2.1.11 РП Подвижные игры. Модуль Лапта 2-3 кл. 2025

1

Пояснительная записка
Русская лапта – одна из древнейших национальных спортивных игр. В настоящее
время русская лапта является официальным видом спорта. Лаптой можно заниматься с
дошкольного возраста и продолжать эту деятельность на протяжении многих лет жизни.
Лапта является универсальным средством
физического
воспитания и
способствует
гармоничному
развитию,
укреплению
здоровья
детей. В
образовательном процессе средства лапты содействуют комплексному развитию у
обучающихся всех физических качеств, комплексно влияют на органы и системы растущего
организма ребенка, укрепляя и повышая их функциональный уровень.
Лапта выделяется среди других игровых видов спорта своей экономической
доступностью. При проведении учебной и внеурочной деятельности не требуется больших
средств на приобретение соответствующего оборудования и инвентаря. Эту игру можно
организовать для мальчиков и девочек, как в зале, так и на открытом воздухе.
Регулярные занятия лаптой содействуют развитию личностных качеств обучающихся,
формированию коллективизма, инициативности, решительности, развития морально-волевых
качеств, а также способствует формированию комплекса психофизиологических свойств
организма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности,
ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
Целью изучения модуля «Лапта» является формирование у обучающихся навыков
общечеловеческой культуры и социального самоопределения, устойчивой мотивации к
сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового образа жизни через
занятия физической культурой и спортом с использованием средств вида спорта «лапта».
Задачами изучения модуля «Лапта» являются:
всестороннее гармоничное развитие детей и подростков, увеличение объема их
двигательной активности;
укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся,
развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их
организма, обеспечение безопасности на занятиях по лапте;
формирование общих представлений о лапте, ее истории развития, возможностях и
значении в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовке
обучающихся;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими
упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими
действиями и приемами вида спорта «лапта»;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества;
развитие положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к
учебному предмету «Физическая культура» средствами лапты;
выявление, развитие и поддержка одаренных детей в области спорта.
Место и роль модуля «Лапта».
Модуль «Лапта» реализован в виде целостного последовательного учебного модуля,
изучаемого за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, включающей,
в частности, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие удовлетворение
различных интересов обучающихся (при организации и проведении уроков физической
культуры с 3-х часовой недельной нагрузкой рекомендуемый объем во 2, 3 классах - 34 часа).

2

Содержание модуля «Лапта»
Знания о лапте.
История зарождения лапты. Современное состояние лапты в Российской
Федерации.
Разновидности
лапты.
Основные
понятия
о спортивных сооружениях
и инвентаре.
Правила безопасного поведения во время занятий лаптой.
Режим дня при занятиях лаптой. Правила личной гигиены во время занятий лаптой.
Способы самостоятельной деятельности.
Подвижные игры и правила их проведения. Организация и проведение игр
специальной направленности с элементами лапты.
Самоконтроль и его роль в учебной и соревновательной деятельности.
Дневник самонаблюдения.
Правила безопасного поведения во время соревнований по лапте в качестве зрителя,
болельщика.
Подбор
и составление
комплексов
общеразвивающих, специальных и
имитационных упражнений для занятий лаптой.
Тестирование уровня физической подготовленности игроков в лапту.
Физическое совершенствование.
Комплексы общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами для развития
физических качеств (быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости,
гибкости).
Подвижные игры с элементами лапты: «Поймай лису», «Баскетбол с теннисным
мячом», «Перестрелки» и другие.
Специально-подготовительные упражнения для начального обучения технике игры в
лапту.
Учебные игры в лапту. Малые (упрощенные) игры в лапту. Участие в
соревновательной деятельности.
Планируемые результаты
Содержание модуля «Лапта» направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты
В результате изучения модуля «Лапта» на уровне начального общего образования у
обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты:
проявление чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России
через знание истории и современного состояния развития лапты;
проявление уважительного отношения к сверстникам, культуры общения и
взаимодействия, нравственного поведения, проявление положительных качеств личности,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, решение проблем в
процессе занятий лаптой;
понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил
безопасного поведения в учебной, соревновательной, досуговой деятельности и
чрезвычайных ситуациях при занятии лаптой.
Метапредметные результаты
В результате изучения модуля «Лапта» на уровне начального общего образования у
обучающихся будут сформированы следующие метапредметные результаты:
3

