Вводная часть
Миссия библиотеки.
Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие
фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который
все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся
навыками непрерывного самообразования и формирования установки на ответственное и
активное отношение к своему здоровью.
Основные цели библиотеки:
1.Осуществление государственной политики в сфере образования через
библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их прав на
свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами,
гарантированное государством.
2. Создание единого информационно-образовательного пространства ОУ;
организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий
пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа и информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям в контексте информационного, культурного и языкового
разнообразия.
3. Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся,
развитии их творческих способностей.
4. Организация систематического чтения обучающихся с учетом их культурных и
языковых особенностей.
5. Организация досуга, связанного с чтением и межличностного общения в условиях
библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных психофизических, национальных
особенностей обучающихся для развития межкультурного диалога и адаптации
представителей культурных языковых групп в поликультурном обществе.
6. Совершенствование номенклатуры представляемых библиотекой услуг в аспекте
культурного и языкового разнообразия на основе внедрения новых информационных
технологий, компьютеризации библиотечно-информационных процессов, интеграция в
киберпространство;
организация
комфортной
библиотечной
среды,
воспитания
информационной культуры учителей и учащихся.
Задачи библиотеки:
•
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём
библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов.
Оказание помощи в деятельности учителей и учащихся в образовательных проектах.
•
Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и
критической оценке информации.
•
Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных
технологий. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к документам.
Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в
получении информации.
•
Сбор, накопление и обработка информации и доведение её до пользователя.
Проведение внеклассной работы на базе источников информации, имеющихся в библиотеке.
Развитие
культуры общения.
•
содержательного
общения
между
пользователями,
воспитание
Основные функции библиотеки:
1. Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и
хранит
библиотечно-информационные
ресурсы.
2. Сервисная – библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечноинформационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных
ресурсов,
обеспечивает
доступ
к
удаленным
источникам
информации.
3. Методическая – библиотека разрабатывает учебные и методические материалы по основам
информационной культуры пользователей, алгоритмы и технологии поиска информации.
4. Учебная – библиотека организует подготовку по основам информационной культуры для
различных
категорий
пользователей.
5. Воспитательная – библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению
к
государству,
своему
краю
и
школе.
6. Социальная – библиотека содействует развитию способности пользователей к
самообразованию
и
адаптации
в
современном
информационном
обществе.
7. Просветительская библиотека приобщает учащихся к сокровищам мировой и
отечественной
культуры.
8. Координирующая – библиотека согласовывает свою деятельность со всеми
подразделениями ГУО, другими библиотеками, медиатеками для более полного
удовлетворения потребностей пользователей в документах и информации
I. Формирование фонда библиотеки
№
Содержание работы
I
Работа с фондом учебной литературы
Срок исполнения
1
Подведение итогов движения фонда. Диагностика
обеспеченности учащихся учебниками и учебными
пособиями на 2025-2026 учебный год.
Сентябрь-октябрь
2
Приём и выдача учебников учащимся. Обеспечить
выдачу учебников в полном объёме согласно учебным
программам.
Составление библиографической модели комплектования
фонда учебной литературы:
Май-июнь
Август-сентябрь
3
1. Работа с библиографическими изданиями (перечни
учебников и пособий, рекомендованные
В течение года
Министерством образования).
2. Составление бланка заказа на учебники с учётом
ноябрь
их требований на 2025 -2026 учебный год .
3. Формирование общешкольного бланка заказа на
декабрь
учебники и учебные пособия с учетом замечаний
заместителя директора школы и итогов
инвентаризации.
4. Согласование и утверждение бланка-заказа на
февраль
2025/2026 уч. год администрацией школы.
5. Приём и обработка поступивших учебников:
В течение года
оформление накладных, запись в КСУ,
штемпелевание, оформление картотеки.
Проведение работы по сохранности учебного фонда
(рейды по классам с проверкой учебников)
Списание учебного фонда с учетом ветхости и смены
учебных программ
Изучение и анализ использования учебного фонда
Расстановка новых изданий в фонде. Оформление
накладных на учебную литературу и их своевременная
передача в бухгалтерию
Ведение тетради выдачи учебников
4.
5.
6.
7.
8.
Работа с фондом художественной литературы
Декабрь,
Апрель
март
В течение года
В течение года
Май, сентябрь
Срок исполнения
№
1 Изучение состава фонда и анализ его использования
2. Своевременный прием, систематизация, техническая
обработка и регистрация новых поступлений
4. Подведение итогов инвентаризации.
Списание недостающих изданий, оформление акта
замены-утери. Оформление акта о проверке
библиотечного фонда в материальном отделе
бухгалтерии.
