

Достижению поставленных целей способствует решение круга задач, конкретизирующих
в процессе регулярной музыкальной деятельности обучающихся наиболее важные
направления, а именно:
—приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт собственного
переживания музыкальных образов, развитие и совершенствование эмоциональноценностной отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни;
—развитие эмоционального интеллекта, общих и специальных музыкальных способностей
обучающихся;
—формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира,
приобретение разнообразного опыта восприятия музыкальных произведений;
—воспитание уважения к культурному, музыкальному наследию России; практическое
освоение интонационно-образного содержания произведений отечественной музыкальной
культуры;
—расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре
других стран и народов;
—понимание основных закономерностей музыкального искусства: интонационная и
жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального
языка, направления, стили и т. д.;
—формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему творческому делу,
ответственности за общий результат;
—гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного взгляда на
окружающий мир;
—улучшение физического и психического самочувствия, укрепление здоровья
обучающихся;
—создание в образовательном учреждении творческой культурной среды;
—получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование активной
социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района, города,
республики, страны.
МЕСТО КУРСА В УЧЕНОМ ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа внеурочной деятельности «Школьный хор» предназначена для обучающихся 1-4
и 5-9 классов и составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся,
рассчитана на проведение по 1 часу в неделю на каждой ступени.
Итого в год – 68 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение программы внеурочной деятельности «Школьный хор» направлено на
достижение трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. При этом
теоретическое структурное разграничение различных видов результатов на практике
выступает как органичная нерасторжимая целостность. Личностные и метапредметные, в
первую очередь коммуникативные результаты, имеют глубокое и содержательное
предметное воплощение. «Хор — не собрание поющих, не обезличенное абстрактное
единство, хор — это множество личностей, личностных восприятий, переживаний,
осмыслений, выражений, личностных оценок, личностного творчества. Объединение
множества личностных сотворений в единстве созидаемого музыкального образа в процессе
общения со слушателем — высшая цель хорового музицирования».
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ программы должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
3

1. Патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе;
- знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов
республик Российской Федерации и других стран мира;
- проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной
культуры народов России;
- стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
2. Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей;
- осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях
мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с
эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в
музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и
фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, праздничных мероприятий.
3. Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных
ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей
этики и эстетики;
- придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества
в процессе непосредственной музыкальной деятельности, при подготовке концертов,
фестивалей, конкурсов.
4. Эстетического воспитания:
- восприимчивость к различным видам искусства, стремление видеть прекрасное в
окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе;
- осознание ценности творчества, таланта;
- осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Ценности научного познания:
- ориентация на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной, социальной, культурной средой;
- овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого
смысла;
- овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале
самой музыки, а также на материале доступной текстовой, аудио- и видеоинформации о
различных явлениях музыкального искусства, использование специальной терминологии.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия
произведений искусства;
- соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкальноисполнительской, творческой, исследовательской деятельности;
4

- умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других;
- сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
7. Трудового воспитания:
- установка на посильное активное участие в практической деятельности;
- трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к
практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
8. Экологического воспитания:
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
- участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.
9. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной
исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников,
в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в
сфере музыкального и других видов искусства;
- смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства
нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий,
обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и
социума;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки
управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, достигаемые при освоении программы, отражают
специфику искусства как иного (в отличие от науки) способа познания мира. Поэтому
основная линия формирования метапредметных результатов ориентирована не столько на
когнитивные процессы и функции, сколько на психомоторную и аффективную сферу
деятельности обучающихся.
Познавательные универсальные учебные действия:
Овладение системой универсальных познавательных действий в рамках программы
«Школьный хор» реализуется в контексте развития специфического типа интеллектуальной
деятельности — музыкального мышления, которое связано с формированием
соответствующих когнитивных навыков обучающихся, в том числе:
Базовые логические действия:
—выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
—устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений,
выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и
ритмов, других элементов музыкального языка;
—сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и
стили музыкального искусства;
5

—обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
—выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных
средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения,
жанра, стиля.
Базовые исследовательские действия:
—следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать»
звучание музыки;
—использовать вопросы как инструмент познания;
—формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
—составлять алгоритм действий и использовать его для решения исполнительских и
творческих задач;
—проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных
процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с
учётом предложенной учебной или творческой задачи и заданных критериев;
—понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
—использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных
произведений;
—выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
—оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
—различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать,
интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой задачей;
—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (вокальное
исполнение, текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от
коммуникативной установки.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Специфика взаимодействия в процессе вокально-хорового исполнительства определяется не
только особыми формами передачи информации музыкальными средствами (минуя
вербальные каналы коммуникации), но и неповторимым комплексом ощущений,
эмоциональным переживанием психологического единства поющих, известных как феномен
«соборности». Данные условия определяют уникальный вклад хорового пения в
формирование совершенно особых коммуникативных умений и навыков в составе базовых
универсальных учебных действий.
Невербальная коммуникация:
—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность
словесной передачи смысла музыкального произведения;
—передавать в собственном исполнении художественное содержание, выражать настроение,
чувства, личное отношение к исполняемому музыкальному произведению;
6

—осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать
культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
—эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации
публичного выступления;
—распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты, в том числе
дирижёрские жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно
включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
—воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения;
—выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в
устных и письменных текстах;
—понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
—вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать
благожелательный тон диалога;
—публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
—развивать
навыки
эстетически
опосредованного
сотрудничества,
соучастия,
сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого
социально-психологического опыта, переносить его на другие сферы взаимодействия;
—понимать и использовать преимущества и специфику коллективной, групповой и
индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы
взаимодействия при решении поставленной задачи;
—принимать цель совместной деятельности, коллегиально строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
—уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена коллектива в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой,
коллективом.
Регулятивные универсальные учебные действия:
В хоре, в отличие от других видов деятельности, личные результаты обучающихся обретают
подлинную ценность только в качестве вклада каждого участника хорового коллектива в
общее дело. Поэтому в рамках программы «Хоровое пение» регулятивные универсальные
учебные действия тесно смыкаются с коммуникативными. Самоорганизация и рефлексия
приобретают ярко выраженные коллективные черты, нередко предполагают корректировку
личных интересов и намерений, их подчинение интересам и потребностям творческого
коллектива в целом.
Самоорганизация:
—ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в
том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво
продвигаться к поставленной цели;
7

—планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного
характера;
—выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
—самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
—делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
—владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
—давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
—предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
—объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать
причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту.
Эмоциональный интеллект:
—чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей,
использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в
данной сфере;
—развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в
повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения, публичного
выступления;
—выявлять и анализировать причины эмоций;
—понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативноинтонационную ситуацию;
—регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
—уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим
предпочтениям и вкусам;
—признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не
на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
—принимать себя и других, не осуждая;
—проявлять открытость;
—осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В результате занятий хоровым пением школьники научатся:
—исполнять музыку эмоционально выразительно, создавать в совместном пении
музыкальный образ, передавая чувства, настроения, художественное содержание;
—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, уметь погружаться в
музыкальный образ, идентифицировать себя с «лирическим героем» музыкального
произведения (по В. Медушевскому);
—осознавать мировое значение отечественной музыкальной культуры вообще и хорового
исполнительства в частности, чувствовать себя продолжателями лучших традиций
отечественного хорового искусства;
—петь в хоре, ансамбле, выступать в качестве солиста, исполняя музыкальные произведения
различных стилей и жанров, с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и
многоголосные;