умение самостоятельно определять цели своего обучения средствами лапты и
составлять планы в рамках физкультурно-спортивной деятельности, выбирать успешную
стратегию и тактику в различных ситуациях;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в
учебной, игровой, соревновательной и досуговой деятельности, оценивать правильность
выполнения задач, собственные возможности их решения;
владение основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать
индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение,
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Предметные результаты
В результате изучения модуля «Лапта» на уровне начального общего образования у
обучающихся будут сформированы следующие предметные результаты:
понимание роли и значения занятий лаптой в формировании личностных качеств, в
активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального
здоровья;
знание правил проведения соревнований по лапте в учебной, соревновательной и
досуговой деятельности;
освоение и демонстрация основных технических приемов в защите и нападении
игры «лапта»;
умение подбирать, составлять и осваивать самостоятельно, при участии и помощи
родителей простейшие комплексы общеразвивающих, специальных и имитационных
упражнений для занятий лаптой;
соблюдение правил личной гигиены и ухода за спортивным инвентарем и
оборудованием, правил подбора спортивной одежды и обуви для занятий по лапте;
умение осуществлять самоконтроль за физической нагрузкой в процессе занятий
лаптой, применять средства восстановления организма после физической нагрузки;
умение демонстрировать общеразвивающие специальные и имитационные упражнения
для развития физических качеств, базовых технических приемов;
участие в соревновательной деятельности внутри школьных этапов различных
соревнований, участие в соревнованиях по лапте;
знание и выполнение тестовых упражнений по физической подготовленности игроков
в лапту.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ЛАПТА»
№
п\ п

Тема раздела

Количество
часов

1.

Знания о лапте

4ч

2.

Способы самостоятельной деятельности

10 ч

3.

Физическое совершенствование

20 ч

Итого

34 ч

4

ЭОР

https://ruslapta.ru/

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п\ п
1

2
3
4

5
6
7
8
9
10

11
12

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Тема занятия

Кол-во
часов

Раздел 1. Знания о лапте.
История зарождения лапты. Современное состояние 1
лапты в Российской Федерации. Подвижные игры.
Разновидности лапты. Основные понятия о спортивных 1
сооружениях и инвентаре. Подвижные игры.
Правила безопасного поведения во время занятий лаптой.1
Режим дня при занятиях лаптой. Правила личной гигиены1
во время занятий лаптой. Подвижные игры.
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности.
Подвижные игры и правила их проведения.
1
1
Организация и проведение игр специальной
направленности с элементами лапты.
1
Самоконтроль и его роль в учебной и
соревновательной деятельности.
1
Дневник самонаблюдения.
1
Правила безопасного поведения во время соревнований по
лапте в качестве зрителя, болельщика.
Подбор и составление комплексов общеразвивающих,
1
специальных и имитационных упражнений для занятий
лаптой.
Контрольно-тестовые упражнения по общей и
1
специальной физической подготовленности.
Контрольно-тестовые упражнения по общей и
1
специальной физической подготовленности
Физическое совершенствование.
1
1
Правила безопасного поведения во время игры.
Подвижные игры
Комплексы общеразвивающих упражнений без предметов1
на развитие физических качеств
Физические упражнения и двигательные действия
1
общеразвивающего характера. Подвижные игры
Комплексы общеразвивающих упражнений с предметами
для развития физических качеств
Подвижные игры с элементами лапты «Поймай
1
лису»
Подвижные игры с элементами лапты «Баскетбол с1
теннисным мячом»
Подвижные игры с элементами лапты
1
«Перестрелки»
Подвижные игры с элементами лапты «Круговая 1
лапта»
Подвижные игры с элементами лапты «Футбольная1
лапта»
Физические упражнения и двигательные действия
1
общеразвивающего характера. Малые (упрощенные)
5