5. Работа с фондом:
•
оформление фонда (наличие полочных, буквенных
разделителей, разделителей с портретами детских
писателей, индексов);
Декабрь
Постоянно в течение
года
Март - апрель
Постоянно в течение
года
•
проверка правильности расстановки фонда 1 раз в
год ;
•
обеспечение свободного доступа пользователей
библиотеки к информации.
6. Работа по сохранности фонда:
•
организация фонда особо ценных изданий и
проведение периодических проверок сохранности;
•
организация работ по мелкому ремонту и
переплету изданий с привлечением библиотечного
актива и ГПД;
•
обеспечение требуемого режима
систематизированного хранения и физической
сохранности библиотечного фонда. Раз в месяц
устраивать санитарный день;
•
систематический контроль за своевременным
возвратом в библиотеку выданных изданий
Постоянно в течение
года
1 раз в месяц
Постоянно в течение
года
Постоянно в
течение года
7. Списание ветхой художественной литературы и
литературы по моральному износу
8. Организация обслуживания по МБА (получение
литературы во временное пользование из других
библиотек)
Март - апрель
По мере
необходимости
II. Справочно-библиографическая работа
№
1
3
4
Содержание работ
Срок исполнения
Вести тетрадь учёта библиографических справок
Постоянно
Составлять рекомендательные списки литературы, планы
По заявкам
чтения по заявкам учителей и обучающихся к классным
часам, юбилейным детям и праздникам.
Выполнение тематических, фактических и информационных В течение года
справок.
III. Работа с читателями
№
I
1.
2.
3.
4.
5.
6.
II
1.
2.
3.
Содержание работ
Индивидуальная работа
Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов,
технического персонала, родителей.
Обслуживание читателей в читальном зале: учителей, учащихся.
Рекомендательные беседы при выдаче книг
Беседы о прочитанном
Провести анкетирование учащихся начальной и средней школы по
теме «Твои любимые книги»
Изучение и анализ читательских формуляров
Срок исполнения
Постоянно
Постоянно
Постоянно
Постоянно
Январь-февраль
В течение года
Работа с педагогическим коллективом
Информирование учителей о новой учебной и методической
литературе, педагогических журналах и газетах.
Консультационно-информационная работа с МО учителейпредметников, направленная на оптимальный выбор учебников и
учебных пособий в новом учебном году.
Поиск литературы по заданной тематике. Подбор материалов к
На педсоветах
Апрель
По требованию
предметным неделям.
Работа с учащимися
III
1.
2.
3.
4.
IY.
YI.
1.
педагогов
Обслуживание учащихся согласно расписанию работы библиотеки
Просмотр читательских формуляров с целью выявления
задолжников (результаты сообщать классным руководителям)
Проводить беседы с вновь записавшимися читателями о культуре
чтения книг. Объяснить об ответственности за причинённый ущерб
книге или учебнику.
Рекомендовать художественную литературу согласно возрастным
категориям каждого читателя.
Библиотечно-библиографические и информационные знания –
учащимся
Библиотечный урок:
«Говорящие обложки (самостоятельный выбор книги в школьной
библиотеке. Правила чтения).». 1 – 4 класс.
«Обзор новых книг»
«Электронные книги. Электронные библиотеки»
«Культура чтения»
Массовая работа
Выставочная деятельность.
Цель: Раскрытие фонда, пропаганда чтения.
Вызвать интерес к предмету через литературу.
Плановые ежегодные выставки:
• Организовать в библиотеке выставку, посвященную мировой
классике в целях пропаганды классических произведений для
подростков
2.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Выставки. Книги – юбиляры.
305 лет – Дефо Д. «Жизнь и удивительные приключения
Робинзона Крузо»
190 лет – Ершов П. «Конек – горбунок»
180 лет – Андерсен Х. « Снежная королева»
170 лет – Тургенев И. «Муму»
155 лет – Толстой Л. «Война и мир»
105 лет – Чуковский К. «Крокодил»
95 лет - Чуковский К. «Айболит»
Бианки В. «Чей нос лучше?», «Кто чем поёт?»
85 лет – Бажов П. «Малахитовая шкатулка»
85 лет – Волков А. «Волшебник изумрудного города»
70 лет – «Приключения Незнайки и его друзей»
55 лет – Васильев Б. «А зори здесь тихие»
50 лет - Васильев Б. «В списках не значился»
Постоянно
1 раз в четверть
Постоянно
Постоянно
1 раз в четверть
В течение года
В течение года
октябрь
январь
февраль
февраль
апрель
IV. Участие в семинарах.
№
1.
Содержание работ
Участие в совещаниях, проводимых управлением образования.
Срок выполнения
1раз в четверть