8

—исполнять русские народные песни, народные песни своего региона, песни других народов
России и народов других стран, песни и хоровые произведения отечественных и зарубежных
композиторов, образцы классической и современной музыки;
—владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения, понимать
специфику совместного музыкального творчества, чувствовать единение с другими членами
хорового коллектива в процессе исполнения музыки;
—петь красивым естественным звуком, владеть навыками певческого дыхания, понимать
значения дирижёрских жестов, выполнять указания дирижёра;
—ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона (на материале
изученных музыкальных произведений);
—выступать перед публикой, представлять на концертах, праздниках, фестивалях и
конкурсах
результаты
коллективной
музыкально-исполнительской,
творческой
деятельности, принимать участие в культурно-просветительской общественной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Прослушивание (2 часа)
Индивидуальное прослушивание обучающихся. Определение уровня базовых музыкальных
способностей: музыкальной памяти, слуха, чувства ритма.
Пение простых попевок, кратких мелодий. Исполнение простых ритмических рисунков.
Повтор за учителем предложенных интонаций, мелодий, ритмов.
Раздел 2. Музыка рождается из тишины (0,5 часа)
Слух — главная музыкальная способность. Слуховое внимание. Игра «Кто дольше слышит
звук». Понятия: пауза, звук, высота, длительность звука.
Игровые упражнения на концентрацию слухового внимания, умения слушать тишину,
аккуратное бережное звукообразование. Различение звуков музыкальных и шумовых.
Освоение понятий, знакомство с элементами нотной записи. Дыхательные упражнения,
работа над унисоном. Разучивание простых попевок.
Раздел 3. Ритм (0,5 часа)
Понятие ритма. Длительности (восьмая и четверть). Ритмический рисунок. Ритмослоги та,
ти.
Ритмическая игра «Эхо». Различение ритмических рисунков на слух и по элементам
упрощённой нотной записи. Пение попевок с различными длительностями. Проговаривание
ритмических рисунков ритмослогами. Звучащие жесты, освоение приёмов игры на
простейших ударных инструментах.
Раздел 4. Петь приятно и удобно! (1 час)
Певческая установка, певческое дыхание. Дирижёр — руководитель хора. Значение
дирижёрских жестов. Песня «Петь приятно и удобно» (музыка Л. Абелян, слова В.
Степанова).
Освоение правильной певческой установки, выполнение простых указаний дирижёра.
Дыхательные упражнения (бесшумный вдох, контролируемый вдох). Логоритмические
упражнения. Разучивание песни, народных попевок и песенок.
Раздел 5. Песня – звучащее слово (4 часа)
Дикция в хоровом пении. Выразительное и чёткое произнесение слов
Артикуляционная разминка: артикуляционные сказки, музыкальные скороговорки.

9

песни.

Выполнение артикуляционных упражнений. Участие в артикуляционных играхупражнениях, придумывание своих вариантов артикуляционной гимнастики. Разучивание
песен и попевок с акцентом на чёткость дикции.
Раздел 6. Хор – созвучие голосов (3 часа)
Человеческий голос — самый красивый музыкальный инструмент. Правила пения
(негромкий, направленный вперёд звук, округлое положение рта). Тянущиеся гласные звуки
— основа напевной мелодии. Кантилена (legato). Унисон.
Освоение упражнений, направленных на формирование мягкого естественного звучания.
Исполнение мелодий кантиленного характера (legato). Вокализы на гласные звуки (А, О, У).
Пение попевок, состоящих из 2—3 звуков нисходящего движения. Разучивание песен с
напевной мелодией. Показ рукой направления движения мелодии.
Раздел 7. Будем петь по нотам! (1 час)
Элементы нотной грамоты: нотный стан, звукоряд, расположение нот первой октавы на
нотоносце.
Пение знакомых мелодий, попевок с ориентацией на нотную запись. Игры на развитие
слухового и зрительного внимания с использованием элементов нотной грамоты. Записи в
тетрадях.
Раздел 8. Скоро, скоро Новый год! (4 часа)
Музыка праздника. Настроение, характер песни. Выразительность исполнения.
Разучивание песен новогодней тематики. Работа над звукоизвлечением non legato.
Раздел 9. Музыкальные слоги (1 час)
Правила вокальной орфоэпии, взятие дыхания между фразами во время пауз.
Единовременное произнесение гласных и согласных всеми участниками хора. Работа на
материале изученных и новых песен и попевок.
Выполнение указаний дирижёра: дыхание, растягивание гласных, дикционная чёткость
согласных. Проговаривание в ритме. Пение с ориентацией на упрощённую нотную запись
мелодии. Работа по наглядным орфоэпическим материалам. Двигательное моделирование
музыкального слога, фразы с помощью образного движения руки.
Раздел 10. Мой диапазон (1 час)
Индивидуальное прослушивание обучающихся. Определение сформировавшегося на данный
момент диапазона, примарной зоны, зоны ближайшего развития. Индивидуальные
рекомендации педагога каждому хористу.
Пение выученных песен и попевок, упражнения на дикцию и артикуляцию. Демонстрация
навыков певческой установки, дыхания, работы с элементами нотного текста. Ведение
тетради по хору. Фиксация своих «музыкальных достижений».
Раздел 11. Музыкальная грамота (1 час)
Повторение и закрепление элементов нотной грамоты: ноты первой октавы. Длительности:
половинная, четверть, восьмая, четвертная пауза (правила записи и ритмослоги).
Пение по нотам знакомых песен и попевок. Хоровое сольфеджио, работа с наглядными
материалами. Дидактические игры, направленные на различение, понимание элементов
нотного письма. Элементы слуховых диктантов. Записи в тетради.
Раздел 12. Праздник бабушек и мам (5 часов)
Тема «Праздник бабушек и мам» (3 часа)
Музыка праздника. Образы весеннего пробуждения природы, мамы, семейного тепла в
песнях, посвящённых женскому дню 8 Марта. Ласковые напевные интонации. Понятия
10