дата

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

игра в лапту.
Упражнения на развитие физических качеств. Подвижные1
игры
Упражнения на развитие физических качеств. Подвижные
1
игры
Специально-подготовительные упражнения для
1
начального обучения технике игры в лапту.
1
Специально-подготовительные упражнения для
начального обучения технике игры в лапту.
Технические элементы лапты. Учебная игра в лапту 1
Технические элементы лапты. Учебная игра в лапту 1
Технические элементы лапты. Учебная игра в лапту
Технические элементы лапты. Учебная игра в лапту 1
Тестирование уровня физической подготовленности
1
игроков в лапту.
Тестирование уровня физической подготовленности
1
игроков в лапту.
Участие в соревновательной деятельности.
1
Участие в соревновательной деятельности.
1
Подведение итогов

Интернет- ресурсы
Федерация русской лапты России www.ruslapta.ru
Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры»
www.lib.sportedu.ru
Теория и методика физического воспитания и спорта www.fizkulturaisport.ru
Теория физического воспитания www.ns-sport.ru
«Я иду на урок физкультуры» http://spo.1september.ru/urok/
ФизкультУра: он-лайн справочник http://www.fizkultura.ru/
Физическое воспитание и физкультурно-оздоровительная работа в школе (из
опыта работы учителя физической культуры): Методические указания
http://window.edu.ru/resource/492/53492/files/schoolphis3.pdf\
Уроки здоровья http://nsc.1september.ru/2002/01/6.htm
Игры с элементами спортивных http://window.edu.ru/resource/146/53146/files/school
phis1.pdf
Круговая тренировка с направленностью физических упражнений на
воспитание двигательной активности: Методические указания
https://kopilkaurokov.ru/fizkultura/prochee/podborka_dlia_doshkol_nikov_ighry_s_elie
mientami_sportivnykh_ighr
Журнал «Физкультура и спорт» http://www.fismag.ru/
Методические рекомендации по теме лапта https://source2016.ru/metodicheskieukazaniya-na-temu-lapta/

6

Приложение
Краткий словарь терминов
Лапта - двухсторонняя командная спортивная игра, которая проводится на
прямоугольной игровой площадке, ограниченной боковыми и лицевыми линиями. Цель
одной команды - совершить как можно больше перебежек после совершенных ударов
битой по мячу в отведенное для игры время, где каждый игрок, совершивший полную
пробежку, приносит своей команде очки.
Цель другой команды - не дать соперникам сделать перебежки, осаливанием
мячом и поймать больше «свечей».
Мини-лапта - игра в лапту на уменьшенной площадке размером длиной 23- 40
метров и шириной 15-20 метров, в основном проводится в закрытых помещениях.
Мяч - игра проводится теннисным мячом, окружность 20 см, вес 60 г.
Бита - спортивный снаряд, которым игроки в лапте отбивают поданный мяч. Бита
должна быть цельнодеревянной, без дополнительной обмотки, длиной 60-110 см,
диаметром не более 5 см ±2 мм. Диаметр рукоятки биты должен быть не менее 2,5 см.
Нападение - организованные технико-тактические действия игроков с целью
перебежать игровое поле.
Аут - положение, когда мяч "выходит из игры", т.е. вылетает за пределы
установленной правилами игровой площадки.
Боковые линии - линии, расположенные по длинным сторонам игровой
площадки. Действительный удар - мяч после удара, нападающего выбит на игровое поле
за пределы штрафной линии, или коснувшись поля, вылетел за боковую линию, а также
вылетел за линию кона между флажками.
Желтая карточка - карточка желтого цвета, которой судья предупреждает игрока
за неспортивное поведение или нарушение правил соревнований.
Жеребьевка - способ, помогающий определить, какая из команд может первой
начать игру или имеет право выбрать площадку.
Жест судьи - движения рук, которыми судья демонстрирует факт нарушения
правил или дальнейшее продолжение игры.
Задержание мяча - это прием, позволяющий защитнику остановить мяч, летящий
с большой скоростью, после удара сверху любым способом.
Зоны игровой площадки - подразделение игровой площадки на пять основных
частей, именуемых зонами.
Замена игроков - ситуация, когда тренер заменяет играющих на площадке одного
или нескольких игроков запасными игроками.
Защита - организованные технико-тактические действия игроков, с помощью
которых защитники не дают нападающим совершить полные перебежки.
Защитник - игрок, основная функция которого - помешать нападающему
совершить полную перебежку.
Контрольная линия - линия, ограничивающая "штрафную зону", расположенную
в десяти метрах от линии дома.
Красная карточка - карточка красного цвета, показываемая судьей, которая
означает, что спортсмен до конца игры удаляется с площадки за неспортивное
поведение.
Ловля мяча - прием, который обеспечивает возможность овладеть мячом и
осуществить с ним дальнейшие действия. Ловля мяча подразделяется на: ловлю после
передачи (выполняемой партнером); ловлю после удара (выполненного нападающим
команды соперников). Мяч может быть пойман с лета или после отскока от площадки.
7

Защитник может ловить мяч одной или двумя руками.
Линия дома - линия, ограничивающая игровую площадку, определяет начало
перебежки нападающими и выноса мяча из игры.
Линия кона - линия, ограничивающая игровую площадку, определяет завершение
и начало перебежек.
Нападающий - игрок, основная функция которого произвести точный удар битой
по мячу, а также совершить полную перебежку с линии дома до линии кона и обратно.
Недействительный удар - засчитывается нападающему в случае: непопадания битой по
мячу; если мяч после удара улетает в аут; мяч не долетает до контрольной линии; бита
вылетает на игровую площадку.
Обманный удар - удар, выполняемый нападающим с целью введения в
заблуждение игроков защиты. Обманные удары характеризуются изменением
исходного положения бьющего, путем выполнения передвижений и смещения центра
тяжести до нанесения удара по мячу.
Осаливание - прием, позволяющий команде защиты, после точного броска мячом
защитника в перебежчика, перейти играть в нападении. С помощью осаливания команда
получает право играть в нападении, все остальные приемы защиты направлены на
создание условий для успешного осаливания соперника. Игрок, совершающий
перебежку считается осаленным, если его коснется в пределах игрового поля мяч,
брошенный в него любым игроком защиты.
Очки - показатель результативности команды. Защитники приносят 1 очко своей
команде при ловле мяча слета. Нападающие получают 2 очка за полную перебежку
оставшись при этом не осаленным.
Перебежка - передвижение игрока нападения с линии дома до линии кона или
наоборот. Подача мяча - технический прием нападающего. Подача мяча проводится
одним из игроков нападения открытой ладонью над кругом подачи на высоту,
указанную нападающим. В момент подачи мяча, нападающий и подающий игроки
располагаются на площадке подающего у круга подачи.
Полная перебежка - передвижение нападающего с линии дома до линии кона, и
возвращение к линии дома, не дожидаясь удара партнера (дается 2 очка).
Передача мяча - технический прием защитников, самый быстрый способ
перемещения мяча по площадке, основной прием, обеспечивающий взаимодействие
партнеров.
Переосаливание - ответное осаливание, производимое игроками нападения.
Перемещение игроков - технический прием, существенно влияющих на мастерство
игроков в лапту и точность их действий. Основными требованиями при перемещениях
являются быстрота, своевременность и целесообразность применяемых приемов. Для
перемещения по игровому полю, игрок в лапту использует ходьбу, бег, прыжки,
остановки и падения.
Площадка очередности - предназначена для ожидания игроками очередности
удара по мячу.
Площадка подающего - предназначена для подачи мяча и произведения удара по
нему. Площадка подающего расположена в центре линии дома. Ширина площадки 3
м, в центре, на расстоянии 50 см от линии дома, диаметром 50 см, чертится круг
подачи.
Пригород - место, откуда совершаются перебежки игроками, выполнившими
удары по мячу.
Приемы, позволяющие избежать осаливание - это система разнообразных
приемов, прыжков, кувырков, совершаемых нападающими с целью увернуться от мяча,
т.е. не быть осаленным. Самоосаливание. Игрок нападения считается самоосаленным,
8