темпа, регистра, динамики. Напевное движение мелодии. Фраза, мотив, лига, реприза,
вольта, фермата.
Разучивание песен, посвящённых весне, маме, празднику 8 Марта. Анализ музыкальновыразительных средств, их воплощение в собственном исполнении. Пение с ориентацией на
нотную запись. Распевания, освоение упражнений, направленных на кантиленное, напевное
звучание хора. На материале новых песен совершенствование артикуляционных,
дыхательных навыков, расширение интонационного материала для развития музыкального
слуха, чувства ритма.
Тема «Репетиция к концерту» (1 час)
Построение, выход и уход со сцены, поклон. Объявление номеров. Правила поведения на
сцене. Элементы сценического движения, инсценировка песен.
Тема «Концерт для мам» (1 час)
Исполнение выученных произведений перед родителями.
Раздел 13. Песня, танец, марш (4 часа)
Песни напевного, танцевального и маршевого характера. Понятие жанра. Характерные
черты, выразительные средства первичных жанров (песня, танец, марш). Упражнения на
совершенствование вокально-хоровых навыков (дикция, дыхание, диапазон, унисон,
ансамбль, чистота интонации) на материале жанровых попевок.
Разучивание песен различного характера, определение жанровых признаков на слух, по
нотной записи. Запись в тетради наиболее ярких интонаций, характерных ритмов первичных
жанров. Ритмические и мелодические импровизации в жанрах песни, танца, марша,
сочинение ритмических аккомпанементов к разучиваемым песням, игра на простейших
музыкальных инструментах, элементы музыкального движения.
Раздел 14. Песня в подарок (5 часов)
Тема «Песня в подарок» (3 часа)
Музыка в жизни человека. Песни о школе, детстве. Средства музыкальной выразительности:
темп, регистр, динамика. Нотная запись разучиваемых мелодий и попевок.
Разучивание песен, посвящённых школьной тематике. Работа по слуху и с ориентацией на
нотную запись. Повторение артикуляционных, дыхательных игр. Распевания, упражнения,
направленные на формирование кантиленного звучания хора.
Тема «Репетиция к концерту» (1 час)
Построение, выход и уход со сцены, поклон. Правила поведения за сценой. Элементы
сценического движения, инсценировка песен.
Тема «Праздник «Последний звонок»» (1 час)
Выступление перед выпускниками школы.

11

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 – 4 классы
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Электронные
(цифровые) образовательные
ресурсы

Количество часов
Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Раздел 1. Прослушивание (2часа)
1.1

Прослушивание

Итого по разделу

2

0

0

http://mkrf.ru/

0

0

http://lib-notes.orpheusmusic.ru

0

0

https://www.musenc.ru/

0

0

http://mkrf.ru/

0

0

http://lib-notes.orpheusmusic.ru

2

Раздел 2. Музыка рождается из тишины (0,5 часа)
2.1

Музыка рождается из тишины

Итого по разделу

0,5
0,5

Раздел 3. Ритм (0,5 часа)
3.1

Ритм

Итого по разделу

0,5
0,5

Раздел 4. Петь приятно и удобно! (1 час)
4.1

Петь приятно и удобно!