если он начал перебежку и возвратился обратно, не добежав до линии кона (линия
дома), или при перебежке наступил хотя бы одной ногой на боковую линию.
Свеча - пойманный мяч с лета игроком защиты, после удара нападающего.
Скамейка запасных - скамейка, на которой во время игры находятся игроки
команды, не находящиеся в данный момент на поле, удаленные игроки, готовые выйти
на замену, а также официальные представители.
Смена площадок - игроки защиты меняются местами с игроками нападения.
Стойка - положение игрока, постоянно готового выполнять различные действия
на площадке. Защитник должен находится в устойчивом положении на слегка согнутых
ногах, и быть готовым к дальнейшим действиям, связанным с ловлей мяча и выходом
на удобную позицию. Нападающий готовый для начала перебежки.
Спорный мяч - игровой момент, когда судьи в поле по-разному оценивают
нарушение правила.
Судья-информатор - судья, информирующий команды и зрителей о составах
команд, забитых голах, удалении игроков с поля и т. д.
Судья-секретарь - судья, ведущий протокол игры.
Судья-хронометрист - судья, фиксирующий время игры, продолжительность
минутных перерывов, добавленное время.
Тактика игры - предусматривает индивидуальные, групповые и командные
действия, умение правильно воспринимать и анализировать игровую ситуацию и
принимать быстрое решение для выбора технического действия, предвидеть форму
взаимодействий с партнерами.
Техника игры - совокупность специальных приемов и действий в зависимости
от конкретных условий и индивидуальных способностей игроков.
Удары битой по мячу - один из самых сложных технических элементов для
игроков в лапту. Чтобы точно и сильно производить удары по мячу игрок должен
обладать высокой техникой владения битой, зрительной ориентаций, гибкостью тела и
достаточной мышечной силой.
Удар битой по мячу сбоку - выполнение удара нападающим, целью которого
является намерение послать мяч к линии кона.
Удар битой по мячу «свечей» - выполнение удара нападающим целью которого
является намерение послать мяч как можно выше и ближе к контрольной линии.
Удар битой по мячу сверху - выполнение удара нападающим, целью которого
является намерение послать мяч в ближние зоны.
Штрафная зона - предназначена для определения действительности удара по мячу.
Хват - умение правильно держать мяч или биту в руке. Хват мяча должен быть
естественным, при этом пальцы накладываются поперек швов. Держать мяч нужно не
напрягая пальцев, только чтобы не уронить мяч. Мяч можно также удерживать и без
захвата пальцами. Хват биты может быть прямым и обратным.

9

Методические рекомендации по обучению технике игры
Для правильного и целенаправленного обучения школьников технике игры в лапте
необходимо соблюдать определенную последовательность обучения основным
техническим приемам. Учитель в соответствии с программным материалом сам может
подобрать упражнения, с учетом предложенной последовательности.
Обучение технике передачи мяча
Передача мяча прямо перед собой из-за головы, стоя на месте.
То же, но с перевесом тела на впереди стоящую ногу в момент передачи. Передача
мяча сбоку и снизу, стоя на месте.
То же, но с перевесом тела на впереди стоящую ногу в момент передачи. Передача в
сторону (вправо, влево) на месте.
То же, только с шагом в сторону выполняемой передачи.
Передача мяча партнеру, двигающемуся в разных направлениях от передающего мяч.
Передача мяча между игроками, двигающимися навстречу друг другу по прямой, под углом.
Передача мяча между игроками, двигающимися параллельно.
Обучение техники ловли мяча
Ловля мяча двумя руками стоя на месте.
То же, но с переносом веса тела на сзади стоящую ногу в момент ловли мяча. Ловля
мяча, летящего в стороне от ловящего.
То же, только с шагом в сторону летящего мяча. Ловля мяча, прыгающего по
площадке, катящегося. Ловля мяча, летящего «свечой».
Ловля мяча одной рукой (правой, левой) стоя на месте. Ловля мяча одной рукой
(правой, левой) летящего в стороне.
То же, только с шагом в сторону летящего мяча.
Ловля мяча в движении (приставным, скрестным шагом, на бегу). Ловля мяча в
броске, в нападении.
Обучение технике осаливания (бросок мяча в соперника)
Бросок мяча в мишень с близкого расстояния.
То же, с дальнего расстояния.
Бросок по движущимся крупным и небольшим мишеням.
Бросок мяса способом сверху, сбоку, снизу и обратной рукой по движущимся
мишеням. Броски мяча в движении (на бегу, прыжке, в падении). Осаливание
неподвижного игрока. Осаливание игрока, бегущего по прямой, по дуге, зигзагообразно.
Осаливание бегущего игрока правой и левой руками.
Обучение технике ударов битой по мячу
Удар по мячу способом сверху плоской битой. То же круглой битой.
Удары способом сверху в разные стороны (влево, вправо, по центру). Удар по мячу
способом сбоку плоской битой.
То же круглой битой.
Удар по мячу способом «свеча» плоской битой. То же, круглой битой.
Обманные удары разными способами (со сменой способов ударов; со сменой
направления полета мяча, с разной силой).
Удары битой по мячу в игровой обстановке и в соревнованиях

10

Контрольно-тестовые упражнения для обучающихся
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Контрольные упражнения
Бег 30 м
Бег 100 м с изменением направления
Челночный бег 5Х6 м
Прыжок в длину с места, см
Бросок мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками
Подача мяча в круг подачи
Удар битой способом сверху
Удар битой способом «свеча»
Ловля и передача мяча
Бросок мяча в цель

Методика оценивания результатов, обучающихся по учебному предмету
«Физическая культура» (модуль «Лапта»)
Предметом проверки и оценивания успеваемости по учебному предмету
«Физическая культура» является освоение обучающимися учебного модуля «Лапта» с
выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о лапте», «Способы
самостоятельной деятельности», «Физическое совершенствование». При этом выявляется
полнота и глубина знаний теоретических сведений, степень освоения физических
упражнений для самостоятельной деятельности и двигательных действий, характерных для
лапты в объеме изучаемых требований, по 5- бальной оценке по общим дидактическим
критериям.
1.
Оценивание успеваемости на предмет освоения учебного раздела
«Знания по лапте»:
«Отлично» - 5, требования к оценке: развернутый устный ответ на поставленный
вопрос о значении лапты, как средства развития определенных физических качеств
человека; логичное изложение знаний о лапте и мини- лапте как виде спорта, знание
основных правил игры, ее отличия от других видов спорта, знание терминологии лапты,
без дополнительных вопросов учителя, помогающих сформулировать ответ по теме;
«Хорошо» - 4, требования к оценке: устный ответ на поставленный вопрос с
незначительным нарушением логики изложения о значении лапты, как средства развития
определенных физических качеств человека; изложение знаний о лапте и мини- лапте как
виде спорта, незначительные ошибки в описании основных правил игры, незначительные
ошибки в терминологии, с дополнительным вопросом учителя, помогающим
сформулировать ответ по теме;
«Удовлетворительно» - 3, требования к оценке: устный ответ на поставленный вопрос
с нарушением логики изложения о значении лапты, как средства развития определенных
физических качеств человека; недостаточные знания о лапте и мини- лапте как виде спорта,
многочисленные ошибки в описании основных правил игры, многочисленные ошибки в
терминологии, с 2-3 дополнительными вопросами учителя, помогающими сформулировать
ответ по теме.