Итого по разделу

1
1

Раздел 5. Песня – звучащее слово (4 часа)
5.1
Итого по разделу

Песня – звучащее слово

4
4

12

Раздел 6. Хор – созвучие голосов (3 часа)
6.1

Хор – созвучие голосов

Итого по разделу

3

0

0

https://www.musenc.ru/

0

0

http://mkrf.ru/

0

0

http://lib-notes.orpheusmusic.ru

0

0

https://www.musenc.ru/

0

0

http://mkrf.ru/

0

0

http://lib-notes.orpheusmusic.ru

3

Раздел 7. Будем петь по нотам! (1 час)
7.1

Будем петь по нотам!

Итого по разделу

1
1

Раздел 8. Скоро, скоро Новый год! (4 часа)
8.1

Скоро, скоро Новый год!

Итого по разделу

4
4

Раздел 9. Музыкальные слоги (1 час)
9.1

Музыкальные слоги

Итого по разделу

1
1

Раздел 10. Мой диапазон (1 час)
10.1

Мой диапазон

Итого по разделу

1
1

Раздел 11. Музыкальная грамота (1 час)
11.1

Музыкальная грамота

Итого по разделу

1
1

Раздел 12. Праздник бабушек и мам (5 часов)
12.1

Праздник бабушек и мам

3

0

0

https://www.musenc.ru/

12.2

Репетиция к концерту

1

0

0

http://mkrf.ru/

13

12.3

Концерт для мам

Итого по разделу

1

0

0

http://lib-notes.orpheusmusic.ru

0

0

https://www.musenc.ru/

5

Раздел 13. Песня, танец, марш (4 часа)
13.1

Песня, танец, марш

Итого по разделу

4
4

Раздел 14. Песня в подарок (5 часов)
14.1

Песня в подарок

3

0

0

http://mkrf.ru/

14.2

Репетиция к концерту

1

0

0

http://lib-notes.orpheusmusic.ru

14.3

Праздник «Последний звонок»

1

0

0

https://www.musenc.ru/

0

0

Итого по разделу

5

Резерв

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

14

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 – 9 классы
№

Наименование тем и разделов

Кол-во часов

РАЗДЕЛ 1. Распевание
Тема 1. «Вокальная работа в хоре »

Всего
15
7

Теория
4
2

Практика
11
5

1-7

«Пение как вид музыкальной деятельности»

7

2

5

Беседа, практика

8-9

Дикция

2

2

Беседа, практика

Тема 2.«Формирование детского голоса»

8

2

6

«Формирование детского голоса»
Дыхательная гимнастика. Распевки.

4
4

1
1

3
3

РАЗДЕЛ 2. Вокальная работа

21

6

15

Тема 3.«Слушание музыкальных произведений,
разучивание и исполнение песен»

8

2

6

Слушание музыкальных произведений, разучивание
и исполнение песен»

8

2

6

Тема 4. « Разучивание музыкальных произведений » 13

4

9

«Расширение музыкального кругозора и
формирование музыкальной культуры»
Тренировка слухового внимания.

5

1

4

Беседа, практика

1

Беседа, практика

Творчество в движениях, пантомиме и театральноигровой деятельности
Музыка России: песни, инструменты, композиторы

4

1

Беседа, практика

1

Отчетный концерт

Итого

34

10-13
14-17

18-25

26-27
28
29-32
33-34

1
3

3
10
15

24

Форма организации
внеурочной деятельности

Беседа, практика
Беседа, практика

Беседа, практика

Учебно-методическая литература
1. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2000.
2. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987.
3. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, «Академия
развития», 1997.
4. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым
коллективом. -М.: Academia, 1999.
5. Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983.
6. Струве Г. Школьный хор. М., 1981.
7. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002.
8. Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. -М.,1988
9. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/
Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. -М., 1998.
10. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. -СанктПетербург,
2000.
11. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания.
Учебное пособие. М.,1990
12. Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».