11

2.
Оценивание успеваемости на предмет освоения учебного раздела
«Способы самостоятельной деятельности»:
«Отлично» - 5, требования к оценке: развернутый устный ответ на поставленный
вопрос о правилах личной гигиены, правилах ухода за спортивным инвентарем по лапте, о
содержании физических упражнений для включения в план самостоятельных занятий; демонстрация практических навыков в выполнении нескольких (на выбор) физических
упражнений из плана самостоятельных занятий, без замечаний учителя к их выполнению;
«Хорошо» - 4, требования к оценке: - устный ответ, с незначительным нарушением
логики изложения на поставленный вопрос о правилах личной гигиены, правилах ухода за
спортивным инвентарем по лапте, незначительные затруднения в формулировке содержания
физических упражнений для включения в план самостоятельных занятий; - демонстрация
практических навыков в выполнении нескольких (на выбор) физических упражнений из
плана самостоятельных занятий, с замечаниями учителя по их выполнению;
«Удовлетворительно» - 3, требования к оценке: - устный ответ с нарушением логики
изложения на поставленный вопрос о правилах личной гигиены, правилах ухода за
спортивным инвентарем по лапте, значительные затруднения в формулировке содержания
физических упражнений для включения в план самостоятельных занятий; - затруднения в
демонстрации практических навыков в выполнении одного (на выбор) физического
упражнения, с замечаниями учителя к его выполнению.
3.
Оценивание успеваемости на предмет освоения учебного раздела
«Физическое совершенствование», производится путем оценивания практического
выполнения учащимися технических элементов лапты.
3.1.
Выполнение, из площадки подающего, ударов битой по мячу способом
«сверху» во 2-ю и 3-ю зону. Количество ударов определяет учитель с учетом этапа
обучения:
«Отлично» - 5, требования к оценке: все произведенные удары результативны, когда
мяч после удара перелетает контрольную линию, не улетает за боковую линию («аут»);
«Хорошо» - 4, требования к оценке: результативны 70 процентов произведенных
ударов, когда мяч после удара перелетает контрольную линию, не улетает за боковую
линию («аут»);
«Удовлетворительно» - 3, требования к оценке: результативны 50 процентов
произведенных ударов, когда мяч после удара перелетает контрольную линию, не улетает
за боковую линию («аут»).
3.2.
Подача мяча в круг подачи. Учащийся располагается в площадке подающего,
рядом к кругу подача. После подачи мяча на высоту не менее 2 метров мяч должен попасть в
круг подача. Количество подач определяет учитель с учетом этапа обучения:
«Отлично» - 5, требования к оценке: все произведенные подачи результативны, мяч
всегда попадает в круг подачи;
«Хорошо» - 4, требования к оценке: результативны 70 процентов произведенных
подач мяча, когда мяч попадает в круг подач;
«Удовлетворительно» - 3, требования к оценке: результативны 50 процентов
произведенных подач мяча, когда мяч попадает в круг подач.
3.3.
Ловля мяча после передачи партнера. Учащиеся располагаются в 10 метрах
друг от другу, один передает другому мяч с разными направлениями (напрямую, влево,
вправо, вверх, вниз). Количество передач и направление полета мяча определяет учитель с
учетом этапа обучения:
«Отлично» - 5, требования к оценке: все произведенные передачи мяча результативны,
мяч всегда попадает в руки учащегося;
«Хорошо» - 4, требования к оценке: результативны 70 процентов передач мяча, когда
12

мяч от партнера попадает в руки учащегося;
«Удовлетворительно» - 3, требования к оценке: результативны 50 процентов передач
мяча, когда мяч от партнера попадает в руки учащегося.
3.4.
Бросок мяча в цель. Круг размером 1 метр располагается в 10 метрах от
учащегося (на стене, на стойке), бросок мяча любой рукой. Количество бросков
определяет учитель с учетом этапа обучения:
«Отлично» - 5, требования к оценке: все произведенные броски мяча результативны,
мяч всегда попадает в цель;
«Хорошо» - 4, требования к оценке: результативны 70 процентов бросков мяча, когда
мяч попадает в цель;
«Удовлетворительно» - 3, требования к оценке: результативны 50 процентов бросков
мяча, когда мяч попадает в цель. 60
При проверке и оценивании обучающихся в формировании определённых физических
качеств учитываются изменения в их росте за время учебного года, периода обучения,
четверти, полугодия. В содержание домашних заданий преимущественное место занимают
упражнения для развития физических качеств. Проверять домашнее задание следует
систематически. Основным критерием оценки успеваемости при этом является факт
улучшения изменяемых показателей за определённый период времени. Оценивания
успеваемости обучающихся, отнесённых к подготовительной медицинской группе,
проводится на общих основаниях, за исключением проверки результатов выполнения тех
физических упражнений, которые им противопоказаны.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».